Кружок "Юный исследователь"
рабочая программа (3,4 класс) по теме

Программа кружка "Юный исследователь" для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ « Круглянская средняя общеобразовательная школа» « Верхне – Алабугская

начальная общеобразовательная школа»

 

ПРОГРАММА КРУЖКА

« Юный исследователь»

Программа рассчитана на год для детей 3-4 класса.

Автор: Дерябина Вероника Анатольевна

учитель начальных классов высшей категории

филиала МОУ «Круглянская СОШ»

«Верхне – Алабугская НОШ»

2007 г.

Программа утверждена Педсоветом МОУ « Круглянская СОШ».

Протокол №_____________от_____________________2007г.

Программа утверждена на районном методическом совете.

Протокол №_____________от_____________________2007г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная задача современной школы – интеллектуальное развитие учащихся, формирование умения самостоятельно добывать знания на основе общеучебных умений и навыков.

   Усвоение знаний, приобретенных умений будет наиболее крепким, если младший школьник постоянно включается в различные виды учебной деятельности. Одним из таких видов является поисково – исследовательская деятельность учащихся как на уроке, так и во внеклассной работе.

   Поисково – исследовательская деятельность помогает школьнику углубить знания по интересующей его теме или предмету, расширяет кругозор, развивает гибкость ума, формирует самостоятельность и самоутверждение, так как дети испытывают большое удовольствие, видя результаты своего труда. Кроме того у детей воспитывается чувство ответственности, укрепляются волевые качества характера, так как нужно довести начатое дело до конца.

   Организация кружка «Юный исследователь» призвана вовлечению учащихся начальной школы в поисково – исследовательскую деятельность и во время внеклассных занятий.

   Заседания кружка проводятся один раз в неделю. Они могут проводиться в виде бесед, лекций, конференций, практикумов, презентаций, художественных мастерских, экскурсий, диспутов и т. п. Формы и способы организации занятий: групповые, индивидуальные, практические и теоретические.

   Выбор темы и периодичность исследований зависит от желания учащихся, строго соблюдается принцип добровольности. В свободное от исследований время на занятиях кружка дети решают головоломки, ребусы, логические упражнения, изобретательские задачи, учатся составлять их сами.

   Продолжительность занятия не более 1 часа. Каждый ученик заводит «Дневник юного исследователя» для индивидуальной работы на занятиях кружка.

ЦЕЛЬ: углубление знаний, умений и навыков по всему циклу образовательных программ начальной школы на основе индивидуальных интересов и возможностей каждого ребенка; расширение кругозора для формирования целостной картины окружающего мира.

ЗАДАЧИ:

1. Удовлетворение познавательных интересов учащихся, развитие                      любознательности, инициативности.

2. Развитие мышления ( интеллектуальных умений ) через сравнение, обобщение, сопоставление, классификацию, установление взаимосвязей, закономерностей, умение делать выводы на основе умозаключений.

3. Развитие навыков самостоятельной работы по приобретению новых знаний. Этому будет способствовать формирование у учащихся следующих умений:

      - добывать нужную информацию различными способами из дополнительных источников;

      - выделять главное ( существенное и более значимое) в большом объеме информации;

      - планировать свою самостоятельную деятельность.

4. Развитие творческих способностей детей: воображения, фантазии, представлений, артистизма, художественных наклонностей.

5. Формирование навыков объективного оценивания свого труда и труда своих товарищей.

6. Формирование навыков работы в сотрудничестве с другими учащимися, учителем -  консультантом, родителями и другими людьми, которые могут оказать помощь в исследовательской работе.

7. Развитие коммуникативных умений: взаимодействие с окружающими, умение дискутировать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, проводить опросы, вступать в диалог, выступать перед аудиторией.

8. В зависимости от выбранной темы реализуется широкий круг воспитательных задач:

      - воспитание трудолюбия, уверенности, умения доводить начатое дело до

         конца;

      - экологическое воспитание, любовь к природе;

      - духовно- нравственные качества;

      - воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, к малой родине;

      - воспитание самоуважения и уважения к окружающим людям.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КРУЖКА

Учащиеся должны знать:

      - различные источники дополнительной информации;

      - виды исследований ( опыт, эксперимент, наблюдение и т.д.);

      - виды оформления индивидуальной или групповой исследовательской

        работы.

Учащиеся должны уметь:

      - пользоваться дополнительными источниками информации;

      - планировать свою самостоятельную исследовательскую деятельность и            

        вносить корректировки по мере надобности;

      - использовать приобретенные знания  и умения на практике и в

        повседневной жизни;

      - находить практическое применение результатам своей деятельности.

РЕЗУЛЬТАТ ( ПРОДУКТ) ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЛИ ГРУППОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:

- реферат                    - проект                    - газета

- модель                     - макет                      - игра

- карта                        - сочинение              - коллекция

- сообщение               - рисунок                 - сказка

- чертеж                      - инсценировка        - концерт

- социологический опрос            - дидактическое пособие

- дневник наблюдений                 - описание опыта

   Защита исследовательских работ может проходить на уроках ( в зависимости от выбранной темы), на занятиях кружка, во время учебных конференций, во время праздников и на родительских собраниях.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕТСКИХ РАБОТ

1. Сообщения, доклады на уроках в своем классе.

2. Выступления перед учащимися других классов как на уроках, так и на

    внеклассных мероприятиях.

3. Выступление перед родителями , жителями села.

4. Использование подготовленных материалов, пособий учителем во время

    образовательного процесса.

