Открытый урок по русскому языку в 4 классе для администрации и родителей учащихся гимназии. Тема: « Закрепление разных видов разбора. Работа с текстом».
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Полозова Ирина Валентиновна

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

                                         А.С.Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.vpr_.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому  языку в 4 классе  для администрации и родителей учащихся гимназии.

Тема: « Закрепление  разных видов разбора. Работа с текстом».

Цели: Выявить знания  у учащихся по разным видам разбора. Показать родителям  уровень знаний учащихся  по русскому языку, уровень  подготовки к переводу в среднюю школу. Развивать у учащихся  грамотную речь, логическое мышление, память, уметь проверять и  оценивать свою работу.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа на доске. Разминка (устный вид работы).

- С помощью заданных частей слова образуйте новое слово и запишите его в тетрадь, как чистописание до конца рабочей  строки.

Корень -  в слове прополка;

Суффикс – в слове дровяной;

Окончание – в слове зеркальце.

-Какой вид разбора помог образовать новое слово? (Морфемный)

-Какой цифрой мы его обозначаем условно?  (2)

    3.  Постановка задачи урока.

 - Мы работаем сегодня с разными частями речи и будем выполнять разные  виды  разбора.

   4. Работа с текстом.

- Именно  такое название имеет наш текст, который мы запишем под диктовку.

Запись текста учащимися.

                                                  На полянке.

      Пригревает весеннее солнце.  В воздухе звенят голоса птиц. На лесной полянке тает снег. С горки по дорожке бежит ручей. Опустели зимние квартиры у старых пней. Проснулась и выбралась из норки ящерица. Вылез ёж. Он почистился и побежал по полянке искать еду.

Самопроверка учащимися по экрану.

-Какой это вид текста? (Повествовательный). Сообщает о последовательности действий или событий.

- Какие бывают тексты по типу речи? (повествование, описание, рассуждение – объясняет причины явлений, событий, поступков)

-Закончите текст самостоятельно одним предложением. Проверка.

    Ожил под теплым солнышком большой лесной муравейник. С раннего утра хлопочут муравьи. Они несут то длинную травинку, то сосновую иголку. Подлетели к старому пню говорливые птицы. Сухую травинку они положили в маленькую ямку около пня.

- Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является. 

По скатам оврага журчат звонкие ручьи.

- Найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

Скат – это наклон, откос, пологий спуск.

Скат – это рыба или точнее, существо, принадлежащее к разряду пластиножаберных хрящевых рыб.

СКАТ - это многозначное слово.

- Подбери синонимы к слову известный – знаменитый, популярный, прославленный, легендарный.

- Найди слово, состав которого соответствует схеме:

(звонкие)

5. Работа с разными видами разбора.

Поставьте цифры 1, 3, 4. Что они обозначают?

№1- фонетический разбор.

Учащиеся разбирают слово  солнце самостоятельно, 1 учащийся у доски.

Два  учащихся работают у доски  с разбором слов под цифрой 3:

на полянке – (на чем?) н.ф. полянка, неодуш., ж.р., 1-е скл., ед.ч., П.п., вторст. чл.предлож.

на лесной (полянке) – (на какой?) н.ф. лесной, ж.р., ед.ч., П.п., второстеп.чл. предлож..

Бежит – (что делает?) н.ф. бежать,наст.вр,3-е л.,ед.ч.,сказ.

-Запишите и разберите  предложение. Выполнить полный синтаксический разбор.

В воздухе звенят голоса птиц. (Повест, невоскл., рапростр., простое)

звенят (где?) в воздухе

голоса (чего?) птиц

6. Ударение.

бАнты  Иксы  крАны  пОрты  склАды  тОрты  шАрфы  шпрИцы

6.Словарная работа.

-Что такое «Родина»? (Это место, где родился человек)

Существует два понятия «Родина»: «малая Родина» и «большая Родина».

-Какие синонимы можем подобрать к слову Родина? Запишем их.

Родина, Отчизна, Отечество, Держава.

-Какие ещё слова можно отнести к теме «Родина»? Запишем их.

(Город, Москва, Россия, Самара, Новокуйбышевск.)

Работа с пословицами о Родине. (Объяснить смысл пословиц)

1.Одна у человека родная мать, одна у него и родина. 

У каждого человека только одна мама. Также и с родиной. Человек может по воле судьбы оказаться в другом месте, городе, стране, но родина у него может быть только одна. Обычно, родиной для человека является то место, где жили его предки, деды и прадеды, где они захоронены. Человек должен уважать родину так же,  как и свою мать.

2.Человек без Родины, что соловей без песни.

3.Родина начинается с семьи.

Запишите предложение:

Я люблю свою Родину.

7. Фразеологизмы.

- Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди):

  • У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ) 
  • Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ) 
  • Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ) 
  • Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ) 
  • Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ) 
  • Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)

- Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.

- Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):

•        Голоден как …(ВОЛК)

•        Хитёр как … (ЛИСА)

•        Труслив как … (ЗАЯЦ)

•        Здоров как … (БЫК)

•        Надут как … (ИНДЮК)

•        Упрям как … (ОСЁЛ)

- Подумайте, в какой жизненной ситуации можно употребить это высказывание. «Пишет как курица лапой» – говорят о том, кто пишет небрежно, неразборчиво. 

Тетрадку Наташи рассматривал папа,

Крутил, и вертел, и очки надевал:

– Ты пишешь, Наташа, как курица лапой.

Ни слова в тетрадке я не прочитал.

8. Подведение итогов.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для администрации и родителей учащихся в 4 классе.

Открытый урок для администрации и родителей учащихся в 4 классе...

Конспект открытого урока по развитию речи (с использованием интерактивной доски) в 3 классе II вида, по теме: «Работа по серии картинок на основе сказки «Колобок».

К конспекту данного урока прилагается мультипликационный фильм "Колобок", в разделе видеозаписи.В данном конспекте проводится работа по серии картинок на основе сказки "Колобок"....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по программе «Гармония». Тема: Повторение видов разборов.

Тип урока:урок обобщения и систематизация знаний.Предполагаемый результат:знание алгоритмов четырёх видов разборов (морфемного,морфологического,синтаксического,фонематического)....

Консультация для родителей учащихся по теме «Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам».

Повышения педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье...

Конспект открытого урока по обучению грамоте Тема: «А.С.Пушкин» Работа с текстом

Цель:   Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение, упражнять в...

Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г.

Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Повторение. Виды разборов.» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по всем видам разборов.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизировать знания обучающи...