Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами уроков окружающего мира.
статья на тему

Полозова Ирина Анатольевна

 

Младший школьный возраст является важным этапом активного накопления знаний об окружающем мире, формирования экологической культуры, отношения ребёнка к природному и социальному окружению.  В этот период важно научить осознавать собственный опыт, пользоваться им в условиях различных видов деятельности, рефлексировать. Учебный курс «Окружающий мир» помогает решать данные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами уроков окружающего мира.

Полозова И.А.

        В начальном образовании за последние годы произошло стремительное движение от проблемы вооружения обучающихся знаниями, умениями, навыками к проблеме организации их активной социальной и творческой деятельности. На смену «зуновской» концепции пришли системно-деятельностный и компетентностный подходы, личностно-ориентированное обучение. В основе работы учителя с учеником лежат принципы, которые исключают какие-либо эталоны и образцы, а предполагают организацию поисковой активности, проблемных ситуаций, противоречий на каждом уроке.         

Правомерность и успешность системно-деятельностного подхода в образовании подтверждали и использовали в своей практике великие педагоги. В книге «Руководство к образованию немецких учителей» А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение… Потому самодеятельность – средство и одновременно результат образования». Те же идеи высказывал великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».  Слова  К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Творческий, преобразующий характер деятельности тесно связан с активностью и самостоятельностью индивида. Младший школьный возраст является важным этапом активного накопления знаний об окружающем мире, формирования экологической культуры, отношения ребёнка к природному и социальному окружению.  В этот период важно научить осознавать собственный опыт, пользоваться им в условиях различных видов деятельности, рефлексировать. Учебный курс «Окружающий мир» помогает решать данные задачи.

 Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира я использую  исследовательскую, поисковую, творческую деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Осознанность и активность школьников  в реализации данного процесса в первую очередь зависит от уровня сформированности организационных умений, а именно умений:

- определять и формулировать учебную и практическую задачи;

- составлять план действий по решению учебной или практической задачи;

- действовать по плану, а именно сопоставлять свои действия с поставленной учебной или практической задачей и планом;

- выполнять контрольно-оценочную деятельность, рефлексировать.

В начальной школе количества отведённых часов и материала учебника недостаточно для полноценного формирования у учащихся экологической грамотности. Поэтому считаю необходимым прививать навыки экологической культуры также во внеурочной и  исследовательской деятельности, которые можно осуществлять только при создании условий  для развития самостоятельности учащихся.

В свете формирования познавательной активности и самостоятельности младшего школьника, подготовка сообщений к уроку имеет многостороннее значение. Кроме общего развития навыков самостоятельной познавательной деятельности она формирует общеучебные умения: умение излагать, правильно передавать смысл прочитанного, составлять план изложения, находить главное, устанавливать связи между изучаемыми объектами, явлениями, фактами и событиями. Сообщения способствуют укреплению интереса к окружающему миру, служат средством развития интеллектуальных способностей младших школьников,  речи, мышления, кругозора, умения выступать перед аудиторией.  

На начальном этапе работы по подготовке сообщений в классе эффективные результаты даёт использование следующего приёма. Вывешиваю плакат с изображением какого-нибудь животного, например, «мудрой совы», внизу этого изображения находятся кармашки. В кармашки помещаю вопросы, а учащимся предлагаю найти ответы на предложенные вопросы, используя для этого дополнительные информационные источники.  Предлагаемые вопросы разные и по сложности, и по содержанию, и по объёму. Например: «Почему на лугу насекомых много, а птиц мало?», «Чем различаются мел, известняк и мрамор?» Вопросы, разные по уровню сложности, записываю на разноцветных разноуровневых карточках. Обучающиеся могут сами выбрать для себя задание определённого уровня сложности. Дети ищут ответы, используя дополнительные источники информации, записывают их и отдают на проверку.  При организации такой работы в начале каждого урока окружающего мира организую пятиминутку интересного ответа в целях осуществления контроля.

Формированию самостоятельности способствует также приём предварительного ознакомления с материалом, который учащиеся будут изучать позже. Например,  до прохождения темы  «Весна в природе» размещаю в классе красочно оформленный  информационный лист с темой будущего урока и разделов этой темы. Примерно за две недели до знакомства с темой «Весенние изменения в природе», учащиеся уже знают, что на предстоящих уроках они познакомятся с весенними изменениями в неживой природе, изменениями в живой природе (в мире растений, насекомых и птиц, диких и домашних животных). В классе детьми организуется выставка книг, журналов, которые содержат информацию по предложенной теме. Ребята с удовольствием читают то, что им больше всего понравилось, наиболее заинтересовало. Постепенно сообщения к уроку становятся более объёмными и содержательными.

