Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"
опыты и эксперименты на тему

Шипилова Евгения Николаевна

 

В начальную школу дети  уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито  большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого характера. Однако исходя из многолетней практики уже  в пятых классах   снижается творческая активность учащихся, ученики часто испытывают затруднения  в выполнении самостоятельной работы, требующей выбора рациональных решений. В связи с этим очень важно именно на начальном этапе обучения сохранить и развить творческий потенциал учеников. Обучение, в котором специально не планируются задачи развития, далеко не всегда дает необходимый развивающий эффект. Развитие – это не количество знаний, которые получил школьник, а умение пользоваться ими, применять их в самостоятельной деятельности (в том числе и в нестандартных ситуациях). Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим. Диапазон опыта представлен разработанной системой  разнообразных видов самостоятельных работ учащихся на уроках русского языка, математики, окружающего мира, направленных на развитие креативного потенциала школьников младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Шипилова Евгения Николаевна

Отдел управления образованием  

Динского района Краснодарского края

БОУ СОШ №29 имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича

Тема: Развитие креативного потенциала учащихся

начальных классов на уроках как результат

применения разных видов самостоятельных работ.

Автор опыта:                                                                         Шипилова Евгения Николаевна

                                                                                                учитель начальных классов        

ст. Новотитаровская

2012 год

Содержание

Условия возникновения и становления опыта

Наименование и актуальность опыта

Ведущая педагогическая идея

Теоретическое обоснование  опыта

Новизна опыта

Технология опыта

Результативность опыта

Библиографический список

Приложения


ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА

1. Информация об опыте

1.1.    Условия становления и возникновения опыта.

Работая в младших классах, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши ученики, когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтает о том, чтобы они были знающими, ответственными, творческими людьми. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться.

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

 В начальную школу дети  уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито  большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого характера. Однако, исходя из многолетней практики, уже  в пятых классах   снижается творческая активность учащихся, ученики часто испытывают затруднения  в выполнении самостоятельной работы, требующей выбора рациональных решений. В связи с этим очень важно именно на начальном этапе обучения сохранить и развить творческий потенциал учеников. Поэтому меня заинтересовала  проблема  развития креативного потенциала детей младшего школьного возраста.

1.2. Актуальность опыта.

  Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования.

Меняется традиционная система обучения, в ее рамках появляются вариативные курсы,  новые учебные предметы, новые стандарты обучения, программы,  авторы которых пытаются расширить представления о целях начального образования. Обучение, в котором специально не планируются задачи развития, далеко не всегда дает необходимый развивающий эффект. Вспомним мысль нашего выдающегося психолога Л.С. Выготского:  «Развитие есть результат,  не совпадающий с его содержанием». Они означают, что нельзя измерять результаты обучения  только по содержанию изучаемых программ, необходимо оценивать  те изменения, которые произошли в психическом развитии школьника.

Развитие – это не количество знаний, которые получил школьник, а умение пользоваться ими,  применять их в самостоятельной деятельности (в том числе  и в нестандартных ситуациях).

 Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемых социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим.


 1.3. Ведущая  педагогическая идея опыта.

 Применение разнообразных видов самостоятельной работы учащихся начальной школы на всех этапах урока для развития креативного потенциала школьников младших классов.  

1.4. Теоретическое обоснование опыта.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». Термин «креативность» образован от английского слова creative и переводится как «творческий». В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством).

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание”.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности. Вот как пишет о креативности известный специалист по разработке тестов для оценки уровня её развития американский психолог Е. П. Торранс: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Таким образом, творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Творчество – это всегда новое, неизведанное, непредсказуемое, увлекательное и захватывающее. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Развивая творческие способности у младших школьников, вырабатываем у них навыки и умения с интересом, продуктивно трудиться, способность к творчеству. Одним из средств развития творческих способностей является самостоятельная работа. Организация системы самостоятельных работ учащихся на уроках даёт возможность осуществлять максимально раннее выявление и реализацию умственных способностей детей, развивать мыслительную деятельность учащихся, осуществлять формирование навыков самоорганизации, самоконтроля. Это и стало основой моего опыта.

1.5. Новизна опыта.

