Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
рабочая программа (1 класс) по теме

Федорова Анна Николаевна

Внеурочная деятельность  по русскому языку, математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предметам, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников изучение основных предметов является нелюбимым занятием.   Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

 Именно поэтому   главная цель внеурочной деятельности  -   формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи, интереса к родному языку и воспитание потребности изучать их.

Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно - фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma__raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности кружка «Эрудит».

Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность  по русскому языку, математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предметам, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников изучение основных предметов является нелюбимым занятием.   Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

 Именно поэтому   главная цель внеурочной деятельности  -   формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи, интереса к родному языку и воспитание потребности изучать их.

Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно - фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.

Задачи.

Исходя из основной цели внеурочной деятельности,  можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1)      воспитание коммуникативной культуры школьников;

2)      расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование компетенций;

3)      выявление и поддержка одаренных учащихся;

4)      поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку, математике.

5)      развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Реализация задач занятий достигается следующей работой:

  • Систематизацией изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
  • Работой по развитию у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности; особое внимание в содержании курса уделяется методике решения нестандартных логических заданий;
  • Расширением кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят, рассуждают.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, решение нестандартных, олимпиадных задач.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, магических квадратов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. В организационном отношении кружок представляет собой группу учащихся, состоявших из 10—15 человек.

Принципы.

Внеурочная деятельность  основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, математике внеурочная деятельность  не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи, принципе научности, доступности, наглядности. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеурочной деятельности по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.

Методы, которые используются во внеурочной деятельности, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей Кенгуру, Русский медвежонок.

Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, олимпиады, интернет - олимпиады.

Подбор заданий  строится с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей второклассников. Разработаны разно уровневые задания. Имеется мультимедийное сопровождение к кружковым занятиям.

В этом состоит большая общественная значимость школьной внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты.

  • Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.
  • Рост личностных достижений.
  • Создание атмосферы успеха.
  • Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.
  • Накопление опыта творческой деятельности.
  • Участие в турах олимпиад по русскому языку, математике

Планирование занятий кружка «Эрудит».

№ п/п

Название занятия

Кол-во час.

Дата по плану

Дата по факту

1

Развитие памяти и внимания

1

1.09.

2

Загадки

1

8.09.

3

4

Развитие воображения

2

15.09.

22.09.

5

6

Выполнение рисунка по точкам, дорисуй вторую половинку.

2

29.09.

06.10.

7

8

Головоломки

2

13.10.

20.10.

9

Проведи аналогию

1

27.10.

10

11

Кроссворды

2

03.11

10.11

12

13

Развитие логики мышления

2

17.11

24.11

14

Загадки

1

01.12.

15

16

Задания, развивающие кругозор

2

08.12

15.12.

17

Анаграммы

1

22.12.

18

Развиваем быстроту реакции

1

29.12.

19

20

Логические, эвристические задачи

2

05.01.

12.01.

21

22

Волшебные палочки: работа с геометрическим материалом.

2

19.01.

26.01.

23

Собираем слова.

1

02.02.

24

25

Занимательные магические квадраты

2

09.02.

16.02.

26

Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.

1

01.03.

27

Слова – тезки. (Омонимы).

1

15.03.

28

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

1

22.03.

29

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

1

29.03.

30

Фразеологизмы.

1

05.04.

31

Задания типа «Найди лишнее»

1

12.04

32

Графические задания

1

19.04.

33

Развиваем логическое мышление

1

26.04.

34

Буквенное лото

1

03.05

35

Головоломки со спичками

1

10.05.

36

Задачи на определение истинности суждения

1

17.05.

37

Задания на определение по указанным признакам

1

24.05

38

Задания на нетривиальное мышление

1

31.05.

Литература.

  1. О. В. Субботина «Олимпиадные задания по математике». 1-4 классы. Вып.2.-Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.
  2. Е.В. Языканова «Учись учиться». Развивающие занятия для младших школьников. -М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.: ил. – ( Библиотечка «Первое сентября», серия «Начальная школа». Вып. 4)
  3. Е. Иванченко «250 задач на логику». Книжный клуб, Харьков, 2007, 230 с.
  4. Н. Виллис «Логические игры и головоломки».-М.:ЭКСМО, 2003.-320с.
  5. Г.В. Раицкая «Олимпиадные задания».1-2 класс: Русский язык. Математика. Литературное чтение. Окружающий мир. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.-48 с.
  6. Т.М. Лавриенко «Задания Развивающего характера по математике»: Пособие для учителей начальных классов.- Саратов: «Лицей», 2002.-192 с. – («Библиотечка учителя»)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»  городского  округа

г. Стерлитамак Республики Башкортостан

Рассмотрено                                            Согласовано                                        Утверждаю

На заседании МО                                   Зам. директора по УВР                       Директор МБОУ «СОШ №9»

Протокол №  ____                                  ________    Гусева О.А.                       _________   Ф.Ж. Гафарова

«___»_______2011 г.                             «___»_________2011 г.                       «___»___________2011 г.

Программа внеурочной  деятельности

для 1 класса «а»

Кружок «Эрудит»

      Подготовила: Федорова А.Н.

     учитель начальных классов

Стерлитамак

2011-2012 уч. год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...