Имидж учителя.
материал по теме

Крупнова Лидия Владимировна

 

Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imidzh_uchitelya.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

             

Практикозначимая работа на тему:

«Слагаемые профессионального                                      имиджа педагога.»

Выполнила:                                      учитель начальных классов

                                                           МОУ «Гимназия№1» г.Воскресенска                  

                   Крупнова Л.В.

                                              2011г.


Содержание

Введение

1. Имидж

1.1 Понятие имиджа

1.2 Социально-психологический аспект имиджа педагога

1.3 Личность педагога

1.4 Педагогическая этика

2. Модель имиджа педагога

2.1 Визуальная привлекательность

2.2 Вербальное поведение

2.3 Этикет

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности учителя.

Актуальность формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере. Объяснением этому может быть как сложность и противоречивость процесса реформирования отечественного образования в настоящих социально-экономических условиях, так и недостаточное внимание к процессу формирования личности и индивидуальности самого учителя. Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой Я-концепцией, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда.

Цель: Помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.

Задача: Раскрыть основы формирования имиджа педагога.


1. ИМИДЖ

1.1 ПОНЯТИЕ ИМИДЖА

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

 «Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».

В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе, профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога. Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. В списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое – с точки зрения самих учителей.

Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность  раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Есть и другие точки зрения на структуру имиджа.

Сюда входят следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Что такое хороший учитель?

Исследования показывают, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.

1.2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИМИДЖА ПЕДАГОГА

Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.

Перед школой стоит задача – воспитать личность. Еще К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо прежде всего быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор учителя не ограничивался школьной программой. Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.

1.3 ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Личность учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения.

Многие педагоги утверждают, что становление учителя – это в первую очередь формирование его как личности и лишь затем уже как «предметника», ибо качество труда есть качество души.

Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться.

Но личность – это не просто сумма отдельных (даже прекрасных) черт и свойств, а целостное образование.

Личность – явление социальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное – это не ее неповторимость, а ее направленность. Личность может быть направлена на себя – тогда она перестает быть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки – тогда она теряет свою ценность вообще; но если она проявляется во вредной для общественного прогресса деятельности, то она становится злом. Это значит, что во всякой деятельности личности должен быть нравственный смысл: чем более личностнозначимые ценности совпадают с прогрессивными тенденциями общества, тем личность является более нравственно зрелой и ценной.

1.4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Педагогическая этика – основа личности учителя. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогической этики.

  1. Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности учителя, независимо от того, желает ли этого учитель или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом.

Чаще бывает так, что учитель понимает свой долг, но у него не хватает силы воли или других качеств доводить дело до конца. Такому учителю можно помочь, повысив требовательность к нему.

Чувство долга необходимо любому человеку, но учитель без него вообще не учитель.

  1. Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей (учеников) и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия учеников к учителю. Отсутствие справедливости – опасный враг: доказано, что в таких классах задерживается формирование коллектива, замедляется становление коллективистской направленности личности учащихся, а некоторые учащиеся превращаются в невротиков.
  2. Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит стремление учителя поддерживать свой престиж, свою репутацию. Иногда именно из-за этого стремления, если оно ложно понято, вырастает процентомания, организуется бурная деятельность перед проверкой школы, проводятся мероприятия для «галочки», существует так называемая «защита мундира» и т.п.

Да, учитель обязан бороться за честь и достоинство своей профессии..

  1. Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании учителя, представитель, который контролирует выполнение учителем его профессионального долга.

Совесть учителя отражает его этическую культуру. Это имеет двоякое значение: с одной стороны, создает в коллективе атмосферу взаимоуважения, с другой – формирует у учащихся этические нормы, их нравственное поведение в обществе.

Совесть учителя должна быть неподкупной и незапятнанной, иначе он потеряет моральное право воспитывать других.


2. МОДЕЛЬ ИМИДЖА ПЕДАГОГА

.

Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.

Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:

  1. визуальная привлекательность;
  2. вербальное поведение;
  3. невербальное поведение;
  4. манеры, этикет;
  5. соответствие необходимому образу;
  6. обаяние.

Рассмотрим модель имиджа учителя.

2.1 ВИЗУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.

Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.

Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Одежда учителя несет большую психологическую нагрузку. Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.

Во – вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

В – третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.

Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять.

. Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями .

Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение.

2.2 ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.

Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.

Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

2.3 ЭТИКЕТ

Говоря о вербальном и невербальном поведении стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.

Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние –это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психо-терапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.

Говорят, что учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств: 1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему; 2) качества, которые обеспечивают владение собой, и 3) качества, способствующие активному воздействию на ученика.

Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе.

И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в учителя. Ребятам так надо, чтобы учитель был привлекателен как человек.

Специалисты различают три варианта соотношения личности и профессии:

  1. есть стойкие, практически невоспитуемые личные качества, которые противопоказаны для данной профессии; например, для учителя абсолютно противопоказаны: злорадство, склонность к тирании, эмоциональная глухота и др. В этом случае лучше подыскать себе другую профессию;
  2. есть качества или способности, которые выражены слабо, их можно развить или компенсировать за счет других способностей или способов работы;
  3. возможны также различные по способам, но равноценные по конечному результату варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.

В общем, на способности надейся, а сам не плошай!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.

В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».

Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Такой ли вы  Учитель, зависит только от вас.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.
  2. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – С - Пб., 1996.
  3. Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2003.
  4. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.
  5. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
  6. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.
  7. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.
  8.  Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, 2001, №1.
  9.  Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имидж Учителя XXI века»

Эссе на тему:  «Имидж Учителя XXI века»...

Публичная лекция "Имидж учителя"

выступление на конкурсе "Педагогический дебют - 2012"...

Имидж учителя

имидж учителя...

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

Имидж учителя

Современное образование ставит своей целью развитие целостной, высококультурной личности, находящейся в гармонии с оружающим миром, живущей ощущениями современности, гибко ориентирующейся в новых усло...

Имидж учителя начальной школы.

Имидж учителя начальной школы....