Развитие внимания у детей и пути его воспитания
статья по теме

В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый “вклад” в успешность обучения по разным школьным предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Внимание – это именно та дверь

перед которой проходит все,

что входит в душу человека из внешнего Мира.

Только наше понимание и терпение

помогут обогатить внутренний мир ребенка,

развивать его и совершенствовать.

К.Д. Ушинский.

Развитие внимания у детей и пути его воспитания

Первоначально внимание ребенка носит непроизвольный характер и вызывается качеством внешних раздражителей: ребенка привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, громкие звуки и т. п.

Со второго полугодия дети проявляют большой интерес к окружающим предметам, начинают рассматривать их, брать в рот, вертеть в руках. Возможность манипулировать вещами значительно расширяет круг объектов внимания и продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Однако в этом возрасте внимание ребенка еще очень неустойчиво. Стоит показать ему другой предмет, как он роняет на пол первый и тянется за вторым. Увидя какую-либо заинтересовавшую его вещь, ребенок начинает требовать ее, даже плачет, если не удовлетворяют его желания, но достаточно показать ему в этот момент что-либо другое, чтобы он сразу же заинтересовался новым и забыл о том, что именно только что требовал.

В этот период жизни внимание привлекают уже не только предметы и люди, но и слова, которые ребенок постепенно начинает понимать.

На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнять простейшие действия (например, брать песочек лопаткой), объектами внимания становятся самые различные предметы, используемые ребенком в его деятельности. Вместе с тем внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью, появляются зачатки произвольного внимания.

Формирование этого вида внимания происходит главным образом под влиянием взрослых, которые начинают предъявлять детям различные требования (соблюдать чистоту, определенным образом пользоваться теми или иными вещами и т. п.).

Дети-дошкольники (4—5 лет) обнаруживают иногда интенсивное и устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую они выполняют. Они могут подолгу играть в интересующую их игру, внимательно слушать рассказы взрослых, однако даже и в этих случаях их внимание все еше характеризуется значительной отвлекаемостью, если на них начинают действовать другие, интересные для них, предметы. Ребенок 4—5 лет например, внимательно слушает сказку, его глаза горят живым интересом, даже рот приоткрыт от удивления, но вот в комнату вбегают играющие дети, и мысли ребенка сразу отвлекаются от сказки. Все это говорит о том, что дети-дошкольники еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении, отвлекаясь от других предметов.

В одном эксперименте детям в возрасте пяти лет предложили указать на картинке, кто из группы катающихся на катке детей потерял варежку. Многие из детей с этой задачей не справились, так как их внимание все время отвлекалось другими предметами, нарисованными на картинке. Они так и не смогли сосредоточиться на поставленной перед ними задаче и рассмотреть в соответствии с ней руки изображенных на картинке детей (исследование Агеносовой).

Важную роль в развитии внимания у детей-дошкольников выполняет игра как основной вид деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентри-рованность внимания, но и его устойчивость. Исследования (Петуховой) показали, что продолжительность игры у шестилетнего ребенка может достигать часа и даже несколько более, в то время как у трехлетнего ребенка она часто не превышает 20—25 минут.

К концу дошкольного возраста ребенок приобретает некоторый опыт в управлении вниманием, что является одним из показателей его готовности к обучению в школе.

Школа предъявляет значительные требования к вниманию детей. В школе ученик должен внимательно слушать то, что говорится в классе, и быть внимательным не только к тому, что его интересует, но и к тому, что не представляет для него интереса.

У младших школьников преобладающим все еще являетсянепроизвольное внимание, в большой мере зависящее от интереса к работе, от наглядности преподавания, от воздействия того, что видит и слышит ученик в классе, на эмоциональную сторону его психики. Младший школьник может легко пропустить существенное в учебном материале и обратить внимание на несущественное лишь потому, что последнее привлечет его своими интересными для него особенностями. Так, занимаясь счетом предметов, изображенных на картинах, дети легко могут обратить внимание не на их количество, а на их окраску, внешний вид, т. е. на несущественное для счета.

Объем внимания младшего школьника тоже невелик. Обычно он ограничивается 2—3 объектами (в то время как у взрослых он охватывает 4—6 таких объектов). Поэтому для того чтобы ученики младших классов обратили достаточное внимание на большее количество предметов, необходимо продолжительное или повторное восприятие этих предметов.