 Подготавливая ученика к такому виду самостоятельной работы как сообщение, строю свою работу следующим образом. С учеником провожу обсуждение темы и цели сообщения. После постановки цели работы, предлагаю ребёнку самостоятельно подобрать необходимую литературу и принести её в класс. Ознакомившись с содержанием материала, который подобрал ученик, даю рекомендации по организации дальнейшей работы, предлагаю другие источники информации: журналы, книги, энциклопедии, электронные материалы. Предлагаю ученику составить план сообщения на основе подобранных материалов в соответствии с поставленной целью. Совместно корректируем составленный план, если в этом есть необходимость, и ученик приступает к составлению чернового варианта сообщения, пользуясь памятками «Как работать с текстом», «Как подготовить краткий пересказ», «Как подготовить сообщение и выступить с ним на уроке». Затем проводится совместный анализ чернового варианта сообщения, выявляется, насколько соответствует поставленной цели содержание, логичность изложения, познавательная ценность и, что очень важно, продолжительность изложения материала. Очень важно помочь ученику подобрать необходимый иллюстративный материал, обсудить, каким он должен быть по объёму и качеству изображения, продумать способ демонстрации.

Важным этапом в подготовке учащихся к сообщениям  является ознакомление с требованиями, предъявляемыми к речи выступающего. Проводится работа над произношением, темпом, интонацией, громкостью и правильностью речи.

Детям, испытывающим трудности в подготовке индивидуальных сообщений, даю готовый план доклада, а также предлагаю конкретные источники информации, готовый набор иллюстраций и объясняю способы их включения в доклад.  Описанные методы помогают мне добиться осознания и понимания учеником содержания представляемых материалов. Постепенное приобщение всех учащихся к работе над сообщениями создаёт условия для формирования в каждом ребёнке уверенности в своих силах, снимает психологические барьеры, создаёт ситуацию успеха для каждого ученика.

Сообщения учащихся, как и любой вид самостоятельной работы, играют роль не только ответа, подлежащего оцениванию, но и являются  средством обучения всего класса. В этом случае обучающимся должны быть предложены задания на основе изложенных в докладе сведений. Задания предусматривают разнообразные приёмы мыслительной деятельности: воспроизведение, сравнение, обобщение, классификация. Например, при изучении темы «Размножение животных», правильность и полноту знаний помогают проверить задания репродуктивного характера: «Что нового вы узнали о развитии и размножении птиц?», «Как размножаются и развиваются насекомые?» «Как заботятся о своём потомстве звери?». Выполнение заданий на сравнение, классификацию, обобщение способствуют интеллектуальному развитию учащихся, поскольку их выполнение  основано на активной мыслительной работе по выведению новых знаний на основе уже имеющихся. На уроке по изучению особенностей размножения и развития животных содержание вопросов и заданий может быть следующим: «Сравни развитие рыб и земноводных, земноводных и пресмыкающихся» (используется приём сравнения), «Существует ли взаимосвязь между особенностями размножения животных и их образом жизни?» (установление причинно-следственных связей), «Сделай         выводы …» (используется приём обобщения).

Большое разнообразие в работу класса на основе подготовленного учеником сообщения вносят приёмы, организующие познавательную деятельность учащихся. Это приёмы групповой, индивидуальной работы, работы в парах. Дети, работая в парах или группах, продумывают и задают вопросы докладчику. Вопросы по докладу, обращённые ко всему классу или к отдельным ученикам, могут исходить и от самого выступающего. Данная работа может проходить в форме викторины. В этом случае установление группового или индивидуального первенства развивает познавательный интерес и способствует непреднамеренному запоминанию изучаемого материала.

Используя описанные методы в своей педагогической практике,  я создаю условия для осознания учащимися важности получения знаний.  Участвуя в подготовке сообщений к урокам окружающего мира, дети знакомятся с новым для себя видом работы:

- узнают, что такое планирование, и учатся планировать работу;

- учатся работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;

- знакомятся с требованиями к сообщению;

- узнают, какими бывают источники информации (книги, журналы, словари, учитель, родители), учатся работать с разными источниками;

- учатся оценивать конечный результат.

- получают опыт выступления перед аудиторией.

Таким образом, подготавливая сообщения к уроку, выступая в качестве субъекта деятельности, определяя её цель, открывая новые знания, выбирая пути решения возникающих проблем, неся ответственность за свою работу, учащиеся подходят к более сложному и объёмному виду работы к исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Стандарт ФГОС 2 поколения ставит новые цели перед образованием и требует от выпускника начальной школы не только владения системой знаний умений и навыков, но и воспитание человека любознательного, с ...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира...