Организация деятельности в научном обществе младших школьников
статья по теме

Задача учителя – дать каждому ребенку возможность раскрыть собственный потенциал, позволить ему свободно действовать. Усилия учителя не должны быть направлены только на изучения школьных предметов. Внеклассная работа также должна быть основана на принципах развивающего обучения.

В 2005 году мы с моими учениками организовали научное общество младших школьников «ОКНО» (Открытое Каждому Научное Общество).  Эта деятельность позволяет выявить потенциальные возможности и интересы каждого ребенка и помочь их реализовать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности в научном обществе младших школьников

«ОКНО»

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если  тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В.А.Сухомлинский

Современная гуманистическая образовательная система основана на признании самоценности личности каждого ребенка, её неповторимости и уникальности. Каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития, этот потенциал может развиваться только в собственной деятельности ребенка. Социальные запросы, предъявляемые школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения и воспитания. Главная проблема в сфере образования – разработка методов, способных поддержать у всех школьников без исключения здоровую любознательность и жажду учения. Перед учителем стоит цель – помочь  ученику достичь полноты своего самоосуществления.

Одним из принципов развивающей системы является принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Задача учителя – дать каждому ребенку возможность раскрыть собственный потенциал, позволить ему свободно действовать. Усилия учителя не должны быть направлены только на изучения школьных предметов. Внеклассная работа также должна быть основана на принципах развивающего обучения.

Современные дети стали более развитыми. Основную массу можно отнести к категории одаренных детей. Они нуждаются в специальных условиях организации обучения и воспитания, так как характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления. Эти дети способны к прогнозированию не только учебных задач. Активная поисковая деятельность в процессе самостоятельного добывания знаний при наличии трудностей благотворно влияет на их развитие.

В 2005 году мы с моими учениками организовали научное общество младших школьников «ОКНО» (Открытое Каждому Научное Общество). Были придуманы герб и девиз нашего общества (Не стыдно не знать, стыдно не учиться). Членом научного общества может стать каждый. Для этого нужно подготовить сообщение на заинтересовавшую тему. Эта деятельность позволяет выявить потенциальные возможности и интересы каждого ребенка и помочь их реализовать.

Цели и задачи научного общества:

  1. Диагностика одаренности детей;
  2. Расширение кругозора обучающихся;
  3. Раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
  4. Активное включение обучающихся в процесс самообразования и саморазвития;
  5. Воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

Вместе с ребятами мы составляем план работы, обсуждаем интересующие их темы, выбираем актив и президента общества. Раз в четверть мы проводим научную конференцию, литературную конференцию и интеллектуальную игру.

Самой любимой и массовой формой работы стали научно-практические конференции. Темы конференций выбираются из содержания учебных предметов или близких к ним областей, причем, выбор осуществляют сами учащиеся. При подготовке большую помощь нам оказывают библиотекарь школы, учителя – предметники, учащиеся старших классов, родители. Важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей, иначе губится сама идея этой формы работы, а помогали советом, информацией, проявлением заинтересованности. Этому вопросу мы обязательно уделяем внимание на родительских собраниях. На разных этапах выполнения работы учащиеся консультируются с учителем.

Вот темы некоторых наших конференций:

  1. Загадки живой природы
  2. Миллионы лет до нашей эры
  3. Подводный мир
  4. Мой город
  5. О, спорт, ты – мир!
  6. Удивительное в мире животных

Для участия в научной конференции требуется подать заявку президенту общества и подготовить сообщение. В первом классе не требуется письменно оформлять сообщение, чаще используются рисунки, схемы, книжки – раскладушки. Для получения информации учащиеся пользуются энциклопедиями, справочниками, обращаются к Интернету. Во втором классе к оформлению работ предъявляются определенные требования: правильно оформленный титульный лист, наличие списка литературы. Кроме того, становятся разнообразными формы презентаций: доклады, коллективные работы, газеты, журналы, плакаты. Обязательным становится подготовка выставки литературы с последующим её обзором. Если возможно, оформляется выставка по теме конференции. Так, к конференции «Подводный мир» была подготовлена уникальная выставка с различными экспонатами: кораллами, раковинами, засушенными крабами, морскими звездами и даже с живой морской черепахой.

При подготовке к литературной конференции учащимся предлагается прочитать книги определенного автора, или одно произведение, или произведения на определенную тему. Выбор темы тоже основан на интересах учащихся, либо конференции приурочены к юбилеям писателей. В информационном уголке вывешивается тема, вопросы для обсуждения, объявляются творческие конкурсы. Учащиеся самостоятельно знакомятся с биографией писателя. Формы проведения литературных конференций бывают разные: викторины, брейн – ринги, КВНы.

Темы литературных конференций:

  1. В гостях у сказки
  2. Что за прелесть эти сказки! (по сказкам А.С.Пушкина)
  3. По дорогам сказок Ш.Перро
  4. Чукоккала (по произведениям К.Чуковского)
  5. Здравствуйте, дети! (по произведениям  Д.Родари)
  6. Звезда по имени Астрид (по произведениям А.Линдгрен)

К литературным конференциям проводятся конкурсы рисунков, различные конкурся творческих работ. Учащиеся пишут сочинения, отзывы на прочитанные книги, сочиняют продолжения сказок, составляют кроссворды. Так, на конференции по произведениям А.Линдгрен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Программа работы научного общества младших школьников «Детская академия наук «Совёнок".

        Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и спе...

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) С.Н. Ямшинина 2 класс

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)С.Н. Ямшинина2 класс...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен опыт работы научного общества младших школьников....

План работы научного общества младших школьников "СОВЁНОК"

Научное общество младших школьников (НОМШ) «Совёнок» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым является самостоятельным ф...

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...