Слабо еще умеет младший школьник распределять свое внимание. Если он сосредоточился, например, на письме букв, то нередко совсем не замечает того, что неправильно сидит, не так держит ручку, криво положил тетрадь и т. п.

Недостаточное развитие произвольного внимания приводит детей к поверхностному восприятию. Это особенно заметно на уроках чтения в I классе, когда ребенок, верно схватив часть слова, не выделяет еще остальные его части и благодаря этому читает все слово неправильно.

Характерным все же для младшего школьника, по сравнению с ребенком дошкольного возраста, является более быстрое развитие произвольного внимания. В учебной работе далеко не все представляет непосредственный интерес. Ученику то и дело приходится употреблять усилия, чтобы не отвлекаться от работы. К этому побуждают его требования учителя, те задачи, которые перед ним ставятся. Вместе с тем и сам ученик видит, что рассеянная работа приводит к нежелательным результатам, и поэтому заставляет себя быть внимательным. Постепенно именно в младшем школьном возрасте у него начинает вырабатываться привычка быть внимательным, имеющая важное значение для обучения.

Подростковый возраст характеризуется большей, чем у младшего школьника, интенсивностью, концентрацией и устойчивостью внимания. Если подросток чем-либо заинтересовался, он может долго быть внимательным. Его внимание в школе обусловливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов познавательного характера. Ему многое хочется выполнить самостоятельно. У него много энергии и активности, многое его интересует. Но именно поэтому он легко отвлекается от работы, ему еще трудно сдерживать свои желания, заставляющие его искать новых впечатлений. Он рвется к деятельности, к широкой ориентировке в еше недостаточно знакомой ему жизни.

В связи с некоторой импульсивностью, присущей данному возрасту, подростку трудно управлять вниманием, но все же навыки произвольно направлять и поддерживать его у подростка продолжают развиваться. Подросток может заставлять себя быть внимательным при выполнении неинтересной для него работы, в особенности тогда, когда его интересует хотя бы и отдаленный результат его труда. При наличии умелого руководства со стороны воспитателя подросток постепенно сам начинает работать над воспитанием у себя произвольного внимания.

Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием внимания, которое обусловливает уже высокую работоспособность старшего школьника. Широкий круг познавательных интересов в этом возрасте обеспечивает интенсивное развитие непроизвольного внимания, а сознательное отношение к обучению, понимание задач, связанных с подготовкой к будущей деятельности, помогают произвольно направлять и поддерживать внимание. Хотя привычка быть внимательным во время работы развивается еще у младшего школьника и подростка, в юношеском возрасте она достигает высокого уровня, и старший школьник значительно легче сосредоточивает внимание даже на неинтересном или трудном для него деле.

Если младший школьник наиболее внимателен к ярким фактам и с трудом сосредоточивается на чем-либо отвлеченном, абстрактном, если и подросток все еще отдает предпочтение наглядному и конкретному, хотя уже и может вникать в обобщения, выводы, то юноша в состоянии удерживать внимание и тогда, когда речь идет об абстрактных, теоретических положениях, непосредственно не подкрепляемых чем-либо наглядным, конкретным.

В то время как для привлечения внимания у детей и подростков большое значение имеет форма подачи материала, у старших школьников она уже не играет такой роли, и сейчас особенно выступает значение содержательной стороны преподавания.

Каковы пути воспитания внимания?

Видное место в воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью. Для этого следует с ранних лет знакомить ребенка с богатством и многообразием окружающего мира, учить подмечать то, что находится вокруг него, учить чутко реагировать на всякое изменение в окружающей обстановке.

Основным условием появления непроизвольного внимания у школьников является наличие интереса и эмоций, которые делали бы для них учебный процесс достаточно привлекательным.

Это зависит прежде всего от материала, который подлежит изучению, и от способов его подачи. Важную роль, в частности, играет наглядность преподавания. Применение пособий (картин, рисунков, муляжей, демонстрационных предметов), показ опытов, гривлечение конкретных фактов и иллюстраций из жизни, действующих на эмоции учащихся, — все это делает преподавание интересным, вызывает непроизвольное внимание, является необходимым, в особенности в младших классах школы.

Применение наглядности требует, однако, соблюдения ряда условий. Надо прежде всего правильно организовать восприятие ученика, научив его замечать то, что требует внимания. Для этого надо ставить перед ним задачу — не только посмотреть на предмет или на картину, но и обнаружить в них т о-т о, ответить на тако й-т о вопрос, произвести сравнение и т. п. Все это, активизируя мысль учащихся, приучает их быть внимательными. Все это учит их выделять существенное, замечать главное.

Важное значение для привлечения непроизвольного внимания имеет качество объяснений учителем нового материала. Яркий по форме и богатый по содержанию, эмоционально насыщенный рассказ учителя в большой мере привлекает непроизвольное внимание учащихся. Вместе с тем и здесь необходимо соблюдение ряда условий. Внимание привлекается тогда, когда учащиеся в рассказе учителя узнают что-то новое, причем такое, в чем имеются элементы знакомого им. Отсюда — необходима связь вновь сообщаемого с тем, что уже известно. Важно, далее, чтобы неинтересное (а оно всегда может быть и в новом материале) было связано с тем, что интересует учащихся. «Скучные» формулы и абстрактные законы науки оживают, когда ученики видят, что эти законы отражают интересные явления в природе, в технике, в общественной жизни. Надо, чтобы изложение учителя будило мысль школьников, чтобы они сами задумывались над возникающими у них вопросами, стремились узнать, что будет дальше, и т. п. Внимание учащихся к изложению учителем нового материала возникает главным образом тогда, когда рассказ учителя отличается живостью, динамичностью. Если вопрос освещается с разных сторон и изучаемый предмет раскрывается в различных связях и отношениях, внимание бывает значительно более устойчивым. Как правило, школьники особенно внимательны тогда, когда материал отличается конкретностью, жизненностью и когда детям понятно его значение. Иногда ученик невнимателен вследствие того, что «потерял нить» объяснений учителя, перестал понимать его. Такие случаи чаще бывают на уроках математики и физики, где совершенно невозможно сознательное слушание дальнейшего без понимания предыдущего. Встречаются, однако, и такие случаи, когда ученику слишком просто и понятно то, о чем говорится в классе, вследствие чего его внимание отвлекается посторонним. Внимание удерживается лучше тогда, когда от ученика требуется доступная ему работа мысли, нуждающаяся однако, в некоторых усилиях с его стороны.

Стараясь делать изложение учебного материала интересным, нельзя заботиться только об одной занимательности, пытаться увлекать детей внешними эффектами. Даже младшие школьники, не говоря уже о старших, прекрасно чувствуют, когда учитель хочет просто развлечь их и когда он сообщает им нужные и полезные знания.

Большое значение для привлечения и удерживания внимания имеет активность учащих-с я; надо чтобы они были не пассивными слушателями и зрителями того, что делает учитель, но действовали сами: спрашивали, отвечали, проводили опыты и т. п.

Важным условием внимания является общий культурный уровень учащихся, расширение их познавательных интересов, увеличение круга представлений, обогащение знаниями и навыками.

Необходимой предпосылкой развития произвольного внимания является формирование у школьников сознательного отношения к ученью, к выполнению своих обязанностей.

Еще до школы дети стремятся принимать участие в занятиях окружающих людей. В школе ребенок становится членом коллектива, он хочет делать все не хуже других, стремится заслужить одобрение учителя, считается с мнением товарищей — всё это является сильным побудителем к тому, чтобы быть внимательным. Все это учитель должен всячески поддерживать и развивать.

Произвольное внимание — это прежде всего организованное внимание, а так как ученье — сознательная, целенаправленная, определенным образом организованная деятельность, то именно школьное обучение является важнейшим средством воспитания произвольного внимания. Необходимо, однако, чтобы ученик понимал значение обучения и ту роль, какую играет в учебном процессе внимание. Важно добиваться осознания им каждой отдельной задачи, которая ставится перед ним. Если школьнику ясно, что от него хочет учитель и зачем это нужно, он скорее будет внимательным к тому, что от него требуется. Четкое указание цели работы, обстоятельное разъяснение приемов ее выполнения помогают учащимся мысленно представить результаты своего труда, пути их достижения, что и стимулирует у них произвольное внимание.