Организация самостоятельных работ, направленных на развитие творческого мышления учащихся, в условиях дифференцированного обучения один из наиболее эффективных методов обучения и развития учащихся, так как он отображает все современные принципы обучения.

1.6. Диапазон опыта.

Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности через систему творческих заданий. В рамках творческой деятельности формировать  способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

2. Технология опыта

Цель педагогической деятельности:  развитие креативного потенциала учащихся начальных классов в процессе учебной деятельности посредством применения разнообразных видов самостоятельных работ на разных этапах урока.

Задачи:

  1. обеспечить развитие умения решать творческие задачи изобретательного, исследовательского, конструктивного характера, открытые учебные задачи и задачи с достраиванием условий;
  2. создание благоприятного климата в детском коллективе для развития духа творчества;
  3. организация предметно-умственной деятельности учащихся на основе создания проблемной ситуации на уроке
  4. отслеживание уровня творческого развития учащихся.

         

Урок является основной формой организации учебного процесса. Оттого, насколько творчески он построен, зависят результаты учеников. На уроках закладываются основы вычислительных навыков, развивается логическое мышление, происходит своеобразный диалог учителя с каждым учеником

Для того чтобы уроки были полноценными, необходима атмосфера творчества и сотворчества. Практика показывает, что главное - развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

 Развитие креативного потенциала учащихся будет эффективным, если постоянно  вовлекать детей младшего школьного возраста в  выполнение самостоятельной работы творческого характера. Решить эту проблему  в системе начальной школы  попытался коллектив единомышленников  УМК «Начальная школа – 21 век» под руководством профессора Н.Ф. Виноградовой. Я работаю по данной программе 6-й год. Важное место в обучении учащихся, развитии их творческого потенциала отводится самостоятельной работе.

Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение,
  • применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:

  • противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формировать противоречия;
  • разделять представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • формы представления противоречий (явные, скрытые ).

Творческую самостоятельную работу можно использовать на разных этапах урока: при закреплении; при объяснении нового материала; при проверке и оценке знаний учащихся.

В зависимости от места выполнения, самостоятельную работу разделяют на выполняемую:

в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или другом каком-либо школьном помещении);

во время внеклассного или внешкольного учебного мероприятия;  

дома.

По источнику знаний:

1) работа с учебной книгой (разновидности - составление плана отдельных глав, ответы на вопросы учителя, анализ идейного содержания или художественных особенностей произведения по вопросам учителя, характеристика действующих лиц, работа над документами и другими первоисточниками и так далее);

2) работа со справочной литературой (статистические сборники, справочники по отдельным отраслям знаний и народного хозяйства, словари, энциклопедии и прочее);

3) решение и составление задач;

4) учебные упражнения;

5) сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным впечатлениям и так далее);

6) наблюдения и лабораторные работы (работа с гербаризированным материалом, коллекциями минералов, наблюдение природных явлений и их объяснение, ознакомление с механизмами и машинами по моделям и в натуре и другие).

7) работа, связанная с использованием раздаточного материала (комплекты картинок, фигур, кубиков и так далее;

8) графические работы.

Нужно учитывать, что классификация самостоятельных работ по источникам знаний является вспомогательной.

Самостоятельная работа начинается уже с первых уроков первого класса. При этом учителю необходимо помнить о том, что 1 класс – это дети 6,5-7 лети при планировании самостоятельной работы надо помнить о реальном уровне знаний учащихся. Материал, подбираемый для самостоятельной работы, во всех классах начальной школы решает следующие творческие задачи:

         1. Изобретательская задача, когда перед учеником стоит вопрос:  как быть, если очевидное решение невозможно, т.к.  условие содержит противоречие.

         2. Исследовательские задачи, предполагающие выяснение причин, отвечающие  на вопрос – почему. Эти задания характерны для 3-4 классов.

         3. Задачи с достраиванием, дополнением своими данными, лишними данными, с меняющимся содержанием. Такие задания даются уже в первом классе.

Например: дополни условие задачи, поставь вопрос и реши ее.

«Сначала Нина вырезала  __ звездочек, а потом еще 3».

4. Задачи, в которых нет однозначного ответа. Они требуют специальных знаний, задачи на смекалку.

