Конспект урока по русскому языку в 4 классе по программе «Гармония». Тема: Повторение видов разборов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Петренко Наталья Симоновна

Тип урока:урок обобщения и систематизация знаний.Предполагаемый результат:знание алгоритмов четырёх видов разборов (морфемного,морфологического,синтаксического,фонематического).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по программе «Гармония».

Тема: Повторение видов разборов.

Цели:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания по видам разборов; развивать навыки анализировать предложения, части речи; грамотно писать части речи.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость ,внимание, мышление, расширять словарный запас  учащихся, развивать  их речевую деятельность.

Воспитательные: воспитывать любовь к учению, родному языку, любознательность; бережное отношение к природе.

                             

Тип урока :урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения: комбинированная.

Виды деятельности: работа с текстом, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в парах, группах.

Оборудование:учебник,карточки,ИКТ.

Предполагаемый результат: знание алгоритмов четырёх видов разборов (морфемного,морфологического, синтаксического,фонематического).

Формируемые УУД:

Личностные: учащиеся проявляют познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Регулятивные: учащиеся контролируют правильность выполнения заданий по эталону.

Коммуникативные:  учащиеся сотрудничают с соседом по парте ,с товарищем  в группе.

Познавательные: учащиеся проводят классификации, сравнение ,выбирая правильный ответ; строят

                              объяснения в устной форме и выполняют задания по алгоритмам, строят  ло-

                              ческую цепь   рассуждений.

                               

Этапы урока

Вре

мя

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы органи

зации деятельности

I.Организационный момент.

Мотивация учебной деятель

ности.

-Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,чтобы чему-то научиться!

II.Актуализация знаний.

Постановка цели.

-Ребята! Отгадайте:как называть одним словом всё то,что нас окружает,за исключением вещей,созданных человеческими руками?

-Человек исследует природу,до сих пор открыто ¼ всех живых существ на Земле!

-И мы сегодня тоже будем исследователями,только конечно,учебного предмета – русского языка.

- Что мы с вами должны уметь?

Уберите лишнее:

На доске : исследовать  петь      разбираться    рисовать  выбирать

-Если превратить эти глаголы в существительные,то можно догадаться,чем сегодня мы будем заниматься на уроке.

-В толковом словаре эти слова – синонимы.

На доске: Тема урока:Виды разборов

-Значит целью нашего урока будет:

-Вспомните,какие мы знаем виды разборов:

   

     (вывешиваю детали пазла)    

-Это наши задачи!В конце урока они должны соединиться в единый пазл.

-Знания,которые нам пригодятся зашифрованы в кроссворде, разбиваемся на  5 групп .  

 Подвожу итог.

-Молоды!                          

-Природа.

Анализ и выбор верного ответа: исследовать,разбираться,выбирать

Ответы детей:

исследова

ние,разбор и выбор

-Повторение основных видов разборов в русском языке.

-фонетичес-

кий

морфемный

морфологи-

ческий

синтаксичес-кий

Дети работают на карточках,на которых нужно соединить формулиров-ку разбора с его названием.

Разгадыва-

ние кроссворда.

«Интел

лектуаль

ная разминка»

«Подводя

щий диалог»

«Домысли-вание»

Работа в группе.

III.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

На доске :Человек должен быть другом всему живому.

-Объясните смысл высказывания.

-Эта истина будет девизом на нашем уроке.

-Запишите в тетрадь:

Береги землю родимую,как мать любимую.

-Как называется это предложение?

-К какому литературному жанру относятся пословицы?

-У вас на партах на скрепке есть листочки,найдите.

-Вместе с соседом по парте соберите две пословицы.

-Объясните их смысл,пожалуйста.

-Спишите и охарактеризуйте пословицы по алгоритму синтаксического разбора:

-Срубленное дерево… - характеризуют Катя,Семён Х.,Семён Т.,Матвей Мишкин.Остальные – второе предложение.

