ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Пляшева Лилия Ильинична

В статье представлен опыт работы научного общества младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пляшева Л.И.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В РАМКАХ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 имени 70-летия нефти Татарстана»,

г. Альметьевск

Стандарты устанавливают требования к результатам обучающихся, включающих помимо предметных личностные и метапредметные УУД. Предметные результаты сгруппированы в предметных областям, а личностные и метапредметные? Те же стандарты предполагают реализацию внеурочной деятельности имеющие преимущество перед классно-урочной формой в том, что позволяют практически закрепить полученные знания и умения в совместной деятельности «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – ученик – родитель», создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Оптимальной деятельностью для этого является проектно – исследовательская работа в рамках школьного научного общества.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в колледжах, техникумах, вузах и т.д.

В начальной школе четвертый год действует научное общество «Калейдоскоп». Цель - удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого учащегося, включая детей с ограниченными возможностями; развитие информационной грамотности; реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться.

Работа общества ведется в следующих направлениях:

  • проектная деятельность в рамках урока;
  • кружок научно – исследовательской направленности «Открытие»;
  • участие в конкурсах, конференциях и т.п.;
  • заседания общества;
  • консультации для учителей и родителей.

Вся работа строится на принципах психологической комфортности и сотрудничества.

В психологическом словаре  Коджаспировой Г.М. написано, что принцип психологической комфортности предполагает создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома». Создание атмосферы доброжелательности среди членов научного общества позволяет учащимся заниматься на высоком уровне трудности. Здесь нет «умных» или «глупых»: каждый ученик знает, что он сможет. Ведь в его силы  верит учитель, поддерживает и помогает родитель. В том же словаре сказано, что принцип сотрудничества организует совместную деятельность взрослых и детей на основе диалогически взаимодействия, эмпатии в межличностных отношениях. Данные условия благоприятны для раскрытия способностей и у детей с ОВЗ.

На практике работа научного общества «Калейдоскоп» выглядит следующим образом. В урочное время учитель обучает учащихся проекту в рамках урока: они планируют, группой исследуют, «открывают» новое знание, создают эталон, защищают результат совместной деятельности. Во время занятий кружка «Открытие» учащиеся погружаются в проектно-исследовательскую работу. Педагог знакомит с понятиям «актуальность», «гипотеза», «предположение» и т.д.; учит ставить цель и строить план исследования; предлагает формы оформления конечного результата в бумажном и электронном вариантах; обучает публичному выступлению. Над проектом работает учащийся, учитель советует, ориентирует в мире информации – методологии, литературе, проблематике. На занятиях кружка могут присутствовать родители. Благодаря их помощи учащимся доступны различные источники информации, также они помогают оформить конечный продукт. Если ребенок и родитель затеяли своей проект, то при необходимости они могут обратиться к руководителю «Калейдоскопа» за консультацией. На заседаниях научного общества планируется участие в конкурсах проектно-исследовательских работ, научных конференциях для младших школьников. В качестве отборочного тура во второй четверти проводится школьная научно-практическая  конференция «Открытие». Победители и призеры защищают честь школы на муниципальном, республиканском и всероссийском уровнях. Традиционно учащиеся принимают участие в следующих мероприятиях:

- в муниципальном конкурсе проектов «Я – исследователь» (РТ г. Альметьевск);

- в республиканском конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся 1-4 классов «Дебют в науке» (РТ г. Нижнекамск);

- в республиканском конкурсе «Твори добро» для детей с ограниченными возможностями здоровья (РТ г. Альметьевск);

- в международной научно-практическая конференция «Будущее науки»;

- в международной научно-практической конференция школьников «Карбышевские чтения».

В этом году  учащиеся приняли участие в I Всероссийской научно-практической конференции «Всемирное  документальное наследие ЮНЕСКО в международной программе «Память мира» (РБ г.Туймазы), II Республиканской научно-практической конференции им. В.Д. Шашина (РТ г. Лениногорск),  региональной научно-практической экологической конференции «Юннат-2017» (РТ г.Н.Челны). 

В течение учебного года актуальны тематические творческие проекты: «Как я провел лето», «Мама в профессии», «Подарок Деду Морозу», «Помоги птицам зимой», «Безопасность на дороге», «Книге вторая жизнь» и т.п. По итогам школьной конференции «Семейная память» издан сборник «Семейная летопись», посвященный  Великой Отечественной войне. В него вошли проектные работы, ставшими победителями и призерами. В конце учебного года подводятся итоги рейтинга активности учащихся, учителей, родителей. Лучшие награждаются на Фестивале «Успеха».

Мониторинг качества участия показывает, что 90% участников получают дипломы победителей и призеров. Это связано с качеством работы учителей в этом направлении. Самообразование, присутствие на конференциях в качестве зрителей или членов жюри повышает личную планку учителя. Секции, в которых учащиеся презентируют свои проекты, разнообразны: экология,  валеология,  история и этнография, ландшафт и архитектура, наука и техника и др.

Особое место в работе научного общества отводится детям с ОВЗ. В данную работу они включаются по собственной инициативе и поддержке родителей. Дети на равных участвуют во всех мероприятиях, достигают прекрасных результатов.

          Ежегодно интерес к проектной деятельности растет не только у учащихся, но и родителей. Совместная работа объединяет учителя – ученика – родителя. Взаимопонимание и содружество взрослых пример коллективного творчества. Таким образом, работая над проектом, формируются метапредметные УУД, а именно: коммуникативные, регулятивные и познавательные. Желание приобретать новые знания,  положительное отношение к познавательной деятельности и есть формирование личностных УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности в научном обществе младших школьников

Задача учителя – дать каждому ребенку возможность раскрыть собственный потенциал, позволить ему свободно действовать. Усилия учителя не должны быть направлены только на изучения школьных предметов. Вн...

Программа работы научного общества младших школьников «Детская академия наук «Совёнок".

        Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и спе...

План работы научного общества младших школьников "СОВЁНОК"

Научное общество младших школьников (НОМШ) «Совёнок» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым является самостоятельным ф...

Авторская программа "Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях с младшими школьниками".

Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное...

Формирование универсальных учебных действий при организации проектной деятельности младших школьников

Актуальность: Важнейшей задачей современной школы является формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» Проектная деятельность, организ...