Социальное взаимодействие учащихся как психолого-педагогическая проблема
статья ( класс) на тему

Клокова Анастасия Николаевна

Наряду со знаниями о социуме человек должен обладать и знаниями о способах, средствах общения и социального взаимодействия посредством различных коммуникаций. Эти знания выступают в сознании личности как отражение социальной реальности. Представляя собой упорядоченную систему, они создают почву для осуществления эффективного социального взаимодействия.

Смысл социального взаимодействия раскрывается при условии включенности личностей в некоторую общую деятельность, осуществляя которую они преследуют определенные цели, совместно выполняют действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное взаимодействие учащихся как психолого-педагогическая проблема

Клокова А.Н.

МОУ «Гимназия №20», г.о.Саранск

Сегодня, как никогда, возникла потребность в новом типе социальных связей и человеческих отношений, которые характеризуются не подавлением, враждой и соперничеством, а сотрудничеством, согласием и доверием. Усилилось противоречие между потребностью членов общества во взаимодействии на демократических принципах, в творческом сотрудничестве и конфронтацией, проявляющейся во всех сферах реальных отношений людей.

В многообразии человеческих связей самым распространенным является взаимодействие человека с людьми разного возраста, а самым распространенным в обществе — разновозрастные объединения. Это семья, производственные и учебные объединения.

Разновозрастные группы учащихся могут действовать в школе и ее микрорайоне, на базе Домов творчества подростков и молодежи. Различаются разновозрастные группы и по своей структуре: кружки, сводные отряды или органы самоуправления. По уровню организованности выделяются группы свободного общения, стихийные и специально созданные; по длительности существования — временные и относительно постоянные.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [3, с.243]. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия - это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами по работе, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще разнообразнее по формам проявления, чем социальные действия.

Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределенный характер в случае кратковременного взаимодействия, скажем, при одном-единственном свидании, случайной и неповторяющейся встрече, но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся или ролевом взаимодействии.

Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия, взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействий и даже к прерыванию общения.

Социологи различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов, Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.

Группы сверстников оказывают влияние на формирование личности учащихся и их успеваемость. [2, с.457 - 458]

Социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Взаимодействие школьников разных классов развивается успешно, если устанавливаются постоянные взаимосвязи между ними не только при подготовке дел в содружестве, но и в решении повседневных вопросов, в проведении текущей работы.

В качестве мотивов побуждающих учащегося к социальному взаимодействию мы выделяем: стремление к взаимодействию и к контактам со сверстниками и взрослыми; стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, совершенствовать их; стремление к обмену опытом; стремление оказывать и принимать помощь; стремление к выработке общего с другими людьми решения, понимания и объяснения различных явлений. [1, с. 334]

Необходимость выделения когнитивного компонента социального взаимодействия учащегося обусловлена тем, что успешность осуществления учащимся социального взаимодействия зависит, прежде всего, от полноты и глубины знаний об окружающей действительности, о системе социальных взаимоотношений конкретной общности и эффективных способах осуществления социального взаимодействия. Раскрытие содержания когнитивного компонента социального взаимодействия учащегося базируется на идеях: 1) ролевой концепции в социальном взаимодействии (Ж.Пиаже); 2) развития с точки зрения с точки зрения включения учащегося в различные типы социальных отношений (Л.Колберг); 3) социального развития личности, прежде всего как процесса развития морального сознания, усвоения норм и правил социальной жизни; взаимного детерминизма (А.Бандура); 4) формирование умений социального взаимодействия в процессе обучения и воспитания, в общении, проявления умений социального взаимодействия в ситуациях самообразования и сотрудничества, на основе потребности и инициативе (Н.Ф.Голованова).

Наряду со знаниями о социуме человек должен обладать и знаниями о способах, средствах общения и социального взаимодействия посредством различных коммуникаций. Эти знания выступают в сознании личности как отражение социальной реальности. Представляя собой упорядоченную систему, они создают почву для осуществления эффективного социального взаимодействия.

Смысл социального взаимодействия раскрывается при условии включенности личностей в некоторую общую деятельность, осуществляя которую они преследуют определенные цели, совместно выполняют действия.[1, с.334 - 335].

Литература

  1. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, № 4 (2), 2009
  2. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
  3. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы проблемы неуспеваемости младших школьников

Статья о причинах неуспеваемости учащихся начальной школы....

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе...

Взаимодействие специалистов в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ , имеющих ТНР

Презентация с опытом работы образовательного учреждения по организации обучения детей с тяжелыми нарушениямт речи (ТНР) в общеобразовательной школе. Представлена система работа осуществления  пси...

Социальные и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни

По статистике XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье детей не только дошкольного, но и школьного возраста.Основная проблема - низкий уровень знани...

Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте

В статье представлены результаты теоретического обоснования основ формирования умения работать с информацией: раскрыты психолого-педагогические основы проблем умения работать с информацией; описан ист...

Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению

В последнее время, задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в образовании. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности школьного обучения...