Большое значение для привлечения произвольного внимания имеет интерес к работе, причем не только непосредственный, вызываемый самой работой, но и косвенный — интерес к результатам деятельности. Если школьник, не интересующийся математикой, отличающийся рассеянностью при занятиях ею, будет убежден в том, что знание математики необходимо для работы в области интересующей его техники, он будет более внимателен на уроках математики.

Важную роль в воспитании произвольного внимания играет требовательность учителя, которая должна носить последовательный, систематический характер. О необходимости для ученика сосредоточиваться и на неинтересной, но нужной для него работе Ушинский писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

Предъявляя ученикам определенные требования, необходимо следить за тем, чтобы учебный материал и та работа, которую должен выполнить учащийся, были посильны ему и не были вместе с тем слишком легкими для него. Если первое условие не выполняется, ученик, убедившись в безуспешности своих усилий, начинает отвлекаться от работы. Во втором случае, заметив, что задание слишком просто, он легко становится невнимательным, так как перестает делать какие-либо усилия, необходимые для работы. Важно, чтобы ученик убедился, что выполнение задания для него возможно, хотя и требует усилий. В этих случаях произвольное внимание легко переходит в непроизвольное, возникает живой интерес к преодолению трудностей, к выполнению работы, которая вначале казалась скучной.

Воспитывая у учащихся непроизвольное и произвольное внимание, необходимо соблюдать правильное соотношение между обоими видами внимания. Если учебный процесс рассчитан только на непроизвольное внимание, воспитание может приобрести ложное направление: у детей не будет развиваться умение преодолевать трудности. Если обучение будет построено только на произвольном внимании, школьные занятия лишатся необходимой привлекательности, вызовут отрицательное отношение к ученью. Поэтому, приучая детей к преодолению трудностей, учитель должен делать учебный процесс достаточно интересным, воспитывая оба вида внимания.

Важным условием привлечения и поддерживания внимания учащихся является правильная организация урока. Если учебный материал сампосебе не представляет большого интереса, но в построении урока имеется строгая система, которую чувствуют и сами школьники, они работают во время такого урока внимательнее.

Очень важно, чтобы все учащиеся в течение всего урока были вовлечены в работу, принимали в ней деятельное участие. Если урок ведется так, что и во время проверки домашних заданий и при ответах отдельных учащихся все школьники ожидают вопроса, и знают, что они должны будут на него ответить, они бывают внимательны к тому, что делается в классе.

Утомление — главный враг внимания. Наступает же оно не только от трудной, но и от однообразной работы. И. П. Павлов писал о том, что слабые и однообразные раздражения делают людей вялыми, сонливыми, а некоторых прямо усыпляют. Наиболее быстро утомление от однообразной работы наступает у детей. Ушинский говорил: «Заставьте ребенка идти — он устанет очень скоро, прыгать — тоже, стоять — тоже, сидеть — он также устанет; но он перемешивает все эти деятельности различных органов и резвится целый день, не уставая. То же самое замечается и при учебных занятиях детей... губительно действует на ребенка всякая слишком долгая и постоянная деятельность в одном направлении» .

В младших классах особенно недопустимо в течение всего урока заниматься одним и тем же. Разнообразие же видов работы обеспечивает значительное уменьшение отвлечений от работы в течение всего урока.

Необходимо, однако, иметь в виду, что слишком частая смена работы в свою очередь не приучает учащихся к устойчивому, длительному вниманию. Вместе с тем на переключение внимания в этих случаях нередко уходит много времени.

Важным условием, поддерживающим внимание учащихся на работе, является необходимый темп работы, делающий урок достаточно уплотненным. Не следует очень спешить и торопить учащихся, так как торопливость именно и приводит к невнимательности, к ошибкам. Однако и замедленная работа способствует отвлечению внимания.

В одном из исследований нескольким группам учащихся, приблизительно равным по своему развитию и успеваемости, был прочитан один и тот же отрывок рассказа различными темпами: одним — в течение двух, другим — шести и третьим — в течение десяти минут. После чтения школьники воспроизводили текст. Оказалось, что в первой группе было воспроизведено в среднем на ученика 6,3 значимых мыслей, во второй — 9,5, а в третьей — 5,2. Таким образом, материал был более внимательно воспринят в той группе, где он читался не слишком быстро, но и не очень медленно (опыты Шардакова).

