Опыт работы и проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы
учебно-методический материал на тему

Никитина Алевтина Ивановна

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы”. Исходя из программы, целью  школы   является создание условий для укрепления здоровья учащихся, популяризация массового и профессионального спорта и приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_i_provedeniya_vneurochnoy_fizkulturno.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

 «Опыт работы  и  проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы»

Где нет простора для проявления способностей,

там нет способностей.                          

                              Людвиг Фейербах

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы”. Исходя из программы, целью  школы   является создание условий для укрепления здоровья учащихся, популяризация массового и профессионального спорта и приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

        Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений. К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому моя задача, как  преподавателя   – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей. Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребёнка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.

Одним из главных факторов спортивной жизни школы является организация и проведение учебной и внеурочной  физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Важной составной частью и отличительной особенностью организации внеурочной деятельности в  школе  является подготовка и проведение спортивно - массовых мероприятий.

     Быть здоровым – естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни – регулярная физическая активность. Как увлечь ребят физической культурой, сформировать привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями?  В поиске ответа на этот вопрос у меня и  родилась мысль о создании новых форм организации внеурочной деятельности.

Формы внеклассной работы

 «Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры проводятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении, где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимые игры всегда  соответствуют  возрасту и подготовленности играющих, доступны для мальчиков и девочек, просты по содержанию, легко объяснимы, интересны и увлекательны. Комплекс игр составляются  так, чтобы в нем есть игры с различным содержанием, и нагрузкой и  эти игры правильно чередуются. В одно занятие вводятся игры спокойные и игры с большой подвижностью.

В начальных классах школы большое применение имеют командные игры, близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся «Пионерский мяч», «Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие.

Как любимое занятие детей во внеурочное время игры проводятся не только в специальные «часы игр», но также на  праздниках, прогулках, экскурсиях .

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеурочной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

Соревнования, как и другие виды внеурочной  работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.  Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления.

С учащимися начальных классов школы  проводятся соревнования по играм. В программу соревнований по играм включаются подвижные игры из школьной учебной программы и игры, которые были хорошо разучены на внеурочных  занятиях.

Программа любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности учащихся.  Спортивные соревнования в школе  проводятся в классе между командами, а в школе между классами.

Недели физической культуры

В течение недели проводятся различные спортивные мероприятия во всех классах .

В рамках недели физкультуры были проведены следующие мероприятия:

Веселые старты»

1-2 классы

«Веселые старты»

3-4 классы

Конкурс спортивных   стенгазет

5-9 классы

«Чемпионат веселого мяча»

5-9 классы

«А, ну-ка, парни!»

5-9 классы

Соревнования по настольному теннису

5-9 классы

                                                               Дни здоровья

Дни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 1-9 классы. В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и эстафеты. Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы.

                                                          Экскурсии и походы

Экскурсии и походы выходного дня проводят классные руководители вместе с учителем физической культуры и родителями. Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся пешком, зимой на лыжах.

Прогулки обычно совершаю  без определенных образовательных целей, ради отдыха на лоне природы. Экскурсии имеют определенные образовательные цели и провожу  по заранее намеченной тематике.

В походах в отличие от экскурсий сочетаю выполнение образовательных задач с условиями походной жизни ( приготовление пищи, преодоление трудностей  и т. д.).

Тематика экскурсий и походов  соответствует общеобразовательной подготовке детей и школьным учебным программам.

Прогулки и экскурсия провожу  с учащимися всех начальных классов школы.

                                                   Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед занятиями в режиме учебного дня.  Комплекс УГ меняется 1 раз в две недели, разрабатываю и разучиваю с детьми.  Зарядка длится 10 минут.            

                                                      Спортивные праздники

Спортивные праздники обычно посвящены тематическим датам. В школе традиционно проводятся следующие мероприятия, посвященные знаменательным датам: «А, ну-ка, парни!», «Вперед, девчата!», Смотр строя и песни  и другие.

