Опыт работы по Бунеевым
методическая разработка на тему

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_buneevym.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

     Произведения художественной литературы всегда были неотъемлемой частью русской национальной культуры, частью духовной жизни русского общества. И тем печальнее сознавать, что многие современные дети воспитываются не на хороших книгах, а на мультсериалах и комиксах.

     Изменились дети за последние годы, изменились их родители, их взгляды на жизнь. Жизнь вносит свои коррективы и в содержание учебников. Ушли «красные дни» календаря, а с ними и некоторые устаревшие тексты. Большой выбор новых учебных изданий позволяет учителю самому подобрать учебники, исходя из собственного опыта и мастерства.

    Как пробудить у детей интерес к чтению, сформировать потребность в книге не только как источнике информации, но и источнике эстетического наслаждения и духовного развития? Научить детей выделять главное в прочитанном, уметь выражать свои мысли, чувства, обучить умелой, искусной, а точнее эффективной речи. Для учителя начальных классов эта проблема стоит очень остро.

       Во многом мне помогают решить эту проблему новые книги для чтения из серии «Свободный ум»,составленные Бунеевыми и новый предмет- риторика, по которым занимаемся с 1992года.

        Каждый урок чтения начинаю со стихотворного или прозаического эпиграфа. Например:

              «Пусть книги друзьями заходят в дома,

              Читайте всю жизнь, набирайтесь ума»,

                                     «Книга- верный друг детей

                                       С ней живётся веселей» и т. д.

           На каждом уроке царит особая эмоционально – доверительная атмосфера, которая создаётся рядом специальных приёмов: необычной расстановкой столов, живыми цветами у портретов, декламированием стихов. В новых  книгах речь не идёт о новой методике, по содержанию книги приближены к самому ребёнку, они – о нём,  о том, что ему интересно, что находится вокруг него. Один из принципов при подборе материала является эстетический принцип.

     Система ценностей, ориентированной на человека, его жизнь. Важное место   отводится взаимоотношению в семье, любви к близким. Но и патриотическая идея не обесценивается, не уходит, она просто звучит иначе.

    В книге для чтения «Капельки солнца» первоклассник познаёт себя и мир вокруг, людей, их взаимоотношения, природу, усваивает нормы общения к этому миру и поведения через стихи и маленькие рассказы об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир. Дети с большим желанием пересказывают прочитанное, учат наизусть стихи, ведут тетради с рисунками к произведениям, т.к. эти темы им очень близки.

      Читая произведения, дети путешествуют вместе с зайцем Пусом по страницам учебника. Они попадают в различные ситуации, пытаются ответить на вопрос «Как бы я поступил?» Как бы я объяснил?» Каждый ребёнок начинает свой ответ со слов «Я думаю, я считаю…» Ребятам предлагалось побывать в роли ведущего цирковой программы (Маршак «Цирк Шапито»).

      Интересно проходят уроки-экскурссии в «мастерскую  художника». Детям даётся возможность словесно нарисовать картину, добавить какой-то предмет в иллюстрацию, выразить своё отношение к произведению. После каждой темы провожу конкурс стихов.

     Во 2 классе «Сказочные герои» книги для чтения- второклассник  Саша и сказочный персонаж- младший домовой Афанасий. Афанасий- знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки, читают весёлые стихи, песенки, считалки, загадывают загадки. Интересный урок прошёл «Учимся сочинять загадки». Таким образом, система уроков чтения во 2 классе- это игра- путешествие в сказки. В тетрадях для чтения дети сочиняют свои небольшие сказки про Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного. Особенно интересно написали автобиографию Бабы-Яги.

       Очень любят дети не только отгадывать, но и сами составлять кроссворды по сказкам. Провели конкурс на лучший кроссворд к сказкам.

   На уроках чтения ввожу метод проблемного обучения. Например, после чтения и разбора сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» дала задание: «Напишите, что бы Вы попросили у золотой рыбки?» Дети по-разному ответили на этот вопрос. Интересным было обсуждение ответов.

    В 3 классе последовательность текстов и тем связана с течением жизни в семье третьеклассницы Насти. Настя вместе с папой читает книгу «В одном счастливом детстве», размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики. В 3 классе провожу нетрадиционные виды уроков: урок- концерт, урок- литературно-музыкальная композиция, урок- путешествие.  Интересно прошёл обобщающий урок- «Урок листопада». Любят дети инсценировать сказки, читать по ролям.

    в тетрадях они пишут сочинения- миниатюры, сочинения по окончании раздела (выбирают из нескольких тем), ведут сказочный словарь, записывают литературоведческие понятия(повесть, рассказ, пьеса, сравнение, олицетворение,эпитет).

    В 4 классе форма подачи текстов- диалоги постоянно действующих героев- профессора Рождественского и близнецов Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, в далёкое прошлое, видят «живых» писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. Дети знакомятся с биографией писателя, воспоминаниями современников. Они знакомятся с литературными понятиями(детская литература, история детской литературы, летопись, летописцы, мемуары, пролог, эпилог, басня, баллада, фантастическая повесть, юмор, сатира). Дети пишут творческие работы: сочинения на заданные темы, сочинения- описания, переводы с древнерусского на современный русский язык (отрывок из произведения «Слово о полку Игореве»). Дети учатся вести личный дневник.

     Интересно проходят уроки: урок- репортаж, устный журнал, урок- путешествие  в XIX, XX век, урок- путешествие  в библиотеку, «Книжкины именины».

    Книги для чтения из серии «Свободный ум» дают возможность развивать читательскую самостоятельность у детей, развивать правильную искусную речь учащихся.

   

    Этому способствует новый предмет- риторика, на уроках которой, дети учатся выделять основную мысль, определять типы текстов, составлять план, анализировать. Эти умения они применяют на уроках чтения. Дети приучаются высказывать собственные суждения, опираясь на материал текстов и свой жизненный опыт, сравнивать их с мнением автора.

       У детей появляется потребность высказывать свою точку зрения, приводить аргументы. Это произошло потому что тексты, которые включены в книгу, различные формы проведения уроков не просто увлекательны и интересны детям, они близки им по настроению и содержанию, заставляют их думать, спорить. От родителей я узнаю, что дети просят купить новую книгу, дома читают самостоятельно, без принуждения. Всё чаще слышу от родителей «Мой ребёнок зачитал». Это очень радует меня как учителя, приносит удовлетворение в работе.