"Педагогическая поддержка" как феномен в педагогической науке (статья).
статья по теме

      Переход от знаниевой педагогики к деятельностной говорит о принципиально новых отношениях в условиях  гуманизации педагогического процесса. Актуальной становится  проблема взаимоотношений между педагогом и учащимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогу на заметку31.18 КБ

Предварительный просмотр:

         «Педагогическая поддержка» как феномен в педагогической науке

           Изменение социокультурной ситуации в современной России, переход общества к информатизации, интенсивное внедрение инновационных технологий, ускорение темпов экономического развития,  смена  культурных и научных парадигм создаёт новые ориентиры во всех сферах общественной жизни. В том числе и в образовании, основной тенденцией  развития которого является создание такой системы, которая была бы ориентирована на обеспечение самоопределения и самореализации личности и строилась на принципах педагогики сотрудничества, педагогического сопровождения и   педагогической поддержки.

Идея педагогической поддержки ребёнка в образовании берёт начало в школьной практике, поскольку  проблема понимания и взаимодействия  с  растущим, развивающимся человеком в условиях быстрых социальных изменений, при которых совершенно необходима перестройка типа педагогического мышления, вызывает определённые трудности.

В настоящее время она является предметом многих споров,  дискуссий  учёных и практиков. Растущий интерес к данной проблеме, увеличение исследований в сфере педагогической поддержки продиктовано временем, изменённой социальной ситуацией, характеризующейся переходом  общества на принципы гуманистической педагогики, которая представляет иные основания научного подхода к проблемам обучения и воспитания.

Существуют различные трактовки понятия педагогической поддержки, как у зарубежных, так и отечественных исследователей.  Например, в Австралии – это помощь и содействие личности в положительных изменениях; в Англии – опекунство, пасторская забота, помощь в ситуации выбора; в Голландии – это психолого-педагогическая помощь ребёнку в учебном процессе и профессиональном выборе; в США – школьное психолого-педагогическое консультирование.

          Отечественная наука рассматривает педагогическую поддержку в русле гуманистической парадигмы  и  характеризует  как «технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология»[1].

        Предметом многих дискуссий остается вопрос о том, что «поддерживать» в растущем человеке.  Авторы «Психологии человека» Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков считают, что «поддерживать и развивать следует субъектность,  то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой)».[2]

         В. Слободчиков и Е. Исаев точно фиксируют, что индивидуальность - это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Поэтому индивидуальность - это всегда внутренний диалог с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя[3].

        Проблемам педагогической поддержки посвящены многие исследования. Различные аспекты педагогической поддержки отражены в трудах Т.В.Анохиной, И.Г.Антиповой, А.Г.Асмолова, А.Ф.Березина, Е.В.Бондаревской, О.С.Газмана, И.В.Дубровиной, Н.Н.Загрядской, И.Б.Котовой, В.В.Кудряшовой, И.Е.Лилиенталь, Т.А.Строковой, Е.Н.Шиянова, Т.И.Шульги и др., в которых выявлены и  установлены основные  виды, способы, механизмы и условия оказания поддержки личностного развития учащихся в образовательном процессе.

       Однако выделение этой проблемы в отдельную независимую сферу целенаправленной педагогической деятельности  и  введение понятия «педагогическая поддержка» в научный обиход отечественной педагогики  принадлежит  О.С.Газману и его сотрудникам (лаборатория проектирования воспитательных систем ИПИ РАО), которые считали, что  «педагогическая поддержка является самоценной, самостоятельной  профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития человека».[4]

           Под «педагогической поддержкой» О.С.Газман понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни»[5].

         Существуют разные подходы к анализу данного понятия.  Углубляя содержание понятия педагогическая  поддержка, многие соратники О.С.Газмана непосредственно связывают его с понятием педагогическая помощь, педагогическое сопровождение. Под педагогической поддержкой они понимают  «деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с жизненным и профессиональным самоопределением».[6] 

       В этом случае В.П. Бедерханова  считает, что сущность «педагогической поддержки» шире, чем работа с «проблемой человека» и уже, чем принцип[7].

        Обращая внимание на  специфичность педагогической поддержки, она  даёт ей своё определение: «педагогическая поддержка  -  сложная, высокотехнологическая, специальная педагогическая (но  психологоёмкая)  деятельность, в основе которой лежит определённая парадигма. Это технология глубинных смыслов, рассчитанная на углубление гуманистического содержания и индивидуализации методов современного образования»[8].

