кружок "Калейдоскоп наук"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Беляевская Татьяна Яновна

 Предлагаю пояснительную записку и тематическое планирование кружка "Калейдоскоп наук" для 2-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_Kaleydoskop_nauk.rar34.71 КБ

Предварительный просмотр:

       

Программа поисково-исследовательского кружка

«Калейдоскоп наук»

 226-690-708 – Беляевская Татьяна Яновна

                       - Несмеянова Ирина Анатольевна

Номинация:    внеклассная работа

Название работы:     авторская программа исследовательского кружка «Калейдоскоп наук»

Должность:     учителя начальных классов

Наименование образовательного учреждения:      Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»

Пояснительная записка

   Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта  направлен на развитие у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности, творческой инициативы, самовыражения. Практической реализации этих качеств поможет работа кружка «Калейдоскоп наук».

   Выбор направления программы кружка – проведение учебных исследований с младшими школьниками, так как  на уроке у учителя всегда не хватает времени на поисково-исследовательскую деятельность, развитие воображения, креативности  мышления.

   Предлагаемая программа позволит учащимся самим находить ответы на многие «почему?» и «как?», используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д.  Результатами работ будут: исследовательские работы, проекты, альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, конференциях.

Цель работы кружка:  трансформировать процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка в процесс саморазвития путем самосовершенствования его исследовательских способностей.

      Задачи программы:

  1. Развитие познавательных потребностей школьников;
  2. Развитие творческих способностей школьников;
  3. Обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования;
  4. Формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования;
  5. Формирование у школьников  представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Содержание программы способствует:

  1. овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
  2. саморазвитию и самовыражению;
  3. осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
  4. востребованию творческого потенциала учащихся;
  5. получению преобразованию школьниками новой информации, развитию умения сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из других источников.

В программе выделены четыре  блока: предметы и методы исследования, мир и человек, историко-краеведческий раздел, экономика. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики получат возможность научиться:

  1. работать с разными источниками информации;
  2. пользоваться изученной терминологией;
  3. ориентироваться в окружающем пространстве;
  4. выполнять инструкции при решении учебных задач;
  5. изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
  6. сравнивать, анализировать полученную информацию;
  7. рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
  8. раскрывать общие закономерности;
  9. составлять простейшие ребусы, кроссворды;
  10. работать в группе, в паре.

Работа начинается со 2 класса, рассчитана на три года обучения, проводится во внеурочное время 1 раз в неделю, всего – 102 часа.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

      Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями  обучающихся. Основной принцип  программы: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому на каждом занятии используется ИКТ.  Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

     Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  1. на развитие внимания и закрепления терминологии;
  2. игры-тренинги;
  3. игры-конкурсы (с делением на команды);
  4. сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  5. интеллектуально-познавательные игры;
  6. интеллектуально-творческие игры.

       Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому занятие состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и рубрика «это интересно» и многое другое.

                   

                      КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Проводится всегда с целью отслеживания:  какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:

  1. один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
  2. вставить пропущенное ключевое слово;
  3. опрос по «цепочке»;
  4. цифровой диктант;
  5. графический диктант;
  6. маршрутная карта;
  7. обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
  8. повторение последней фразы и оценка ее корректности;
  9. продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
  10. организация цепочки  отвечающих;
  11. комбинированная эстафета и т.д.

Содержание программы:

Раздел 1.Обучение начинающих (12 ч)

Кто и что может быть предметом исследования. Общее знакомство с методами исследования. Методы информационного поиска. Методы наблюдения и опыта. Методы опроса, анкетирования.

Раздел 2.Мир и человек (54 ч)

Вода на земле. Почему бывают туманы. Откуда пришли названия растений.

Откуда пришли названия животных. Кто и что есть на суше и на земле. Как животные предсказывают погоду. Как растения предсказывают погоду. Почему опадают листья. Почему надо следить за своим здоровьем. Интересное  в нашем мире.

Раздел 3.Историко-краеведческий раздел (24 ч)

Старинные названия профессий. Старинные музыкальные инструменты. Из истории фамилий. Старинные русские праздники. Старинные русские игрушки. Старинный русский костюм. Откуда пошли названия городов. О чем говорит герб России. О чем говорит герб моего города. Памятники архитектуры. Русские художники, композиторы. Художники и композиторы моего города.

Раздел 4.Человек  и экономика (12ч)

Что такое экономика. Зачем нужны деньги. Что такое бюджет. Ярмарка. Банк и валюта. Продукция и производители. График. Конкуренция. Импорт и экспорт. Что такое аукцион. Реклама. Откуда в магазине товары. Дарение и долг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука даром не даётся - наука трудом берётся.

Очень важно сформировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и уважительного отношения к иному мнению.Формирование умения понимать пр...

Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Существует два понятия психология: Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.Отличительные характеристики:§...

Риторика-наука всех наук

Статья о том, что необходимо ребенку для успешного общения и развития его коммуникативных компетенций....

Технологическая карта урока «Люди науки» «Представитель науки — русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев»

Материал для ознакомления младших школьников с  русским учёным Д.И. Менделеевым....

Классный час в 3 классе. "Наука для планеты, наука для людей"

Классный час в 3 классе. "Наука для планеты, наука для людей"...