Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
учебно-методический материал на тему

Силаева Лариса Александровна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Развитие познавательной активности младших школьников   на уроках окружающего мира.

         Среди многообразия учебных программ, используемых в начальной школ, мне хочется выделить программу «Школа России» и особо остановиться на предмете «Окружающий мир».

         Курс «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт детям материал естественных и социально-гуманитарных наук.

        Целью его изучения является формирование у ребёнка целостной , картины мира, в котором он должен осознать себя его частью, что создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы, а также  для дальнейшего развития личности.

       Для того, чтобы личность развивалась не обойтись без познавательной активности, которая обеспечит глубокую убежденность ученика в необходимости познания и найдет проявление в осознании им цели своей деятельности, которая  «подталкивает» ученика  к энергичным действиям.

              Этого требует федеральный   государственный   стандарт, который ориентирован   не только на «знаниевый» , но и  на «деятельностный компонент образования», ставящий главной целью — развитие личности учащегося.

       В современном   мире человек должен не только потреблять знания, а самостоятельно   уметь их добывать. Жизнь   богата   нестандартными ситуациями, требующих  от нас широты  интереса  - интереса  к познаниям, или  познавательной  активности. В процессе этого   происходит овладение содержанием учебных предметов, умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

         Каким образом активизировать познавательную деятельность на уроках окружающего мира в современной начальной школе?

В работах ученого-педагога Г.М.Муртазина сказано, что активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их, затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.

Современная дидактика предполагает несколько  классификаций методов.

      По типу познавательной деятельности можно выделить следующие методы:

  -объяснительно-иллюстративный: использует учитель , когда необходимо дать детям новую, еще неизвестную им, информацию. Например, дать понятия о трех состояниях вещества: твердом, жидком и газообразном;  представление об охране природы, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и т.п.;

 (приём: рассказ, беседа, например представление об охране природы, работа с картографическими пособиями, планом, картой, глобусом));

 -  репродуктивный (предполагает   восприятие и запоминание сообщаемой информации);

 -  частично-поисковый  (эвристический) применяемые учителем  в тех случаях, когда необходимо учить детей самостоятельно использовать полученные знания на практике, в решении различных задач и проблем. При этом учитель, организуя познавательную деятельность своих подопечных, помогает им, направляет их самостоятельный поиск в получении новых знаний. Частично поисковые методы используются при обучении учащихся классифицировать предметы по группам, выделять главные признаки, по которым осуществляется классификация; пересказывать тексты, выделять главную мысль прочитанного; сравнивать предметы друг с другом; устанавливать последовательность событий; выявлять их связи и др. (здесь отрабатываются умения применять знания в различных ситуациях);

 -  проблемное изложение: от информативного рассказа учителя проблемное изложение отличается тем, что учитель излагает материал не в завершенном виде, а ставит в процессе и рассказа задачи. Ставя задачи, показывает учащимся, как они решались в науке, делая их как бы участниками научного поиска и открытий)

- исследовательский: используется тогда, когда учитель хочет увидеть, как его учащиеся   сами, без его помощи, применяют усвоенные знания и умения в незнакомых ситуациях. Например,  классифицировать различные листья по принадлежности их деревьям.

        Для активизации познавательной деятельности   целесообразно использовать задания, при выполнении которых младшие школьники учатся проводить наблюдения и ставить опыты в домашних условиях, с помощью родителей.  

Для выполнения такого домашнего задания предлагаю детям инструкцию по выполнению задания и   рекомендую фиксировать результаты   наблюдения в таблицу.

 Изучая тему в первом классе “Лёд и снег”, рассматривали, сравнивали, а затем решали проблему: как снег превращается в лёд. (Домашний опыт)

Урок   «Окружающего мира» в 3 классе по теме:  «Что такое почва?»

  Задание

  1. Возьми литровую стеклянную банку, насыпь в неё чередующимися слоями чернозём и светлый песок так, чтобы сверху был песок. Банку поставь в слабо освещённое место или оберни бумагой, следи за влажностью: почва должна быть слегка увлажнённой. Помести в банку двух дождевых червей.  Наблюдай, что произойдёт? Вывод запиши и обсуди в классе.

    Вывод: переползая из слоя в слой, черви   перемешивают слои чернозема и песка.

    Этот опыт помогает наглядно выяснить роль дождевых червей в почвообразовательном процессе.

