Главные вкладки

    Социально- педагогическое партнёрство в кррекции педагогической запущенности уч-ся.
    презентация к уроку (2 класс) по теме

    Бубенцова Татьяна Викторовна

    Выступление на МО и педсовете. .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл socialno-pedagogicheskoe_partnyorstvo.docx29.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социально- педагогическое партнёрство в коррекции педагогической запущенности школьников. (1 слайд)

               В каждой школе есть категория детей, которых называют ТРУДНЫМИ. В педагогической литературе такое явление трактуется как отклонение от нормы в поведении, невоспитанность, неразвитость.  Выводы многих известных педагогов и психологов свидетельствуют, что отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности являются истоками проступков  и правонарушений несовершеннолетних.

    Среди обстоятельств, обусловливающих   педагогическую запущенность, можно выделить  неблагоприятные факторы, относящиеся к психологическому микроклимату семьи, особенностям взаимоотношений с учителем, отношениям среди одноклассников.

    Одним из важнейших средств воспитания является общение. Общение, особенно со взрослыми людьми помогает ребёнку усвоить определённые нормы и правила поведения, характер отношений. Проведённые исследования показали, что при общении с младшими школьниками взрослым не хватает доброжелательности, любви, такта, внимания к интересам ребёнка Дети часто не ощущают психологического комфорта в общении со взрослыми ( родителями , воспитателями и т.д.) , т.е. сфера общения становится едва ли не главным источником их эмоционального неблагополучия.

            С поступлением в школу происходит переход дошкольника к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации ребёнка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими взрослыми необходимо знать как можно больше об уже сформировавшемся коммуникативном поведении ребёнка, научиться понимать и правильно строить своё общение с ним.

    По статистике большинству первоклассников (62%) не хватает общения со взрослыми, особенно с близкими  родственниками, а именно: (2 слайд)

    1.   С мамой       - 56%
    2.   Бабушкой    - 35%
    3.  Папой           - 35%

    Больше всего дети любят общаться: (3 слайд)

    1. с добрым           -          40%
    2. весёлым        -        22%
    3. красивым        -        11%
    4. молодым        -        7%
    5. взрослым , интересным  рассказчиком         -        6%.

    Детей в общении со взрослыми привлекает: (4 слайд)        

    1. ласковая речь        -        28%
    2. улыбка        -        23%
    3. доверительное отношение к ним         -        22%
    4. вопросы  о них и их делах        -        15%

    Они больше всего хотят быть похожими  на: (5 слайд)

    1. маму        -        35%    (т.к. мама добрая, всё понимает, хороший друг, с ней чаще делятся секретами, ей рассказывают о своих успехах, ей жалуются на своих обидчиков, она успокаивает, говорит утешительные слова , гладит по голове, рассказывает весёлые истории).
    2. героя фильма        -25%
    3. старшего брата        -        15%
    4. папу        -        15%            ( т.к.  все они сильные и красивые).

    В общении со взрослыми детям не нравится:

    1. громкая - 26%  и быстрая речь- 7% (6 слайд)
    2. когда задают много вопросов- 31%
    3. говорят грубо- 22%
    4. смеются над ними – 10%
    5. не улыбаются -12 %
    6. говорят о своих делах – 9%
    7. делают много замечаний -8%

    Линия отклоняющегося поведения нередко берёт начало в раннем детстве при стечении неблагоприятных обстоятельств ( главным образом при аномалии семейного воспитания) и приводит в конечном счёте к  стойкой недисциплинированности, а затем и к различным формам антиобщественного поведения. Задержка в формировании общепринятого поведения, неумение ребёнка подчиняться требованиям соответствующей деятельности ( например, игровой) со временем вырастают в нежелание считаться с общественными нормами. Такой ребёнок  постепенно попадает в категорию детей, именуемых  детьми с  педагогической запущенностью.         

    Именно в семье формируется тот первичный социальный опыт ребёнка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируя своё избирательное отношение к влияниям жизни. Неблагополучная социальная обстановка, царящая в семье, играет отрицательную роль в воспитании ребёнка.

            У младших школьников существует много вопросов, но они не задают их взрослым по разным причинам:

    1. стесняются                -учителя    -        30%

                                -маму и папу         - 10%

    1. и заведомо знают, что не получат  на них ответа.

    Именно в вопросах:

    1. Почему я плохо учусь?         Что надо сделать, чтобы быть послушным?
    2. Почему мама сердится?      Почему ссорятся папа с мамой?
    3. Почему младших любят больше?    Почему у одних есть всё, а у других ничего?      Мама, ты меня любишь?

    отражается желание детей узнать нормы поведения, ожидание положительной оценки от взрослых, отсутствие эмоционального контакта взрослых с детьми. Большинство взрослых не считают нужным обсуждать такие вопросы. От взрослых требуется вербально выраженная оценка, доброжелательность, сочувствие, которые ребёнок ждёт, но не получает. В результате такого общения со взрослым у школьника возникает чувство дискомфорта, неблагополучия, что, несомненно, в дальнейшем сказывается на его взаимоотношениях с людьми и развитии личности в целом.

