Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в условиях реализации УМК "Начальная школа XXI века"
методическая разработка (1 класс) по теме

Проблема учебной деятельности относится к таким педагогическим

проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, требуя постоянного внимания и дальнейшего раскрытия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной

самостоятельности младших школьников в условиях реализации   УМК «Начальная школа XXI века»

                                               Нужно, чтобы дети по возможности

                                               учились самостоятельно, а учитель

                                               руководил этим самостоятельным

                                              процессом и давал для него материал.

К.Д.Ушинский

Проблема учебной деятельности относится к таким педагогическим

проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, требуя постоянного внимания и дальнейшего раскрытия.

Так что же такое учебная  деятельность, которая в определённое время – в 7- 8 лет жизни ребёнка становится ведущей формой его жизнедеятельности?

В психологическом словаре говорится, что учебная  деятельность – достаточно сложное понятие. Иногда оно рассматривается как синоним научения, учения, обучения. Если учесть, что речь идёт о деятельности учащегося, ученика, то поясняется, что это его деятельность в учении. Значит, в учебной деятельности ученик учится.

Понятийная расшифровка учебной деятельности, подчёркивающая самостоятельность учащихся в присвоении, приобретении знаний, требует вдумчивого отношения к слову «учиться» (входящего в круг слов, раскрывающих рассматриваемое понятие «учебная деятельность», привлекая внимание к уточнению лексических истоков этого слова, означающих

« учить самого себя».

        Вслед за этим встаёт резонный вопрос – «А надо ли себя учить учиться»? Ведь учебной деятельностью в школе мы занимаемся и занимаемся. Тут-то сама она и складывается, формируется. Но тогда возникает встречный вопрос – «Почему же успехи в этой  деятельности  разные»? У одних – хорошие, у других весьма скромные. У одних они не требуют запредельных усилий, у других – требуют, но при достижении далеко не желаемых результатов.

        Следующий вопрос – «научить себя учиться должен сам ученик»? Может, конечно, и сам, но скорее всего – методом проб и ошибок.

        Подход к ребёнку как к активному субъекту  деятельности связан с определённостью и в понимании меры самостоятельности ребёнка в этой  деятельности. Ведь умение учить самого себя, приобретаемое в ходе овладения учебной деятельностью, как правило не приходит к ребёнку без помощи учителя. Учебная деятельность, как  и любая деятельность ребёнка осуществляется в сотрудничестве со взрослыми. Прежде всего – с учителем, и, конечно, учитель может и должен сократить путь школьника к её присвоению.

        Но для этого учитель обязан тщательно разбираться в сути и особенностях учебной деятельности, как  и в приёмах  и способах нацеленной помощи разным детям в овладении ею. Укрепляет учителя в необходимости такой работы, во – первых, понимание того, что формирование учебной деятельности определяется как главное в современном начальном обучении, направленном на оптимальное развитие каждого ученика, являясь средством (механизмом) развития каждого. Во – вторых, - учебная  деятельность непосредственно связана с кардинально новым  в развитии ребёнка, а его личностном развитии.

         Итак, овладение учеником учебной деятельностью – его самостоятельной          деятельностью в усвоении знаний, умений, навыков – представляет собой заключительный этап процесса, требующего в оптимальном варианте достаточно длительного обоюдного участия в нём ученика и учителя.

Руководство учебной деятельностью в ходе её формирования у школьников требует от учителя не только чёткости в понимании подлинного смысла и назначения учебной деятельности (состоящего в конечном итоге в умении постоянно учить самого себя), но и знания её психолого – педагогической значимости, как и её особой структурно – содержательной

определённости.

        Характерное для структуры  учебной деятельности состоит в органическом единстве трёх составляющих её частей: информационно- ориентировочной (1-я), операционно – исполнительской (2-я), контрольно – оценочной и коррекционной (3-я).

         Назначение первой части учебной деятельности предполагает вхождение ученика в конкретную учебную ситуацию, её анализ  и определение  (в умственном плане) предстоящих учебных действий. Реализация этой части учебной деятельности предполагает  в конечном итоге выполнение следующих этапных операций – при безусловном постоянном их осуществлении (исключающем как пропуск какого-либо этапа, так и форсирование во времени овладения ими).

         1. Вычленение в задании учебно- значимой информации, то есть содержащейся в нём задачи, которую предстоит решит или поставить.

        2.Продумывание  возможных вариантов решения задания, выбор лучшего решения.

        3.Составление общего плана решения задания.

        4 Установление последовательности планируемых необходимых действий.

        5. Выбор средств, с помощью которых задание может быть решено.

        6. Предварительное (прогнозирующее) оценивание результатов намеченных планов и действий.

        Активность учащихся, заданная и обусловленная конкретной программой интеллектуальных действий, связана с формированием учебной мотивации, систематического самостоятельного добывания и усвоения знаний, а со временем – и потребности в учении.