При установлении темпа работы на уроке надо учитывать степень сложности материала, качество знаний и навыков учащихся, их возрастные особенности.

Большое значение при воспитании внимания имеет учет индивидуальных различий учащихся. Детей пассивных следует больше подбадривать, активизировать их работу. Очень подвижных школьников надо все время держать в поле зрения, нагружать достаточно разнообразными учебными занятиями. Активным и способным школьникам следует давать посильные дополнительные задания.

Воспитание внимания в немалой степени зависит от правильной организации самостоятельной работы учащихся. К ней необходимо приучать детей с первых же дней обучения. Постоянно надо следить за качеством выполнения домашних заданий. Совершенно обязательно учить детей правильным приемам работы на уроке.

Причиной рассеянности иногда является слабое здоровье ребенка. Поэтому большое значение для воспитания внимания имеет общее укрепление организма. Физическое или умственное переутомление, недостаток сна, нерегулярное питание, душная атмосфера во время занятий — все это вредно отражается на внимании. Поэтому учителю необходимо поддерживать связь с семьей и через нее влиять на соблюдение детьми режима дня, требований гигиены работы, рациональной смены труда и отдыха и достаточного сна в соответствии с возрастом школьника. Хорошо влияют на воспитание внимания регулярные занятия физкультурой и спортом. Помогая общему укреплению здоровья и нервной системы, физические упражнения вместе с тем развивают у детей умение сосредоточиваться.

Соблюдение указанных условий при достаточной последовательности и настойчивости учителя заставит ученика все чаще и чаще работать без отвлечений, в силу чего внимание его станет привычным, будет возникать сразу и без усилий при наличии определенных, уже привычных для школьника условий. Вместе с тем у него сформируется общая способность удерживать внимание на том, что требуется, т. е. разовьется внимательность как одна из важных черт личности.

В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый “вклад” в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Поэтому, развивая различные свойства внимания, можно влиять на повышение успеваемости школьников по разным учебным предметам.



Предварительный просмотр:

I. Упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания.

1. Игра “Веселый счет”.

а) Назови и покажи все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назови и покажи все числа от10до 0.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img1.gif

б) Поставь номера точек со 2-го по 36-й. Соедини точки. Отгадай и напиши, что выросло в лесу.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img2.jpg

в) Соедини цветным карандашом точки в порядке возрастания, присчитывая по 5.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img3.jpg

2. Арифметические диктанты.

Учитель: Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: “Пишите”.

а) Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4...Запишите результат. (3)

б) Даны два числа: 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2..., а теперь прибавьте 7... Запишите результат. (8)

в) Даны два числа: 27 и 32. Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Запишите результат. (4)

г) Игра “Угадай задуманное число”. Задумайте число до 10. Умножьте его на 5, прибавьте к полученному произведению задуманное число. Дети по цепочке говорят, сколько получилось. Учитель называет задуманное число. После игры можно объяснить прием вычисления (ответ делим на 6 и получаем задуманное число).

д) Делиться – не делиться. Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если число делиться, например, на 3 (на 4, 5, 6 и т.д.) без остатка.

3. Перепутанные линии.

– Проследите глазами путь от цифр к буквам, и вы узнаете тему нашего урока.

а) Расставить числа в порядке убывания.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img4.gif

б) Расставить числа в порядке возрастания.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img5.gif

– Получили тему урока: “Решение уравнений”.

в) Проверь, знает ли Незнайка таблицу умножения.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img6.gif

4. Путешествие по клеткам.

Дети рисуют в тетради квадрат со стороной 4 клеточки.

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В оговоренной клеточке поставим точку – исходный пункт работы. Ученик или учитель говорит, как по полю двигается фишка, а остальные, не прикасаясь рукой к таблице, лишь глазами отслеживают ее путь. Проделываем 5–6 ходов до остановки. Затем, где остановилась фишка, пишем число или рисуем фигуру.

Или можно начертить квадрат со стороной 3 клетки. Проделать следующие ходы:

 

 

 

 

*

 

 

 

 

  • 1 клетка вниз, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо – поставьте цифру 2;
  • 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вверх, 2вправо, 2 вниз – поставьте цифру 3;
  • 2 клетки влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево – поставьте цифру 2;
  • 1 клетка вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1вниз, 1 влево, 2 вверх – поставьте цифру 3;
  • 2 клетки вправо, 2 вниз, 1 вверх, 2 влево – поставьте цифру 4.