Например: в 1 классе на уроке математики дети получили карточки на клетчатой бумаге со следующим заданием для самостоятельной работы.

«Покажи  вертикальными линиями рост каждой девочки, если Лена выше Кати, а Катя выше Нины:          Лена                Катя                        Нина

                                _____                ______             ______

             

Для закрепления навыка чтения на первоначальном этапе использую карточки таблицы для самостоятельной работы:

р

а

р

м

м

а

н

н

О

г

л

л

По мере изучения алфавита и развития навыка письма я приучаю детей к самоисправлению ошибок. По мнению авторов программы, это надо всячески приветствовать  и поощрять, попутно обучая тому, как надо правильно и аккуратно это сделать.

        Главная задача учителя в обучении учащихся – помочь каждому ученику не только овладеть умениями, навыками, но и научиться самостоятельно работать. Этого можно достигнуть, осуществляя индивидуальный подход к организации самостоятельной работы учащихся. Вот как можно провести самостоятельную работу по обучению решению составной задачи:

«В школьном парке посадили 7 берез, а рябин на 3 больше. Сколько всего деревьев посадили в школьном парке?»

В зависимости от индивидуальных способностей дети получают разные карточки (3-х видов).

Карточки

1.Задание (общее)

    Прочитай задачу:

  1. Следующее задание по вариантам

I вариант.

а). Закончи запись условия задачи:

        

Берез - …д.

Рябин - ? на 3д. б.    

б). Используя схему, закончи решение:

(7+…)+7=…(д.)

(возможно решение по действиям)

 

II вариант.

а). Закончи краткую запись условия:

Берез -

Рябин - ? на … д. б.

б). Составь по задаче выражение и вычисли :

(…+…) + 7 = …

III вариант.

Этому варианту  даются только опорные слова

Берез - …

Рябин - …

При решении задач дифференцировать работу можно по-разному. 

Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

Пример 1. Основное задание: "Найдите значения выражений".

                                                         15 - 7      12 - 6

                                                         13 - 8      16 - 9

                                                         14 - 9      11 – 8

Дополнительное задание: "Найдите сумму ответов в каждом столбике"

Пример 2. Основное задание: "Найдите площадь прямоугольного листа бумаги со сторонами 12 см и 8 см."

Дополнительное задание: "От данного листа бумаги отрезали квадрат со стороной 4 см."

1) найдите площадь отрезанной части.

2) найдите площадь оставшегося листа бумаги".

Дополнительное задание: "От данного листа бумаги отрезали квадрат со стороной 4 см."

1) найдите площадь отрезанной части.

2) найдите площадь оставшегося листа бумаги".

Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально. Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Следующим этапом развития самостоятельности являются задания, в которых детям предлагается выбор верного ответа из нескольких данных. Такие задания я включала в работу учащихся  уже первого класса.

                Карточка.

1.Какие числа больше 12?

а) 10                        в) 11                        д) 19

б) 14                        г) 16                        е) 20

2.  12 – это

а) 2 и10                 в) 9 и 2            д) 9 и 3

б) 8 и 3                 г) 8 и 4            е) 11и 1

        В 3-4 классах у учащихся сформирована достаточно высокая скорость  выполнения самостоятельной работы. Поэтому часть самостоятельных работ я провожу в виде тестирования, начиная уже в начальных классах  подготовку к аттестации в старшем звене в форме ЕГЭ. (Приложение). Наиболее доступные для начальной школы - избирательные тесты:

1. Многовариантные, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и несколькими неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой -  содержит ошибку).

     Тестовые задания так же удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля при повторении учебного материала.    

Самостоятельную работу в форме тестирования  можно проводить практически  по всем предметам. Учащиеся получают возможность   выбрать и выполнить посильные для себя задания, а дети  с креативным мышлением могут попробовать  свои силы  при выполнении более трудных. Самостоятельная работа служит средством  активизации познавательной деятельности в том случае, если школьник пытается  использовать свои знания в необычной ситуации.