         Мотивация – как источник поведения (действий) направляет человека и регулирует его поведение. В данном случае – школьника в учебной деятельности. Мотивационные механизмы первоначально связаны с внешними воздействиями, идущими от обстановки, от окружающих людей. И, безусловно, учитель является организатором соответствующей обстановки, вызывающим и укрепляющим учебную мотивацию учащихся.

        Осуществление продуманных действий составляют вторую часть учебной деятельности,  в ходе  которой нельзя терять условий задания, «соскальзывать» с них, не доведя решение задания до завершения, до конца.

        Проверка правильности  выполняемых  действий и исправление при необходимости допущенных ошибок составляют третью часть учебной деятельности.

        Установление правильности или неправильности своих действий даёт возможность школьнику на следующем этапе решать учебные задания более сознательно. Итоговый контроль в соединении как с процессуальным

 ( осуществляемым по ходу деятельности), так и с прогнозирующим контролем (предваряющим результаты ещё неосуществлённых действий) делает его интеллектуально направленным, сочетающимся с постоянной проверкой принимаемых решений и действий. 

Таким образом главная задача учителя - это формирование компонентов учебной деятельности.

При этом под формированием компонентов учебной деятельности понимается не « насильственная» деятельность «извне», а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся. Роль педагога в этом процессе  состоит ещё и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приёмы.

Для раскрытия личности ребёнка весьма важно найти  системообразующий  компонент. В качестве такого механизма  авторы  УМК «Начальная школа XXI века» выделяют          познавательную самостоятельность, которая, являясь интегральным показателем развития ребёнка в целом, позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.    

    Авторы УМК «Начальная школа XXI века» рассматривают самостоятельность как обязательное качество ученика, как важнейший компонент ролевого поведения школьника.

Какие способы учебной работы предлагают они, чтобы сформировать у младших школьников потребность в самостоятельных действиях?

Средства обучения УМК дают возможность индивидуально подойти к ученикам, готовым выполнить  задание самостоятельно, без указания и инструкции педагога (высокий уровень самостоятельности); работать с учащимися, способными проявить  самостоятельность при соблюдении определённых педагогических условий (средний уровень), а также предложить свою помощь ученикам,  которые способны сделать самостоятельно лишь отдельные действия (низкий уровень). Такая возможность предоставляется при работе с коррекционно – развивающими тетрадями, а также с разноуровневыми заданиями рабочих тетрадей.

Известно, что на развитие познавательной самостоятельности ребёнка оказывает множество факторов: стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами учёные и педагоги – практики выделяют среду – окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как  личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним.

Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность лучше всего создаёт совместная деятельность.            

Учебники и рабочие тетради по всем предметам   УМК дают ученикам возможность работать  в условиях совместной деятельности разного типа (в группах, парах, индивидуально), что позволяет учитывать степень развития их самостоятельности. Ученик с низким уровнем самостоятельности сначала наблюдает за работой других детей, а затем постепенно сам в неё включается: сегодня выполнил только одно действие, завтра – два, а послезавтра он может взять на себя ответственность за выполнение отдельного задания от начала и до конца. Если команду образуют дети с низким уровнем самостоятельности, учитель может выступить в роли лидера этой группы, помочь определиться каждому в выборе посильного задания или   действия, стимулировать стремление к самостоятельности, оказывая помощь ученику, который выбрал задание выше своих способностей, но стремится проявить себя в деятельности.

Работа  в условиях совместной деятельности разного типа (в группах, парах) побуждает ученика к активным действиям. Он не может долго быть наблюдателем: учащийся имеет возможность  проявить инициативу; учится планировать свои действия и убеждать в их правильности одноклассников, применять свои знания и представления. В условиях совместной деятельности школьник более внимательно относится к оценке своего участия в выполнении общего задания, поэтому обращения за помощью в случае затруднения носят осознанный характер, а формулируемые вопросы о неизвестном или не понимаемом - более конкретны.

И ещё одна особенность построения обучения в УМК «Начальная школа XXI века»: изменение доли учебных заданий продуктивного творческого характера. Увеличение числа упражнений, выполнение которых связано с размышлением, обсуждением предположений, выбором и объяснением правильного ответа, поиском альтернативы и т.п., прямо относятся к учебным заданиям, развивающим самостоятельность  ученика.

Сегодня, когда уровень развития  ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на её организацию в обучении, начиная с начальной школы.           Умелое использование УМК  «Начальная школа XXI века» позволяет решить эту задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами уроков окружающего мира.

Младший школьный возраст является важным этапом активного накопления знаний об окружающем мире, формирования экологической культуры, отношения ребёнка к природному и социальному окружению....

Тема самообразования"Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через внеурочную деятельность."

В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Развитие познавательных способностей младших школьников  на сегодняшний день ост...

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики»

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики»...

Доклад " Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики"

В материалах  ФГОС одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как  ус-ловия её самоактуализации»....

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как условие развития познавательной самостоятельности младшего школьника

В статье рассматривается познавательная самостоятельность младшего школьника как характеристика субъекта учебной деятельности в условиях применения проектной деятельности младшего школьника на уроках ...