«Имидж Учителя XXI века»
материал по теме

Эссе на тему:  «Имидж Учителя XXI века» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imidzh_uchitelya_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Имидж Учителя XXI века»

Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить (Лизинский В. М.).

 Учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибок, ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и не успешности работы.

Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания.

Личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.

1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

Общение – с хорошей литературой, искусством, природой;

Общение – с интересными людьми, любовь, дружба;

Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни в непредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

4. Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

5. Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью я понимаю способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Становление профессиональной культуры будущего учителя зависит от уровня овладения им теоретико-методологическими и прикладными компонентами психологии, педагогики и специальных наук, которые включает в себя:

  1. владение достаточным уровнем специальных знаний и современными образовательными технологиями;
  2. способность к личностному и профессиональному саморазвитию (целеустремлен и энергичен, интересен для детей и коллег как личность);
  3. знание и понимание особенности современной общеобразовательной и многопрофильной школы;
  4. наличие такта, эмпатии, терпения и толерантности в отношениях с учащимися; готовность принять и поддержать их, а если нужно  то и защитить;
  5. понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития учащегося, особенности психологии каждого ребенка;
  6. способность взаимодействовать с детьми и взрослыми, умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, уладить конфликты в детском сообществе и др.

Учитель XXI века :

           Владеет различными стратегиями образования; разрабатывает собственную педагогическую стратегию или ее элементы. Владеет фундаментальной системой профессиональных знаний и умеет их использовать в решении профессионально- педагогических задач.

Знает государственную стратегию обучения и воспитания. Владеет стандартной системой знаний и методов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность: умеет их использовать при решении профессионально-педагогических задач, где заданы цель, ситуация и действия по ее решению.

           Знает различные стратегии обучения и воспитания. Владеет стандартной и дополнительной системами знаний и методов включения учащихся в учебно познавательную деятельность, умеет их использовать в решении профессионально-педагогических задач, где заданы цель и ситуация.

Учитель должен обладать профессионально-педагогической культурой. Превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащихся с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.  

Более того, хороший учитель обязан быть энтузиастом: кто же пойдет на работу с детьми, на бессонные ночи проверки домашних заданий и подготовки материала к урокам, на бесконечные споры с родителями, когда гораздо проще и выгоднее пойти на фирму менеджером, и там спокойно зарабатывать на свой хлеб с маслом? Только когда люди поймут это, поймут, что их детям необходимы талантливые педагоги, только тогда можно чего-то ожидать от образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имидж учителя.

Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально но...

Публичная лекция "Имидж учителя"

выступление на конкурсе "Педагогический дебют - 2012"...

Имидж учителя

имидж учителя...

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

Имидж учителя

Современное образование ставит своей целью развитие целостной, высококультурной личности, находящейся в гармонии с оружающим миром, живущей ощущениями современности, гибко ориентирующейся в новых усло...

Имидж учителя начальной школы.

Имидж учителя начальной школы....