    Известно, что в 6-7 лет мнение о себе складывается в результате оценки взрослых. Если преобладает отрицательная оценка, то может сформироваться отрицательная самооценка. Дети смиряются с отрицательными характеристиками, перестают на них реагировать, ведут себя так, чтобы соответствовать тому коду, который запрограммировал для него взрослый, или грубят, становятся агрессивными, у них возникают трудности в общении с окружающими.  Взрослые больше всего ценят в детях: доброту, честность, нежность и ласку, трудолюбие, самостоятельность, заботу о близких людях, желание помочь другим людям, способность забывать обиду, понимание . ( 7 слайд) Однако они хвалят ребёнка чаще всего за иные качества, а именно за помощь взрослым- 42%, хорошие оценки, хорошо выполненные уроки- 42%, трудолюбие-36%, хорошее поведение – 24%, аккуратность-19%. Следовательно, взрослые в детях далеко не всегда оценивают  то, что ценят. Можно предполагать, что ребёнок со временем не будет проявлять тех качеств, за которые не получает положительные оценки.

    Часто учитель предъявляет « особые» требования к педагогически запущенному ребёнку и в связи с их невыполнением стыдит его перед всем классом, « засыпает» неудовлетворительными оценками, способствуя тому, что ребёнок ещё больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер. Иногда учитель, демонстрируя своё « определённое» отношение к педагогически запущенному ученику, порождает его неблагополучное положение в классном коллективе. Постоянные конфликты с учителем, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и осознание одиночества, заброшенности, которые побуждают ребёнка пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных дворовых группировках.

    Среди негативных предпосылок асоциального поведения можно выделить следующие. (8 слайд)

    В семье:

    1. Отсутствие либо  неучастие в воспитании ребёнка одного или обоих родителей;
    2. Низкий материальный уровень и тяжёлые условия проживания;
    3. Низкий образовательный и культурный уровень членов семьи;
    4. Негативные семейные отношения и ошибки в воспитании.

    В отношениях со сверстниками: (9 слайд)

    1. Социальная отверженность ребёнка в детском коллективе;
    2. Неблагоприятный статус подростка в группе сверстников;
    3. Наличие у ребёнка друзей или  знакомых, входящих в асоциальную группу.

    В школе:

    1. Ошибки педагогов в организации образовательного процесса;
    2. Неприязненные отношения « учитель - ученик».

    Следует отметить, что негативные проявления одних факторов могут усугублять негативное влияние других. И наоборот, позитивное влияние одних факторов может компенсировать или уменьшить отрицательное влияние других. Так , например, школа может изменить степень влияния педагогической запущенности, вызванной семейными обстоятельствами, может помочь семье и ребёнку в преодолении данной проблемы.

    Младшим школьникам свойственны доброжелательность, открытость, непосредственность, радостное мироощущение и мировосприятие.. Если взрослые не будут это учитывать при общении с ребёнком и не будут поддерживать такое мировосприятие, то у школьников будет формироваться негативная самооценка; авторитарный стиль отношений взрослых станет для них доминирующим в общении с окружающими.

                    Подводя итог можно сказать, что обучение нормам поведения и общения, формирования у детей адекватного коммуникативного поведения будет проходить более успешно, если: (10 слайд)

    1. Общение будет проходить с учётом интересов и потребностей детей данного возраста;
    2. Методика проведения занятий будет включать в себя диагностику уровня развития коммуникативных умений первоклассников;
    3. Коммуникативное поведение взрослых будет являться эталоном для ребёнка;
    4. При использовании отрицательной оценки взрослые будут оценивать не личностные качества ребёнка, так как это оскорбляет детей, а выполнение ребёнком действия;
    5. Положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причём будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербального характера ( обнять, поцеловать, погладить по голове)  .
    6. (11 слайд)

    Знание особенностей коммуникативного поведения младших школьников позволяет взрослым правильно понимать учеников, адекватно строить воспитательное воздействие, оптимально удовлетворять их потребности, не допускать ошибок в общении, эффективно развивать и совершенствовать коммуникативные навыки детей, способствуя повышению их общей культуры              


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогическая диагностика, разработанная доктором педагогических наук, профессором Н,Ф, Виноградовой.

            Регулярные контрольные работы, срезы, итоговые работы по  предметам не дают полного результата. Мы можем увидеть конкретные ошибки, но не можем дать конкр...

    педагогический совет на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ"

    Материал содержит системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Педсовет сопровождается презентацией....

    Мастер - класс"«Сетевые социальные сервисы Web2.0 в педагогической практике учителя».

    Краткая характеристика сервиса Web2.0, примеры наиболее интересных ресурсов сети Интернет для учителей начальных классов. Google – это не только поиск! Как создать  Google - форма (тест...

    Социальное взаимодействие учащихся как психолого-педагогическая проблема

    Наряду со знаниями о социуме человек должен обладать и знаниями о способах, средствах общения и социального взаимодействия посредством различных коммуникаций. Эти знания выступают в сознании личности ...

    Сертификат участника открытого городского семинара - практикума "Построение социально -педагогического партнёрства"

    Сертификат участника открытого городского семинара - практикума "Построение социально -педагогического партнёрства"...