Предлагаю следующие задания для творческой самостоятельной работы по предметам:

  • составить словарный диктант из математических терминов;
  • составить задания для словарного диктанта;
  • составление кроссворда по определенной теме;
  • зашифровать название темы следующего урока, используя имеющиеся знания;
  • зашифровать основную мысль следующей темы;
  • составить памятку, закладку к тексту, конспект;
  • составить план пункта учебника;
  • составить карточку для устного счета;
  • придумать сказку “Как я учил(а) своего любимого сказочного героя …”;
  • за 3 минуты составить как можно больше слов (существительных) из букв данного математического термина (арифметика, тригонометрия, логарифм и др.);
  • представить тему в картинках;
  • составить задания, аналогичные заданиям из учебника;
  • мои открытия: “Я нашел …”, “В тексте я увидел …”, “Из текста я узнал …”, “Я научился …” и др.;
  • подготовить и оформить материал для изучения новой темы;
  • проба пера.

Одним из главных методов творческой деятельности является использование проблемных ситуаций. Проблемное обучение  можно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.

Введение математических понятий представляет много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.

Закрепление табличных случаев умножения:

Самый высокий уровень. Продолжи ряд: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь самостоятельно свой ряд.

Высокий уровень. Продолжи ряд, вспомнив таблицу умножения на 2, на 7 и на 8: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь свой ряд.

Средний уровень. Вспомни таблицу умножения на 2, на 7, на 8. Продолжи ряд чисел, как в 1 случае:

2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20;

8, 16, 24, …;

7, 14, 24, … Составь свой ряд.

Низкий уровень. Продолжи ряд чисел, вспомнив таблицу умножения на 2, на 7, на 8 и запиши таблицу умножения, которую использовал при выполнении задания.

Окружающий мир.

Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки окружающего мира. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. Мы стремились имеющийся познавательный материал рассматривать в неразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о мире и месте в нем человека.

  1. Прочитай тексты и назови причины исчезновения растений. Как ты думаешь, правильно ли поступают люди?

Задание на дом: составь рассказ об одном из растений Красной книги.

  1. Приведи примеры, которые подтверждают правильность этих стихотворных строк:

В природе ничто не дается нечаянно,

И звери не зря хвост и клюв получают…

Русский язык.

  1. При изучении темы спряжение глаголов.  Если ты считаешь, что спряжение определено неверно, а в доказательствах есть ошибки, то исправь их.
  2. Запиши слова в три столбика в зависимости от типа изученных на последних уроках орфограмм.

Для развития творческих способностей я использую игры, загадки, ребусы, кроссворды, различные виды работ по русскому языку. Большую роль играют сочинения. Традиционные на уроках русского языка задания по написанию сочинений заменила на написание стихов, сказок, писем.

Учитель сам может варьировать, выбирая полюбившиеся виды работ, занимательные задания, используя творческие замыслы своих учеников. Самое главное заинтересовать ребят. Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению "открытие" ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

      Приёмы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля деятельности:

1. Стимулирование: 

-создание ситуации занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров,

-творческие задания учащимся,

-применение ИКТ;

-создание ситуации успеха у школьников, испытывающих затруднения в учёбе;

-поощрение.

2. Контроль, взаимоконтроль и самоконтроль.

     Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составляющей частью процесса обучения. Различают следующие типы контроля: внешний контроль над деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.

     Приёмы контроля:

-устный опрос: индивидуальный, фронтальный, групповой, ТСО;

-письменный: контрольные, проверочные и тестовые работы.

Взаимоконтроль: обмен работами для осуществления взаимопроверки способствует развитию орфографической зоркости. 

Самоконтроль учащихся: это соотнесение  полученного результата или хода  деятельности с заданным эталоном. Выделяют несколько видов: прогностический самоконтроль (до начала деятельности),  текущий самоконтроль ( выполняют в процессе деятельности), итоговый самоконтроль. Способствует формированию умения в ходе проверки по учебнику, по образцу на доске самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов. Я использовала такие виды самоконтроля:  выполнение проверки  с помощью обратного действия, задания-шифровки (выполнив верно задание, дети  смогут прочитать слово или высказывание),  проверка с помощью микрокалькулятора.

Я полностью согласна с мнением  известного психолога  В.А.Гусева, который считает, что перед учителем  стоит задача:   организовать «обучение так, чтобы  всем было интересно,  чтобы слабый на сегодняшний день тянулся к уровню среднего, средний – к уровню сильного, а сильный ученик стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности».

Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Существуют требования к самостоятельной работе:

-  обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;

-  следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;

-  использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

Любой урок - это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует, хотя определенный алгоритм его организации имеется, однако остается и место для импровизации.

3. Результативность опыта

Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения:

1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.

2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.

3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.

4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.

5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

        Такой подход к развитию самостоятельности учащихся можно увидеть в заинтересованности моих детей активно участвовать в учебной деятельности. Результаты предметного мониторинга подтверждают стабильность сформированности знаний, умений и навыков по предметам. О том, как мои ученики  овладевают знаниями, свидетельствуют  материалы,  представленные в следующих таблицах и диаграммах.

Учебный год

Класс

Кол-во обучающихся детей

Успеваемость по итогам года

Качество знаний по итогам года

2008-2009

24

100%

66,3%

2009-2010

24

100%

71,4%

2010-2011

26

безотметочное

Диаграмма

уровня качества знаний по математике

Диаграмма

уровня качества знаний по чтению

Диаграмма

уровня качества знаний по русскому языку

Вырос процент учащихся, отдающих предпочтение домашним заданиям творческого характера.  Даже слабые ученики принимают активное участие в творческой деятельности. Появились желающие принять участие вНПК со своими исследоваительскими работами.Учащиеся моего класса ежегодно участвуют и занимают призовые места во Всероссийских конкурсах по русскому языку «Медвежонок»,  по математике «Кенгуру» и по естествознанию «Человек и природа»: 

        

2008г., Международный математический конкурс «Кенгуру – математика для всех», Комаров Влад , III место в районе, сертификат;

 2010г., Международный  математический конкурс «Кенгуру – математика для всех», Новоковская Евгения, I место в районе, сертификат;

2009г., Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»,  Жукова Полина,  I место в районе, грамота;

2011г., Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа », Чушева Мария , III место в районе, сертификат;

2011г., Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа», Гончаренко  Мария, I место в районе, сертификат;

2010г., Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа », Комаров Влад, II  место в районе, сертификат.

2009г., районная олимпиада младших школьников, Новоковская Евгения, русский язык, 3 место.

2010г, районной этап краевого конкурса детского художественного и литературного творчества «Служба спасения 01», номинация «Декоративно-прикладное творчество, макеты»,

В результате данной работы ученики осознают необходимость учения, умеют подходить и анализировать свои ошибки, самостоятельно оценивают уровень знаний, развивают свои способности, начинают творчески относиться к труду. При минимальных затратах времени достигается желаемый результат; используется другими учителями школы.


Библиографический список

1. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети?: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.: ил.

2. Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 496 с. (Серия «Учимся играя»)

3. Жовнер Е.С.. Изучение словарных слов во втором классе. //Начальная школа, 1998, №7, – 112 с.

4. Кремнева С.Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы: к учебникам «Русский язык. 1 класс», «Русский язык. 2 класс» / С.Ю. Кремнева. 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 95, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

5. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина; Предисл. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин. – М.: Худож. лит., 1988. – 431 с. (Классики и современники. Рус. классич. лит – ра)

5. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. – 383 с.: ил.

7. Толковый словарь русского языка. / Сост. Михайлова О.В. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2009, - 761 с.

8. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября».

9. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание,1988-96 с.

10. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

11. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. Учебное издание. Методическая библиотека.-М. Знание, 2008.-с14-17.

12. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996. – 252с.

13. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996. – 108 с.

14. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии: (В помощь лектору). – М.: Знание, 1971. – 62 с.

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Школьные технологии. – 1999. - №6.

16. Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках по математике//Начальная школа. – 1995. - №6. – с.51-53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды самостоятельных работ на уроках математики

Начальное звено обучения – один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом возрасте ...

"Виды самостоятельных работ на уроках математики"

Начальное  звено обучения - один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом возрасте в учебной деятельно...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Виды самостоятельной работы учащихся.

Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе для администрации и родителей учащихся гимназии. Тема: « Закрепление разных видов разбора. Работа с текстом».

laquo;Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими люд...