Доклад " Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики"
презентация к уроку (2, 3 класс) на тему
В материалах ФГОС одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как ус-ловия её самоактуализации».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 424.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной ин-теллектуальной работе, самостоя-тельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём влас-телинами.» Ш.А. Амонашвили .
В материалах ФГОС одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как ус-ловия её самоактуализации ». Одна из главных задач учителя – научить каждого ребёнка быть самостоятельным. Важным фак-тором развития познавательной самостоятельности является орга-низация работы с детьми на уроке.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания , но он организует деятельность обучающихся . Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение .
Самостоятельность −это качество , которое выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
Основные этапы развития самостоятельности: 1 этап - этап подражания.( по готовому образцу копирует действия учителя.) 2 этап - этап частичной самостоятельности.(ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления). 3 этап - ( этап более полной самостоятельности) ребята выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в наиболее знакомых видах деятельности.)
Существует 4 типа самостоятельных работ: 1. Самостоятельная работа по образцу. 2.Творческая самостоятельная работа. 3.Вариативная самостоятельная работа. 4. Конструктивная самостоятельная работа.
Виды продуктивных заданий, например: 1. Поиск закономерностей 2. Классификация математических объектов. ( выражений, геометрических фигур.) 3. Задания с недостающими или лишними данными. 4. Выполнение задания разными способами. 5. Самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений. 6. Нестандартные задания.
Формы самостоятельных работ: 1. Математические диктанты с проверкой и взаимопроверкой. 2. Самостоятельные работы с предварительным разбором. Затем дается подобная задача, а далее задание с усложненным элементом. 3. Тестирование.( помогают выявить пробелы.) 4. Дидактические игры.
Задачи на движение – направленные на развитие познавательной самостоятельности. Учитель : Опишите ситуацию на рис. 1 и 2 . рис. 1 рис. 2
Ученик . Гусенице и муравью надо доползти до яблока. Учитель . Кто раньше начал движение? Кто позже? Ученик . Одновременно. Учитель . Составьте условие задачи по этим рисункам. Дети фантазируют. Учитель обобщает: Кто быстрее доберется до яблока? На сколько минут больше потребовалось гусенице?
Учитель . На какие вопросы можно ответить по этому чертежу? Ученики . Кто раньше доберется. Кто двигался быстрее. У кого длиннее дорожка. Сколько раз отрезок равный 1 мин помещаетя в каждом отрезке, а потом посчитать, сколько их поместилось. Учитель . Можно ли по схеме ответить на вопрос: «На сколько больше времени потратила гусеница на дорогу к яблоку, чем муравей?» Ученик . Да это видно : На сколько отрезок больше, на столько и больше времени она потратила. Дальше учитель просит самостоятельно составить задачу по схеме.
Одним из способов развития поз-навательной самостоятельности на уроках математики является ис-пользование карточек с заданиями, которые предусматривают постепенное сокращение меры помощи учителя.
Дана задача: Вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Сколько км пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вертолёта? Реши задачу, используя следующие вопросы: 1.Сколько км пролетит самолет за 2 часа? 2.Сколько раз по 2 часа содержится в 5 часах?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в условиях реализации УМК "Начальная школа XXI века"
Проблема учебной деятельности относится к таким педагогическим проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, требуя постоянног...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-552186-1418762876.jpg)
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами уроков окружающего мира.
Младший школьный возраст является важным этапом активного накопления знаний об окружающем мире, формирования экологической культуры, отношения ребёнка к природному и социальному окружению....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/22/picture-626570-1429729024.jpg)
"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""
В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/05/picture-652225-1438775697.jpg)
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики
Выступление на ШМО начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-528382-1488105488.jpg)
Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»
Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы знаний, а формирование умений при...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-218910-1540400800.jpg)
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики»
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики»...