  1. В двух одинаковых цветочных горшках вырасти пшеницу. В один из горшков посади дождевых червей, а в другой нет. Проведи наблюдения за развитием растений, сделай зарисовки и подготовь  сообщение о результатах опыта.

     Вывод: в горшке, где были черви, растения гуще, зеленее - черви участвуют не только в формировании почвы, но и в повышении ее плодородия. Разрыхленная ими почва лучше насыщается воздухом и больше впитывает влаги, что способствует лучшему росту и развитию растений.

- В процессе обучения младшего школьника всё более широкое применение находит метод проекта. Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.

Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. Темы проектов заложены в программу. К урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета, печатными источниками из библиотеки) дети научатся готовить их сами.

       Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и « открытия» новых знаний , решает задачи проблемного характера, что широко применяется учителями начальных классов.

      Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения.

      Проблемную ситуацию для ребенка создает вопрос учителя или учебника, учебного пособия, на который он должен ответить. Но этот вопрос должен соответствовать фонду знаний и умений, имеющихся у ребенка. К тому же учитель должен знать и другое: научился ли ребенок самостоятельно решать те задачи, которые перед ним ставились ранее, научился ли он понимать, что знания - это и есть способ, тот инструмент, при помощи которого он может решить поставленную задачу.

      Изучая тему “Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?”, учащиеся первого класса знакомятся   с отрицательным персонажем Злючкой-Грязючкой, которая загрязняет воду. Перед детьми ставится  проблемный вопрос:

 - Подумайте, как можно защитить воду от Злючки-Грязючки?

       Детям предлагается   написать   мини-сочинения, в которых они  излагают своё видение проблемы и предлагают  пути её решения.

      Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. И  важно  в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
       
 Задание «Посмотри на мир чужими глазами». 

         Задание «Давайте вместе подумаем»:

Как птицы узнают дорогу на юг?
Почему весной появляются почки на деревьях?
Почему течёт вода?
Почему дует ветер?

Почему металлические самолеты летают?
Почему бывают день и ночь? и др.

Примеры использования проблемных задач на уроках «Окружающего мира».

Урок «Окружающего мира» в 3 классе по теме: « Вода. Превращение воды»

- Почему морская вода имеет вкус?

- Задание для Золушки. Мачеха приготовила смесь из песка, соли и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды?

      Урок  «Окружающего мира» в 3 классе по теме: «Кто что ест?»

Для того чтобы учащиеся лучше представили себе пищевые связи в природе, создаем с ребятами модели цепей питания. После составления, которых, обязательно ставится перед детьми экологическая задача, типа:

 -  Что произойдет, если люди уничтожат всех песцов?

 -  Водоросли, мелкие ракообразные, рыба,   тюлень, белый медведь.

     Что будет, если в Арктике резко сократится численность белых         медведей?

 -   В результате интенсивного лова почти полностью уничтожены некоторые промысловые виды рыб. Как это может отразиться на природе Арктики?

       Дети самостоятельно приходят к выводу, что все составные части окружающего мира взаимосвязаны, человек обязан предвидеть результаты своей деятельности, а в данном случае ограничить, а во многих случаях запретить охоту на животных, ограничить ловлю рыбы.

      Проблемное обучение должно пронизывать весь учебный процесс. Но нужно помнить, что нельзя строить его только на проблемах, которые дает детям учитель или учебник.

   С приходом ребёнка в школу изменяется его ведущая деятельность, из игровой превращается в учебную. Этот процесс осложняется возрастными особенностями: слабая переключаемость внимания, непроизвольностью памяти и мышления. Поэтому в 1-2 классах я часто обращаюсь к  игровой технологии, ведущим методом которой является игра.  Она необходима на уроке и является средством активизации учебной деятельности младших школьников.

     Типы дидактических игр:

-Дидактическая игра – средство развития интереса к учебному предмету. «Рассели животных в домики», «Чьи детёныши?».

-Игра-путешествие: способствует закреплению учебного материала, позволяет установить взаимосвязи. Цель: усиление впечатлений от увиденного, обращается внимание на то, что находится рядом. «Отправляемся путешествовать»

- Игра – поручение. Можно использовать на этапе закрепления.  В основе лежат действия с предметами, игрушками: «Помоги Незнайке определить, с какого дерева упали листья», «Проверь выполнение домашнего задания Буратино», «Объясни Незнайке правила движения» и т.д.

