Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Федорова Анна Николаевна

    Внеурочная деятельность  по русскому языку, математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предметам, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников изучение основных предметов является нелюбимым занятием.   Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

     Именно поэтому   главная цель внеурочной деятельности  -   формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи, интереса к родному языку и воспитание потребности изучать их.

    Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно - фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma__raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx36.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа внеурочной деятельности кружка «Эрудит».

    Пояснительная записка.

    Внеурочная деятельность  по русскому языку, математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предметам, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников изучение основных предметов является нелюбимым занятием.   Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

     Именно поэтому   главная цель внеурочной деятельности  -   формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи, интереса к родному языку и воспитание потребности изучать их.

    Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно - фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.

    Задачи.

    Исходя из основной цели внеурочной деятельности,  можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

    1)      воспитание коммуникативной культуры школьников;

    2)      расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование компетенций;

    3)      выявление и поддержка одаренных учащихся;

    4)      поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку, математике.

    5)      развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

    Реализация задач занятий достигается следующей работой:

    • Систематизацией изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
    • Работой по развитию у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности; особое внимание в содержании курса уделяется методике решения нестандартных логических заданий;
    • Расширением кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий.

    Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят, рассуждают.

    На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, решение нестандартных, олимпиадных задач.

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, магических квадратов.

    В каждом занятии прослеживаются три части:

    • игровая;
    • теоретическая;
    • практическая.

    Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. В организационном отношении кружок представляет собой группу учащихся, состоявших из 10—15 человек.

    Принципы.

    Внеурочная деятельность  основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, математике внеурочная деятельность  не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи, принципе научности, доступности, наглядности. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеурочной деятельности по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.

    Методы, которые используются во внеурочной деятельности, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей Кенгуру, Русский медвежонок.

    Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, олимпиады, интернет - олимпиады.

    Подбор заданий  строится с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей второклассников. Разработаны разно уровневые задания. Имеется мультимедийное сопровождение к кружковым занятиям.

    В этом состоит большая общественная значимость школьной внеурочной деятельности.

    Ожидаемые результаты.

    • Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.
    • Рост личностных достижений.
    • Создание атмосферы успеха.
    • Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.
    • Накопление опыта творческой деятельности.
    • Участие в турах олимпиад по русскому языку, математике

    Планирование занятий кружка «Эрудит».

    № п/п

    Название занятия

    Кол-во час.

    Дата по плану

    Дата по факту

    1

    Развитие памяти и внимания

    1

    1.09.

    2

    Загадки

    1

    8.09.

    3

    4

    Развитие воображения

    2

    15.09.

    22.09.

    5

    6

    Выполнение рисунка по точкам, дорисуй вторую половинку.

    2

    29.09.

    06.10.

    7

    8

    Головоломки

    2

    13.10.

    20.10.

    9

    Проведи аналогию

    1

    27.10.

    10

    11

    Кроссворды

    2

    03.11

    10.11

    12

    13

    Развитие логики мышления

    2

    17.11

    24.11

    14

    Загадки

    1

    01.12.

    15

    16

    Задания, развивающие кругозор

    2

    08.12

    15.12.

    17

    Анаграммы

    1

    22.12.

    18

    Развиваем быстроту реакции

    1

    29.12.

    19

    20

    Логические, эвристические задачи

    2

    05.01.

    12.01.

    21

    22

    Волшебные палочки: работа с геометрическим материалом.

    2

    19.01.

    26.01.

    23

    Собираем слова.

    1

    02.02.

    24

    25

    Занимательные магические квадраты

    2

    09.02.

    16.02.

    26

    Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.

    1

    01.03.

    27

    Слова – тезки. (Омонимы).

    1

    15.03.

    28

    Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

    1

    22.03.

    29

    Слова с противоположным значением. (Антонимы).

    1

    29.03.

    30

    Фразеологизмы.

    1

    05.04.

    31

    Задания типа «Найди лишнее»

    1

    12.04

    32

    Графические задания

    1

    19.04.

    33

    Развиваем логическое мышление

    1

    26.04.

    34

    Буквенное лото

    1

    03.05

    35

    Головоломки со спичками

    1

    10.05.

    36

    Задачи на определение истинности суждения

    1

    17.05.

    37

    Задания на определение по указанным признакам

    1

    24.05

    38

    Задания на нетривиальное мышление

    1

    31.05.

    Литература.

    1. О. В. Субботина «Олимпиадные задания по математике». 1-4 классы. Вып.2.-Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.
    2. Е.В. Языканова «Учись учиться». Развивающие занятия для младших школьников. -М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.: ил. – ( Библиотечка «Первое сентября», серия «Начальная школа». Вып. 4)
    3. Е. Иванченко «250 задач на логику». Книжный клуб, Харьков, 2007, 230 с.
    4. Н. Виллис «Логические игры и головоломки».-М.:ЭКСМО, 2003.-320с.
    5. Г.В. Раицкая «Олимпиадные задания».1-2 класс: Русский язык. Математика. Литературное чтение. Окружающий мир. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.-48 с.
    6. Т.М. Лавриенко «Задания Развивающего характера по математике»: Пособие для учителей начальных классов.- Саратов: «Лицей», 2002.-192 с. – («Библиотечка учителя»)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 9»  городского  округа

    г. Стерлитамак Республики Башкортостан

    Рассмотрено                                            Согласовано                                        Утверждаю

    На заседании МО                                   Зам. директора по УВР                       Директор МБОУ «СОШ №9»

    Протокол №  ____                                  ________    Гусева О.А.                       _________   Ф.Ж. Гафарова

    «___»_______2011 г.                             «___»_________2011 г.                       «___»___________2011 г.

    Программа внеурочной  деятельности

    для 1 класса «а»

    Кружок «Эрудит»

          Подготовила: Федорова А.Н.

         учитель начальных классов

    Стерлитамак

    2011-2012 уч. год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

    Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

    Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

    Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

    Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

    Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....