По мнению Анохиной Т.В. «педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, в преодолении проблем самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности»[9].  

       Анохина Т.В. подчёркивает, что «помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается самодвижение, развитие самости, самостоятельности человека. Отсюда и основной пафос направленности поддержки и способов её осуществления саморазвитие ребёнка».[10] 

      Определяя сущность педагогической поддержки, Петровская Л.Н. замечает, что это «сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающей при сопереживании и получении помощи».[11]

      Таким образом, гуманистическая  педагогика  ставит в центр педагогического процесса личность ребёнка. Развивая эту мысль, Котова И.Б. и Шиянов Е.Н. акцентируют  внимание  на  более глубоком смысле педагогической поддержки. Они считают, что «её сущность состоит в сложных преобразованиях, затрагивающих ядро ребенка – его личность. Развивающаяся личность нуждается в понимании, принятии, авансировании, особых стратегиях и тактиках воспитания, в вооружении механизмами и способами саморазвития»[12].

       Такого же мнения и автор «Педагогической антропологии» Коджаспирова Г.М. Она убеждена, что «педагогика поддержки направлена на то, чтобы помочь ребёнку познать себя, уловить свою уникальность и неповторимость, реализовать собственную индивидуальность, выстроить свой жизненный путь и способы его освоения».[13] 

      Переход от знаниевой педагогики к деятельностной говорит о принципиально новых отношениях в условиях  гуманизации педагогического процесса. Актуальной становится  проблема взаимоотношений между педагогом и учащимися. Соответственно, и педагогическая поддержка приобретает современный оттенок. Седова Л.Н. и Штых И.В. рассматривают педагогическую поддержку  как  «особую, скрытую от глаз воспитанников позицию педагога, основанную на тесном взаимосвязанном и взаимодополняющем деятельностном общении, характерными признаками которого выступают:

- диалогичность во взаимоотношениях учащихся и педагога;

- деятельностно-творческий  характер взаимодействия;

- направленность на поддержку индивидуального развития личности;

- предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения и поведения»[14].  В процессе деятельностного общения педагог и учащийся становятся равноправными, между ними устанавливаются субъект-субъектные взаимоотношения.  Следовательно, такая поддержка должна быть направлена на создание подлинно гуманной среды  взаимодействия: на создание комфортных и  благоприятных условий для полноценного образования ребёнка, для  раскрытия его потенциала в самоопределении и самореализации.

        Таким образом, «педагогическая поддержка реализует потребность общества в построении такого образования, при котором ученики могут освоить и овладеть механизмами самоопределения и самообразования».[15]

        Рассмотрев ряд определений понятия педагогическая поддержка, можно говорить о том, что конкретного целостного и завершённого  объяснения данное понятие не имеет. Это связано с тем, что оно объёмное и неоднородное.  Составляющими педагогической поддержки нередко выступают  признаки из разных областей научных знаний: психологии, социальной педагогики,  социологии, антропологии.

         Структурно-частотный анализ понятия показал, что  педагогическая поддержка характеризуется как профессиональная деятельность педагогов, направленная на помощь и поддержку учащихся в саморазвитии, самоопределении, самореализации; как технология взаимодействия взрослого и ребёнка; как процесс создания условий для развития личности.

 Поскольку системное воплощение педагогической поддержки в современный образовательный процесс вносит новую тенденцию – индивидуализацию развивающего обучения, то можно говорить о том, что педагогическая поддержка выступает как стратегия и тактика современного образования,   как    инновационная   деятельность,  ориентированная   на принципы  педагогики сотрудничества и самоопределения.