-Игра – предположение. Дидактическое содержание заключается в том, что перед детьми ставится задача или создаётся ситуация, требующая осмысления последовательности действий: «Что было бы…?»,  «Что бы ты сделал,,.?,  «Кто быстрее сообразит?».

- Игра – загадка. Используется для проверки знаний, находчивости. Разгадывание  загадок  развивает  способность к обобщению, анализу, формирует умение рассуждать и делать выводы.

-Игра – беседа. Основным средством является слово, рассказ о чём-то, словесный образ. Ценность этой игры заключается в том, что она предъявляет требования к активизации мыслительных процессов, единства слова, действия, мысли и воображения.

- Деловая игра. Проводится по плану, сценарию, поэтапно. Тема «Организм человека» - «Телепередача из цикла «Здоровье», «На приёме у врача».

      Каждый метод обучения должен выбираться и использоваться во взаимной связи с другими методами обучения, так как универсального всеобъемлющего метода не существует. Выбирая методы, учитель должен учитывать требования обучения. Многообразие методов позволяет применять многочисленные их комбинации, что предполагает учет особенностей данного содержания и конкретных условий обучения, но вместе с тем позволяет оживлять процесс обучения, делая его более интересным для детей.

        Развитию познавательной активности способствует проведение нетрадиционных уроков окружающего мира :

Урок – игра «Что? Где? Когда?», урок –путешествие «Где живут белые медведи?» «По Золотому кольцу Росии», , урок –КВН, круглый стол «Экономия воды в быту» (Тема «Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода? Куда уходит вода?»), круглый стол «Пачкуны и разрушители» (Тема «Откуда и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?»), урок –викторина  «Зелёная аптека», урок - экскурсия и т.д.

           Программа « ШКОЛА РОССИИ»  предоставляет  нам возможность изучения курса « Окружающий мир» через проведение  различных  типов уроков ,   в каждом из которых через познавательную деятельность дети ненавязчиво и с большим интересом постигают основы бытия, прослеживают цепочку взаимосвязи животного и растительного мира, живой и неживой природы. А также имеют возможность осознать себя ее частью, частью природы. Зачастую к данному осознанию помогают детям прийти родители. Они являются активными помощниками учителя и вместе с детьми при подготовке  домашних заданий проводят исследования , ставят опыты, собирают материал для дальнейшей работы в классе.

Роль учителя в развитии познавательной активности младших школьников.

     

    Познавательная активность формируется средствами отбора информации и путей включения учащихся в познавательную деятельность. Информация должна быть доступна, понятна и интересна детям.

    Учитель на уроке имеет возможность «раскрыть» таланты ребёнка для того, чтобы  он в дальнейшем  реализовал себя  в современном мире. Поэтому так важно выражать одобрение по поводу малейших  удач и отмечать каждый их успех. Только в этом случае познавательная активность учащихся проявится во всех направлениях учебной деятельности.

     Учителю на уроке необходимо:

  •  создавать атмосферу доброжелательности;
  • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
  • не отступать то главного учебного материала ( темы);
  • не допускать «перегрузки» учащихся;
  • использовать индивидуальный и дифференцированный подход;
  • дозировать объём  домашних заданий;
  • создавать условия для развития личности на уроке.

Используемая итература и сайты:

http://www.common-pedagogics.ru/lektsii-po-vvedeniyu-v-pedagogicheskuyu-professiyu/78-didakticheskie-principy.html

http://referatwork.ru/refs/source/ref-3156.html

http://www.pandia.ru/text/78/281/17507.php

http://xreferat.ru/71/6731-1-metody-razvitiya-poznavatel-noiy-aktivnosti-obuchaemyh-i-realizaciya-ih-na-zanyatiyah-po-ekonomicheskim-disciplinam.html
http://pedlib.ru/Books/6/0380/6_0380-128.shtml#book_page_top

Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/metodicheskaya-razrabotka-razdela-obshcheobrazovatelnoy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами уроков окружающего мира.

Младший школьный возраст является важным этапом активного накопления знаний об окружающем мире, формирования экологической культуры, отношения ребёнка к природному и социальному окружению....

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов...

Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...

Формирование познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Учебно-методическая публикация по проблемам образования обучающихся ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Стандарт ФГОС 2 поколения ставит новые цели перед образованием и требует от выпускника начальной школы не только владения системой знаний умений и навыков, но и воспитание человека любознательного, с ...