Получился квадрат:

3

2

  

4

  

  

2

  

3

Задание: Составьте “магический квадрат”, используя числа 2, 3, 4.

5. Графические диктанты (рисование по клеточкам).

а) От исходной точки 3 клетки вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 5 вверх, 1влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 влево.

6. Игра “Хлопки”.

Для запоминания таблицы умножения на 3 можно провести такую игру. Дети хором считают от 1 до 30,но вместо чисел, которые делятся на 3, хлопают в ладоши. Затем одного ученика можно попросить назвать все числа, которые не были названы хором.

7. Лабиринты.

Они могут обычные, степень трудности продвижения по которым, определяется длиной пути, количеством встречающихся тупиков, входов и выходов.

– Помоги бегуну добраться до финиша. Для этого решай примеры, находя верный ответ, и двигайся дальше, показывая свой путь стрелочками.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img2.gif

8. Работа с геометрическим материалом.

– Выпиши все треугольники и четырехугольники, которые ты видишь на фигурах.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img3.gif

II. Упражнения на развитие устойчивости и объема внимания.

1. Расставь математические знаки, если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы равенства были верны:

а)

1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 = 4
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 = 5
1 ... 2 ... 3 ...  4 ... 5 = 10
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 = 12
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 = 41

б)

600 ... 40 ... 20 ... 8 = 668
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 612
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 548
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 308
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 298
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 7200
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 24028
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 23240

2. Поиск темы урока.

– Тема урока спрятана в цепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги между буквами В и О, Ж и С.

КЛТВУМОПМУЖНОСВЖЕОБСНИЖОЕВЛКЦ (УМНОЖЕНИЕ)

3. Просматривая каждую строчку, попытайся обнаружить среди случайных букв слова.

а)

МКВАДРАТОРОИТРЕУГОЛЬНИКПМ

ПИАЛПРЯМОУГОЛЬНИКФСП

б)

ИОХПСДПЛЮСЯЗВЕЛМИНУС

4. Дан ряд чисел: 4, 5, 7, 8, 9, 1, 3, 2. Дети в течение 6–10 секунд смотрят на них. Затем карточки с числами закрываю и задаю вопросы:

  • Какие цифры вы запомнили?
  • Назови соседей 5? 7? 3?
  • Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?
  • Какие две первые?
  • Три последние?

5. Игра “Заметь все”.

На наборном полотне выставляю в один ряд 7–8 картинок с изображением предметов (мяч, гриб, пирамида...). Предлагаю детям рассмотреть предметные картинки. Время не более 10 секунд. Затем предметные картинки закрываю и предлагаю детям перечислить их, назвать последовательность. Меняю местами 2–3 картинки и спрашиваю, что изменилось на наборном полотне. Убираю одну из картинок и спрашиваю, какая картинка исчезла, прошу описать ее.
Эту игру можно проводить и с геометрическими фигурами. Ученикам задаю соответствующие вопросы: Сколько фигур? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Прошу каждого ученика расположить эти фигуры на столе, используя для этого счетный материал.

а) Сколько здесь, каких цифр? Какое получиться число, если сложить их?

http://festival.1september.ru/articles/214401/img7.gif

б) Нарисуй еще одну цифру. Сумма чисел на картинке должна равняться 25.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img8.gif

в) Какое число надо прибавить к сумме этих семерок, чтобы получилось 50?

http://festival.1september.ru/articles/214401/img9.gif

г) Среди этих чисел не хватает одного. Назови его.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img10.gif

III. Упражнения на распределение и переключение внимания.

1. При закреплении таблицы умножения и деления можно использовать следующие задание:

а) У учителя картонный круг, который с одной стороны – красного цвета, с другой – синего. На обеих сторонах круга написано, например, число 5. Если учитель показывает круг красной стороной, и называет любое число, например 3, то дети должны умножить (5x3). А если учитель покажет круг синей стороной, то названное им число дети должны разделить на 5.

б) Упражнение “Ладонь – кулак”. Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица умножения.

в) Перед вами 3 ряда чисел. В первом из них подчеркните все числа, кратные 9, во втором – кратные 4, в третьем – кратные 3. На выполнение задания дается 15 сек.