Список литературы

  1. Аксиньева, М.А. Создание условий для развития личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования / М.А. Аксиньева, С.Н. Попова, Г.А. Махонченко //Формирование компетентностного подхода в подготовке специалиста на основе совершенствования образовательных технологий и развития социального партнерства. Материалы региональной научно-практической конференции. - Ч.2. - Ростов н/Д: Эверест, 2005.
  2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. – 2000. – №3. – С. 63-81.
  3. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Забота-поддержка-консультирование. Российский опыт. – М., 1996. – Выпуск 6.
  4. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования // Психологические проблемы самореализации личности: Сборник научных трудов. Вып. 3. - Краснодар, 1998. -  С. 50.
  5. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка // Классный руководитель. – 2000. - №3. – С. 39-51
  6. Газман О. С. Потери и обретения в воспитании 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. чл. корр. РАО О. С. Газмана / Материалы всероссийской конференции. - М.: УВЦ «Инноватор», 1996. - С. 15.
  7. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. - 1996.
  8. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – С. 262.
  9.  Кордубан, И. Л. К вопросу о содержании понятия «поддержка» в современной педагогической практике Текст. / И. Л. Кордубан // Сб. науч. тр. Сев.-Кавказ. гос. ун-та. -  2006. - № 4. - С. 1-11. -  (Гуманитарные науки).
  10.  Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов на / Д., 1994.
  11.  Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одного из направлений оказания психологической помощи. В кн.: Введение в практическую социальную психологию / Под ред.  Ю.М. Жукова,  Л.А. Петровской, О.В. Соловьёвой. – М., 1997.  
  12.  Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения. – М., 2006.
  13.  Слободчиков  В. И., Исаев Е. И. Психология человека. – М.: Школа Пресс, 1995. – С. 354 - 355.
  14.  Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М.: Школа Пресс, 1995. -  С. 354 - 355.
  15.  Фролова Т.В. Педагогика поддержки: не мираж, а реальная помощь // Директор школы. – М., 2003. - №2. – С.70-73.


[1] Аксиньева, М.А. Создание условий для развития личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования / М.А. Аксиньева, С.Н. Попова, Г.А. Махонченко //Формирование компетентностного подхода в подготовке специалиста на основе совершенствования образовательных технологий и развития социального партнерства. Материалы региональной научно-практической конференции. Ч. -2. - Ростов н/Д: Эверест, 2005.

[2] Слободчиков  В. И., Исаев Е. И. Психология человека. – М.: Школа Пресс, 1995. – С. 354 - 355.

[3] Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М.: Школа Пресс, 1995. -  С. 354 - 355.

[4] Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. - 1996.

[5] Газман О. С. Потери и обретения в воспитании 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. чл. корр. РАО О. С. Газмана / Материалы всероссийской конференции. - М.: УВЦ «Инноватор», 1996. - С. 15.

[6] Фролова Т.В. Педагогика поддержки: не мираж, а реальная помощь // Директор школы. – М., 2003. - №2. – С.70-73.

[7] Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования // Психологические проблемы самореализации личности: Сборник научных трудов. Вып. 3. - Краснодар, 1998. С. 50.

[8] Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка // Классный руководитель. – 2000. - №3. – С. 39-51

[9] Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. – 2000. – №3. – С. 63-81.

[10] Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Забота-поддержка-консультирование. Российский опыт. – М., 1996. – Выпуск 6.

[11] Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одного из направлений оказания психологической помощи. В кн.: Введение в практическую социальную психологию / Под ред.  Ю.М. Жукова,  Л.А. Петровской, О.В. Соловьёвой. – М., 1997.  

[12] Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов на / Д., 1994.

[13] Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – С. 262.

[14] Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения. – М., 2006.

[15] Кордубан, И. Л. К вопросу о содержании понятия «поддержка» в современной педагогической практике Текст. / И. Л.   Кордубан // Сб. науч. тр. Сев.-Кавказ. гос. ун-та. -  2006. - № 4. - С. 1-11. -  (Гуманитарные науки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Первые шаги в науку"

Проект посвящен проведению летней эколого- биологической школы для учащихся начальной школы - 2-4 классов.Он включает  лабораторные работы с использованием микроскопов, творческие мастерские по м...

Педагогический проект "Первые шаги в науку"

Проект посвящен проведению летней эколого- биологической школы для учащихся начальной школы - 2-4 классов.Он включает  лабораторные работы с использованием микроскопов, творческие мастерские по м...

Педагогическая диагностика, разработанная доктором педагогических наук, профессором Н,Ф, Виноградовой.

        Регулярные контрольные работы, срезы, итоговые работы по  предметам не дают полного результата. Мы можем увидеть конкретные ошибки, но не можем дать конкр...

педагогический совет на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ"

Материал содержит системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Педсовет сопровождается презентацией....

Педагогическое проектирование в деятельности педагогических и руководящих работников образования

Учебные проекты, которые развивают творчество, мышление, изобретательские способности учеников не нуждаются в масштабном и помпезном исполнении, скорее, они требуют тишины и сосредоточенности.Побольше...