Количество школьников, принимающих участие во внеурочных мероприятиях, с каждым годом увеличивается, что свидетельствует о возрастании интереса ребят к физической культуре личности, появлению целевой установки на здоровый образ жизни. 

А  наиболее интересной   формой организации и проведения учебной и внеурочной  физкультурно-оздоровительной и спортивной работы  в период летних каникул  для младших воспитанников, считаю организацию летнего спортивно - оздоровительного лагеря «Дружба».

 В летнем оздоровительном лагере дети ежедневно принимают участие в спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях.

Анализируя работу спортивно-оздоровительного лагеря и  проводимых мероприятий в нем, составляю новые праздники и соревнования с учетом желаний и интересов  юных воспитанников и применением новых игровых технологий.

Наиболее полюбившиеся детям праздники и соревнования: «Золотой ключик»,  «Следствие ведут знатоки», «Рыцарский турнир», «Мисс грация», «Поиски клада», а также открытие и закрытие лагеря.

В лагере организована «Школа безопасности». Целью и задачей которой стало  изучение опасностей, угрожающих школьнику  и разрабатывающих способов защиты от них в любых условиях обитания человека. Закрепление практических навыков и умений, находясь  в экстремальных ситуациях.

 Мероприятия в «Школе  безопасности»:

«День Айболита»,  где дети учатся оказывать первую медицинскую помощь и  применяют на практике дыхательные упражнения,  упражнения для улучшения  осанки, профилактики плоскостопия и  близорукости.

«Школа юного туриста», на занятиях в которой  дети впервые учатся ориентироваться на местности.

 Проводятся занятия по правилам дорожного движения, и соревнования с использованием знаков дорожного движения.

В лагере дети тренируются и отдыхают, дружат и становятся одной спортивной семьей. Школьный лагерь – это прекрасная возможность заинтересовать юных спортсменов .  

Анализируя свою работу, пришла к выводу, что недостаточно применять различные формы и методы организации внеурочной деятельности. Необходим творческий подход. Как повысить значимость и уровень интеллектуализации предмета, который помогает не только сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни? С этой целью я обратилась к межпредметным связям.  Итак, используя различные знания и умения в таких предметах как: биология, математика, русский язык, ОБЖ, история были разработаны новые праздники. А именно :

  • физкультура и  ОБЖ ( игры по правилам дорожного движения);
  • физкультура и биология (день Айболита);
  • физкультура и история («Спортивная викторина», праздник:  «По дорогам Олимпии» );
  • физическая культура и русский язык (использование  топографических диктантов в играх: перевод письменных  условных знаков  на схематические и др.);
  • физическая культура и математика( «Разведшоу»);
  • национальные традиции (изучение  игры «Лапта»)  

Цель - возрождения народных игр.

    Из всего выше сказанного, хотелось бы отметить важность соблюдения принципа индивидуального подхода к ученику. Нужно помнить, что успех, обучения во многом определяется интересом к  занятиям. Его можно пробудить, предоставив детям возможность творческого мышления на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа с младшими школьниками в режиме продленного дня

Сохранить здоровье подрастающего поколения педагогический коллектив школы считает важнейшей задачей. Решает путём пристального внимания к проблемам воспитания у детей потребности в здоровом образе жиз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления "Шахматная азбука"...

"Модель внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности в начальной школе"

Модель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности" создана в рамках социально-значимого всероссийского тьютерского проекта "Готов к труду и обороне"....

Рабочая программа внеурочной деятельности физкультурно - оздоровительной направленности "Азбука здоровья"

Программа рассчитана на 4 года. Цель программы: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу...

"Эффективность физкультурно - оздоровительной работы в условиях урочной и внеурочной деятельности в ОУ"

На современном этапе развития гражданского общества, когда перед российским государством выстраивается ряд нерешенных проблем, особую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья подрастающег...

Статья «Специфика организации физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время с младшими школьниками с ослабленным здоровьем»

Программа внеурочной физкультурно - оздоровительной деятельности для младших школьников с ослабленным здоровьем...