42 15 45 24 78 36 54 73 32 18

44 65 74 16 52 44 21 24 12 14

43 36 32 54 10 48 17 21 33 62

2. Перед вами ряд цифр, записанных вразнобой, без какой-либо системы. Ваша задача – как можно быстрее выписать их в тетрадь в порядке возрастания. Кто быстрее?

25 1 7 36 15 4 8

14 2 17 9 54 48

11 13 27 45 18 63

3. В каждом из трех приведенных ниже рядов чисел вам необходимо подчеркнуть по 3 таким образом, чтобы в сумме они давали число, которое подчеркнуто.

4 9 13 15 7 18 24

3 8 5 13 16 14 30

21 17 15 9 12 20 48

4. Продолжи числовые ряды:

28, 27, 24, 23, 20, 19...

2, 6, 18, 54...

8, 3, 9, 4, 10, 5...

35, 7, 42, 6, 49...

1, 3, 4, 7, 11, 18..

5. Закрась фигурки, в которых получается:

число 5 – зеленым цветом,
число 6 – синим цветом,
число 7 – красным цветом.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img11.gif

6. Лабиринты.

а) Пройди по клеточкам так, чтобы набрать 25 очков.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img12.gif

б) Пройди путь от вершины пирамиды к ее основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по дороге сумму 36.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img13.gif

7. Очень емким с точки зрения отработки различных сторон внимания детей, является проведение игры “Веселый счет” в таком варианте:

http://festival.1september.ru/articles/214401/img15.gif

  • Назови и покажи все числа от 91 до 100 , написанные черным цветом; затем красным цветом.
  • Назови и покажи все числа от 100 до 91, написанные красным цветом, затем – черным цветом.
  • Назови и покажи числа от91 до 100 одновременно, написанные черным и красным цветом (и в обратном порядке).
  • Назови и покажи все числа от 91 до 100, написанные черным цветом и одновременно все числа от100 до 91, написанные красным цветом (и наоборот).

Выполнять задание по таблице дети могут в паре: один ученик выполняет задание, другой его контролирует, затем меняются ролями.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img14.gif

1

2

7

10

9

5

4

6

10

7

2

9

3

5

1

8

4

8

3

6

По данным таблицам можно работать как с предыдущей.

8. Дается группа однозначных чисел, в которой некоторые числа встречаются один раз, другие два раза, а есть числа, которые встречаются три раза. Нужно устно найти:

  • сумму чисел, которые встречаются 2–3 раза, и записать ее в первом квадрате;
  • сумму чисел, встречающихся в записи один раз, и записать во втором квадрате;
  • разность чисел, записанных в первом и во втором квадратах, и записать ее в третьем квадрате.

http://festival.1september.ru/articles/214401/img16.gif

9. Задачки в стихах (кроме способностей переключать и распределять внимание, эти задачи развивают объем внимания).

а)

В нашем классе два Ивана,
Две Татьяны, две Светланы,
Три Катюши, три Галины,
Пять Андреев, Три Полины,
Восемь Львов, четыре Саши,
Пять Ирин и две Наташи.
И всего один Виталий.
Сколько всех вы насчитали?

Повторяем задачу, а дети считают и записывают результат.

Вот отметки по контрольной:
Получили “пять” все Саши,
Иры, Кати и Наташи.
Сколько ребят получили “5”?
По четверке – Тани, Гали,
Львы, Полины и Виталий.

–  Сколько ребят получили “4”?

Остальные все Иваны,
Все Андреи и Степаны
Получили только “тройки”.

– Сколько ребят получили “3”? А кому достались “двойки”?

б)

По тропинке вдоль кустов
Шло 11 хвостов.
Сосчитать я также смог
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад,
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!

в)

К двум зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?

г)

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал тринадцать окуней.
Рыбак Евсей – четырех карасей.
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?

д)

Как-то рано поутру
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей,
Уток было восемь пар –
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам еще дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....

Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ с помощью подвижных игр

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ...

"Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ"

В данной статье, представлены роль дидактической игры для развития внимания младших школьников с ОВЗ....

Родительское собрание "Развитие внимания у детей и пути его формирования"

Внимание - важнейшая деятельность в учебном процессе....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...