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

-Словарная работа устно.

-Списать,решая орфограф.задачи и выполнить задание с комментированием.

Пазл «Синтаксический разбор» вывешивается на доску.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А в лесу растёт черника,

Земляника,голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.(Приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.(Ходьба на месте.)

-За доской разбирают глагол или существительное по составу …,остальные в тетрадях.

-Проверяем!Оцените свою работу.

 Пазл «Морфемный разбор» вывешивается на доску».

 

-В тексте нам встретилось слово хвоЯ или хвОя?

-Найдите 3 ошибки.

 Пазл «Фонетический разбор» 

Интересные факты:

Загрязнение воды является причиной гибели на Земле 14000 человек в день.

Безобидные ,на первый взгляд,предметы разлагаются очень долго,например,алюминиевая или жестяная банка не менее 200 лет,пластиковые бутылки- не менее 500 лет.

- Вывод!

-Всего 4 литров машиного масла достаточно,чтобы было отравлено более 4 миллионов литров чистой питьевой воды.

-Вывод!

-Всем известно,что белые водяные лилии растут только в чистой воде.

На следующем уроке мы будем писать изложение про лилии по тексту на стр.126 в упражнении 643,а сегодня поработаем с 1 абзацем.

-Прочитайте про себя,вслух…

-Выписать из 1 абзаца в 2 столбика :

существительные и глаголы.

-Определите склонение существительных.

(Знаки склонений прикреплены справа, посередине и слева класса.)

-Определите,пожалуйста,спряжение глаголов.

Проверьте себя и оцените:

7 «+»  - 5

5-6 «+» - 4

3-4 «+» - 3

 -Сделайте морфологический разбор слов : на пруду,стояла.

-Найдите в тексте прилагательное и разберите его устно.

(Белых (лилий)).

Пазл «Морфологический разбор»

-Берегите природу и своё здоровье!

Ответы детей.

Записывают в тетрадь.

-Пословица.

-К малым фольклор-

ным жанрам.

Собирают  пословицы.

Списывают и характеризуют предложения по алгоритму

Оценивают работу + или -

Делают упражнения.

Желающие производят разбор слов.

Проверка и самооценка своей работы.

Сообщения детей.

Дети формулиру-ют вывод ы.

Чтение абзаца.

Работа по учебнику.

Дети поворачива

ют голову в направлении правильного склонения.

На доске Смирнова В.,комментирует Запевалова Н.,остальные в тетрадях.

Разбирает …

Дети оценивают ответ сигнальными карточками.

Работа в парах.

Дифферен

цированная работа.

Игра на вниматель

ность «Лови ошибку»

Фронталь

ная проверка в виде игры на внимание «Будь вниматель

нее».

Блиц-контроль по спряжению

IV.Итог урока

-Скажите,ребята,все ли задачи мы сегодня выполнили?

-Мы добились цели?

Ответы детей

V.Рефлекия деятель

ности.

Итоговая рефлексия.

-Найдите в прозрачном кармашке карточку «Продолжи фразу» и сформулируйте свой ответ.

 

-Кому сегодня всё было понятно и легко?

Оцените свою деятельность на зелёном поле зелёным стикером.

- Кто немного затруднился- на жёлтом поле.

-Кому было трудно-на красном.

-Молодцы!Всем спасибо за урок.

Ответы детей.

Оценивают свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)

Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....

План конспект урока по русскому языку 2 класс (по ФГОС) на тему "Род имени существительного"

Конспект урока по ФГОС в виде презентации с подробным описанием предметных, метапредметных и личностных целей и УУД....

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

План -конспект урока по русскому языку (1 класс) по программе " Школа России"

Тема урока: Перенос слов с буквами «й, ь» в середине слов....

Конспект урока по русскому языку (1 класс, УМК «Школа России») Тема урока: Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по написанию строчной буквы ш.Предметные задачи –  содействовать формированиювыпол...