5. Демонстрация материалов, пополнение экспонатов, использование данных

    в работе школьного музея.

6. Участие в различных районных мероприятиях ( конкурсах, слетах,

    конференциях).

7. Организация выставок, концертов.

8. Использование данных, полученных детьми, учителем для написания

    статей, публичных выступлений.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

1. Индивидуальные собеседования с учащимися или творческой группой

    детей, работающих по одной теме.

2. Отчеты детей о проделанной работе на занятиях кружка и коллективное

    их обсуждение.

3. Проверка индивидуальных дневников исследований.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ

1. Самостоятельность работы.

2. Важность темы.

3. Полнота раскрытия темы.

4. Качество выполнения продукта.

5. Использование наглядности.

6. Убедительность презентации.

7. Ответы на вопросы.

Критерии оценок предложенные учителем обсуждаются на одном из первых заседаний кружка вместе с детьми, могут быть дополнены или изменены после коллективного обсуждения.

 

Методическое обеспечение для детей.

1. « Дневник юного исследователя» ( заводится на первом занятии).

2. Детские энциклопедии, справочники, газеты и журналы, словари, научно- познавательная литература, географические, политические и исторические карты.

3. Компьютерные программы, Интернет.

4. Экспонаты школьного музея.

Содержание программы.

1. Вводное занятие ( 1ч.).

Исследовательская деятельность одна из форм получения новых знаний.

Практическая работа :оформление  «Дневника юного исследователя».

2. Выбор темы (2 ч. ).

Выбор темы в соответствии с личными интересами. Знакомство с вопросами, которые помогут выбору темы (Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь: математика, история и т. д.? Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Что из изученного в школе хотелось бы мне узнать более глубоко?). Знакомство с перечнем тем для самостоятельных исследований.

Практическая работа :диагностика интересов учащихся.

3. Виды исследований ( 4 ч.).

Виды исследований: опыты, наблюдения, эксперименты, исследования фантастические, теоретические, экспериментальные (эмпирические).

Практическая работа: опыт «Чудесная бумага».

Практическая работа: теоретическое исследование «Животные из Красной книги Курганской области, обитающие на территории д. В-Алабуга».

Практическая работа: фантастическое исследование « Что было бы, если бы были живы динозавры ?».

4. Формы защиты исследований ( 3 ч.).

Доклад, реферат, проект, сообщение, поделка, и т. п.

Практическая работа: сообщение , доклад, реферат по выбранной теме.

5. Планирование исследовательской деятельности ( 2 ч.).

Цель исследования, задачи исследования, гипотеза исследования, методы исследования, работа с дополнительной литературой (сбор и обработка информации), защита исследования.

Практическая работа: планирование проекта « Моя родословная».

6. Работа с дополнительными источниками (4 ч. ).

Дополнительные источники информации : книги, справочники, энциклопедии, газеты, журналы, радио и телевидение, Интернет.

Практическая работа: работа с дополнительными источниками по выбранной теме.

7. Критерии оценивания , виды голосования (2 ч.).

Выбор и обсуждение критериев оценивания предложенных учителем. Бальное оценивание. Выведение среднего балла. Голосование очное и тайное.

Практическая работа: оценивание сообщений, тайное голосование            

« Лучшее сообщение»,  голосование « Лучший дежурный класса».

8. Мини – исследования (3 ч.).

Практическая работа  по выбранной теме с дополнительными источниками.

9.Социологические исследования (3 ч.).

Опрос, анкетирование, тест.

Практическая работа: анкета «Вредит ли курение вашему здоровью?», опрос «Домашние обязанности».

Практическая работа: социологические исследования по выбору.

1 0. Резервные часы (10 ч. ).

Защита самостоятельных исследований, работа над проектами, демонстрация коллекций, выступления перед учащимися других классов.

Тематическое планирование кружка « Юный исследователь »

(34 часа)

       Тема   занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

    Беседа, оформление дневника юного исследователя.

1

0,5

0,5

2

Выбор темы

  Беседа- обсуждение, диагностика интересов учащихся.

2

1

1

3

Виды исследований: опыты, наблюдения, эксперимент (фантастические.,  теоретические, эмпирические)

Беседа, практикум.

4

1

3

4

Формы защиты исследований: доклад, проект, презентация, реферат,  сообщение, поделка, концерт и т.п.

Беседа, практикум.

3

1

2

5

Планирование исследовательской деятельности.

   Практикум, беседа

2

0,5

1,5

6

Работа с дополнительными источниками

Беседа, практикум

4

1

3

7

Критерии оценивания, виды голосования.

Беседа-обсуждение, практикум, бальное оценивание, выведение среднего балла.

2

0,5

1,5

8

Мини-исследования

Беседа, практикум

3

0,5

2,5

9

Социологические исследования: опрос, анкетирование, тест

Беседа, практикум по составлению анкет, тестов, опросов.

3

0,5

2,5

10

Резервные часы

Защита исследований, решение творческих и исследовательских задач, консультации, работа над проектами и исследованиями.

10

-

10

11

Итого

34

6,5

27,5

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

Я - исследователь

Предлагаемый материал поможет включить ребенка в исследовательский поиск. Вы узнаете какими могут быть темы исследования, как выбрать тему, что такое гипотеза исследования, как поставить цели и задачи...

Как стать исследователем.

Презентация создана для мотивации к созданию проектов по летним наблюдениям. Использованы матералы тетради "Я - исследователь" Савенкова....

Программа дополнительного образования "Я исследователь"

Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...

Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"

План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...

Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...