Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.
статья (2 класс) на тему

Костенко Анна Александровна

Существует два понятия психология:

 

Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.

Отличительные характеристики:

§               Конкретность – привязанность к конкретным ситуациям, людям;

§               Интуитивность – недостаточная осознанность закономерностей явлений;

§               Ограниченность – недостаточность представлений о специфике явлений;

§               Обоснованность на наблюдениях – не проходят научного осмысления.

 

Психология научная – устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики.

Отличительные характеристики:

§               Обобщенность – осмысленность явления на основе его разных проявлений.

§               Рационализм – осознанность знаний;

§               Неограниченность – отражают весь человеческий опыт;

§               Обоснованность на эксперименте – исследуются в различных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_psihologii_kak_nauki.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психологии как науки,

ее связь с педагогической наукой и практикой.

«Познай самого себя» Сократ - древнегреческий философ.

Психология (греч.) - наука о психике, закономерностях ее проявления и развития.

Существует два понятия психология:

Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.

Отличительные характеристики:

  • Конкретность – привязанность к конкретным ситуациям, людям;
  • Интуитивность – недостаточная осознанность закономерностей явлений;
  • Ограниченность – недостаточность представлений о специфике явлений;
  • Обоснованность на наблюдениях – не проходят научного осмысления.

Психология научная – устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики.

Отличительные характеристики:

  • Обобщенность – осмысленность явления на основе его разных проявлений.
  • Рационализм – осознанность знаний;
  • Неограниченность – отражают весь человеческий опыт;
  • Обоснованность на эксперименте – исследуются в различных условиях.

История развития психологии.

Этап.

Суть психологии.

Основные идеи.

1

5-4в. до

н.э.

В рамках др. гр. философии.

Что такое душа и где находиться.

Наука о душе.

Метод наблюдения.

Платон. Идеалистическая точка зрения. Душа бессмертна. Человек не познает, а вспоминает.

Демокрит. Материалистическая точка зрения. Она материальна и состоит из атомов. Познание происходит через органы чувств.

Аристотель. Трактат «О душе». Растительная, животная и разумная душа. Неразделимость души и тела. Душа находится в сердце.

2

16-17в.

В научном употреблении появляется термин «психология».

Наука о сознании.

Метод самонаблюдения

(интроспекция – «заглядывание внутрь»).

Изучались психические явления, которые каждый человек обнаруживает в собственном сознании. Деятельность сознания непосредственно связана с работой мозга.

фр.ф. Декарт. Тело и дух существуют независимо. Человек с детства впитывает в себя идеи. «Мыслю – значит, существую». «Разумная душа» управляет телом.

голланд.ф. Спиноза. Попытка соединить тело и душу. Мышление – вечное свойство материи.

3

19в.

Психология - самостоятельная и экспериментальная наука.

Наука о поведении.

«Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства» Леонардо да Винчи.

Нем. психолог Вильгельм Вундт – лаборатория экспериментальной психологии. В России – Бехтерев.

4

Наука о психике.

Возникновение направлений психологии.

Основные принципы психологии.

Детерминизм

Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий.

Единство сознания и деятельности

Сознание образует внутренний план деятельности человека.

Развитие

Психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности.

Если за основу положить принцип детерминизма – отношение человека к обществу – можно выделить:

социальную психологию – изучает психические явления в процессе взаимоотношения людей в коллективе,

психологию личности – изучает психологические особенности личности.

Если за основу положить принцип единства сознания и деятельности, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая, и т.д.

Например, психология труда – изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни.

Если за основу положить принцип развития, то можно выделить следующие отрасли: сравнительная – изучает психику животных,

возрастная – изучает психическое развитие личности в процессе жизни,

специальная – изучает отклонения в развитии психики.

Отрасли психологии, рассматривающие естественно-научные основы психической деятельности человека, принято объединять в биологические отрасли, к которым относятся: психофизиология, нейропсихология, дифференциальная психология.

Отрасли психологии.

Фундаментальные отрасли психологии («общая психология») имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике.

Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

                                                          Общая психология

                                                       (Исследует индивида.)

Психология познавательных процессов                         Психология личности

Ощущения                                                                                                Эмоции

Восприятие                                                                                           Способности

Внимание                                                                                               Мотивация

Память                                                                                                  Темперамент

Воображение                                                                                           Характер

Мышление                                                                                                   Воля

Речь

Предмет исследования.

1. Психика – способность мозга получать информацию об окружающем, создавать субъективный образ объективного мира и регулировать поведение и деятельность.

2. Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность, включающая моменты неподвижности; система взаимодействия человека с окружающей средой.

3. Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая себя и условия своего существования.

Главные отличия деятельности человека от активности животных:

  1. продуктивный и творческий характер,
  2. связь с предметами материальной и духовной культуры,
  3. преобразование самого человека в процессе деятельности,
  4. формы и средства деятельности являются продуктами истории,
  5. предметная деятельность не дана с рождения.

Основные характеристики деятельности: мотив, цель, предмет, структура и средства.

Высший уровень психики, свойственный человеку – сознание.

Сознание – результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении посредством языка с другими людьми.

Структура сознания.

  1. Чувственную ткань сознания образуют конкретные образы – «чувство реальности».
  2. Значения – общее содержание слов, понятное людям, говорящим на одном языке.
  3. Личностный смысл. «Пристрастность человеческого сознания» (Леонтьев).

Характеристика сознания.

1. Ощущение себя познающим объектом. Человек осознает себя как отдельное существо.

2. Мысленное представление и воображение действительности.

  • Осмысленность осознаваемого.
  • Сознательное управление.
  • Наличие в сознании интеллектуальных схем, которые включают правила, логические операции, для приведения информации в определенный порядок.

Самосознание – высший уровень сознания, осознание человеком себя как личности.

Сознание обрабатывает информации значительно меньше, чем человек воспринимает.

Бессознательное – совокупность явлений, в которых человек не отдает себе отчета

                                (нет контроля, оценки).

Пять классов проявления бессознательного:

  1. Подпороговое восприятие (воспринимаем, но не осознаем).
  2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы, установки).
  3. Надсознательные явления (уровень психической активности при решении задач).
  4. Автоматические навыки и умения.
  5. Общественное бессознательное.

Классификация психических явлений.

1. По степени осознанности:

а) сознательные – осознаваемые в данный момент,

б) подсознательные – не осознаваемые в данный момент, но могут быть легко осознаны,

в) бессознательные – осознание требует усилий.

2. По степени произвольности:

а) непроизвольные – ненамеренные,

б) произвольные – намеренные,

3. По времени существования:

а) психические процессы – краткая форма существования психики, обеспечивающая первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности, при одновременном взаимодействии друг с другом. Описывают три основных стороны психической жизни человека (познание, чувство, волю) и имеют начало – течение – завершение.

- познавательные (познание окружающего мира),

- аффективные (переживание своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям

                            своей внутренней жизни, установление личностной значимости), эмоции

                                                                                                                                          и чувства,

- регуляторные (регуляция и целенаправленность деятельности), внимание и воля (не

                            имеют собственного содержания),

- интегративные - речь.

б) психические состояния – относительно устойчивые психические явления, являющиеся фоном для протекания психических процессов и определяющие уровень работоспособности и качества функционирования психики (утомление, тревога, бодрость, радость…)

в) психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности,

                                              отличающие человека или группу людей, (темперамент,

                                              характер, способности…)

Любопытство – состояние интереса – любознательность.

Методы психологии.

Исследовательские методы.

Как и во всякой науке, в психологии основными способами сбора данных являются наблюдение и эксперимент.

Психодиагностические методы.

Тесты – стандартизированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оценка, условия проведения строго регламентированы и единообразны, унифицированы.

Анкетирование.

По форме анкеты похожи на личностные опросники, однако, в отличие от последних, не имеют жестких, стандартизированных критериев и соответственно стандартных схем интерпретации. Анкеты предназначены, как правило, для получения общей информации. На их основании нельзя делать выводы об индивидуально-психологических особенностях человека, формулировать психологический диагноз.

Беседа или интервью.

Самое важное в проведении беседы – умение слушать собеседника, умение задавать точные вопросы, давать собеседнику помолчать, но не отмалчиваться и т.п.

Особое значение приобретает беседа как метод консультационной работы.

Методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы.

Консультационные психологические методы – это различные формы бесед, способы ведения разговора психолога с консультируемым. Консультации могут касаться как профессиональных, личностных проблем самого консультируемого, так и особенностей его взаимодействия с другими людьми. Например, родители нередко обращаются к психологу по поводу трудностей, испытываемых их детьми.

Развивающие психологические методы – приемы работы психолога, направленные на формирование способностей, возможностей, интересов. Это означает, что, ведя развивающую работу с детьми, психолог ориентируется на максимально полное использование возможностей каждого возраста, развитие имеющегося в нем потенциала.

Психокоррекционные методы – это средства и способы работы психолога, направленные на исправление недостатков в развитии тех или иных психологических характеристик человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика, разработанная доктором педагогических наук, профессором Н,Ф, Виноградовой.

        Регулярные контрольные работы, срезы, итоговые работы по  предметам не дают полного результата. Мы можем увидеть конкретные ошибки, но не можем дать конкр...

Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования

Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...

"Педагогическая поддержка" как феномен в педагогической науке (статья).

    Переход от знаниевой педагогики к деятельностной говорит о принципиально новых отношениях в условиях  гуманизации педагогического процесса. Актуальной становится  пробле...

Основные понятия аксиологии в педагогической науке

Основные понятия аксиологии в педагогической науке...

Задача современной школы — учить детей уметь и любить читать книги Н.Н. СВЕТЛОВСКАЯ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, Москва

Статья из журнала "Начальная школа" 2013г.Задача современной школы — учить детей уметь и любить читать книги Н.Н. СВЕТЛОВСКАЯ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учител...

Сатья. ВЕСТНИК ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. №4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 2018г.

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЧВЫ В КУРСЕ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"...

Методист-наставник как связующее звено между наукой и практикой

Успешное развитие системы профессионального образования немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Основной функционал методист...