История о полотенцах
творческая работа учащихся по теме

Полотенца занимали особое место в культуре русской деревни, они сопровождали человека всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polotence.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

                    Районная конференция научно – исследовательских работ

                                         ИСТОРИЯ О ПОЛОТЕНЦАХ

                                                        Россия, Челябинская область,

                                                        Чебаркульский район, д.Мельниково

                                                        Авторы работы:

                                                        Заварницына Елена, Лукина Анастасия

                                                        Зюзина Анна

                                                        Научный руководитель :  Заварницына А.А

                                                        Педагог дополнительного образования

        

                                 

                                          Мельниково

                                                 2009

   

                                           СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение …………………………………………………………………  3
  2. Из истории полотенец……………………………………………. . 4
  3. Вышитые полотенца Евгении Григорьевны …………. .  7
  4. Полотенца в приданое……………………………………………    9
  5. Вывод………………………………………………………………………  1 0
  6.  Описание практической части……………………………….. 11
  7. Используемые материалы и литература……………….   12                        

  1. ВВЕДЕНИЕ

Ежедневно нас окружает большое количество вещей, о происхождении которых мы даже, никогда не задумываемся. Среди этого количества вещей есть такой предмет, как полотенце. В каждом современном доме их большое количество. Мы вытираем полотенцами лицо и руки, ходим в душ, в баню. Также полотенце является необходимой вещью на кухне.

Мы решили провести исследование, откуда пришел в наш современный  дом такой необходимый предмет ежедневного быта, как полотенце. В нашей работе мы использовали материал энциклопедии «Русская изба», а также рассказы местных жителей.

Цель работы:

Выяснить откуда пришел к нам такой необходимый предмет быта, как полотенце в жизни русской деревни.

Задачи исследования:

  1. Найти и изучить литературу,  в которой упоминается о происхождении и использовании полотенец.
  2. Провести опрос местных жителей на предмет старинного использования полотенец.
  3.  Найти старинные вышитые полотенца.
  4. Восстановить одно из найденных полотенец для сохранения и передачи будущим поколениям.

                            ИЗ ИСТОРИИ ПОЛОТЕНЕЦ

Предполагается, что полотенце произошло от тканного пояса. Поверхность пояса, изготовленного на ткацком стане, увеличилась, а горизонтальный орнамент стал вытеснять более древний – вертикальный. Постепенно пояс стал шире и превратился в полотно. Простейшая форма полотна – это полотенце.

Полотенце – это полотнище белой ткани, домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, тесьмой, бахромой.

Рукотерка – кусок белой холщевой ткани для вытирания лица и рук, после умывания, а также для вытирания после мытья в бане. В отличие от полотенца рукотерка была короткой и мало украшенной.

Рушник, тоже, что и полотенце. От трубы беленого полотна рушили (резали) полосу длиной 4 метра отсюда и название пошло- рушник.

Рушник в доме- царь. Каждому рушнику – свой узор, каждому узору – свое значение.

Молельный рушник- рушник с вышитой молитвой вывешивался над иконами в красном углу.

Крестильное полотенце, вышивали для крещения ребенка.

 Свежий хлеб из печи сажали - на бранном полотенце, его маками по полю вышивали.

Рукобитное полотенце вышивали на сговор молодых.

Молодые в церкви на венчальное полотенце коленами  вставали , такие полотенца крестами и  голубками вышивали.

Полотенца чтили на Руси,  от дедов к внуком передавали, из пожаров вытаскивали. Красивые рушники годами расшивали. Более двухсот строчных швов вышивальщицы знали. Чтобы быстрей к празднику - вышивали одностороннее, а девушка к свадьбе - двустороннее вышивала. Узелки на вышивке нельзя было оставлять, считалось, что они могут привести к ссоре.

Мелкие огрехи также нельзя было перепарывать, чтобы не вносить беспорядок в судьбу.

Красная изба не углами, а пирогами. Углами тоже красна Русская изба.

Полотенца использовались для праздничного убранства избы. Они вывешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы или приезда долгожданной родни.

Полотенца обычно изготавливали в домашних условиях и очень редко приобретали в лавках или на ярмарках. Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий белый холст и орнаментировать его так, как это было принято в ее деревне.

По обычаю полотенца являлись необходимой частью девичьего приданного. Полотенцами украшали дугу лошади в свадебном поезде. Длинный холст стелили у входа в церковь, по нему шли молодые. «Поколенным полотенцем», то есть побывавшим на свадьбах матери и бабушки, сваха покрывала плечи невесты. Полотенце использовались невестой в качестве фаты. Накинутое на голову должно предохранить ее от дурного глаза, порчи в самый ответственный момент жизни. Полотенце применялось в обряде «соединения молодых» перед винцом: им связывали руки жениха и невесты «на веки вечные, на годы долгие»

Полотенцем одаривали бабку – повитуху, принимавшую роды, куму и куму, крестивших младенца. Полотенце присутствовало в обряде «Бабина каша», который происходил через несколько дней, после рождения ребенка. Им прикрывали горшок с кашей, совместное поедание которой рассматривалось как закрепление родственного союза и включения в него новорожденного.

Однако особую роль играло полотенце в погребально – поминальной обрядности. Вышитые полотенца вешали над головой покойного, которого клали в красном углу. Оно должно было оставаться висеть под иконами в течение сорока дней. Полотенца привязывали к дуге лошади в похоронном поезде. На них опускали в могилу гроб.

Все эти действия с полотенцем были широко распространены в русской деревне, в их основе лежали древние мифологические представления славян. Полотенце выступало в качестве оберега, знака принадлежности к определенному семейно – родовому коллективу, осмыслялось как предмет, воплощавший души предков «родителей», внимательно наблюдавших за жизнью живых.

Такая символика полотенца исключила использование его для вытирания рук, лица, пола, посуды. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником и т.д.

                             ВЫШИТЫЕ ПОЛОТЕНЦА ЕВГЕНИИ ГРИГОРЬЕВНЫ

Чтобы найти какие- то факты, более позднего использования полотенец мы отправились в гости к жителям – старожилам деревни Мельниково и села Травники.

Первая кого мы посетили, была жительница с. Травники Шумихина Евгения Григорьевна.

Молодость Евгении Григорьевны прошла в д. Туманы, Кировской области. В ее семье ткань для полотенец изготавливали сами.  Полотно ткали такой ширины, какая была необходима для изготовления полотенца. Евгения Григорьевна показала нам домотканое полотно, изготовленное на ткацком стане, еще ее мамой. Астраханцевой Анной Федоровной, 1910 года рождения (проживала д. Туманы, Кировской области). Точную дату изготовления полотна Евгения Григорьевна не помнит, но предполагает, что было это примерно в 40- годах. Готовое полотно украшали вышивкой и кружевом.

Вышитыми полотенцами дом украшали. Перед большими праздниками (Пасха, Рождество и т.д.) избы обязательно белили, или и только после этого по всей избе развешивали полотенца. Самые красивые полотенца вывешивали в красном углу. Полотенцами также украшали зеркала, старые фотографии или просто развешивались по стенам избы.

К свадьбе девушка должна была вышить большое количество полотенец. По количеству полотенец и красоте вышивок на них судили об умениях невесты и о достатке семьи. Полотенца приносили в дом жениха, и развешивали по стенам, чтобы люди могли полюбоваться на работу невесты, оценить ее вкус и трудолюбие. На свадьбе невеста одаривала полотенцами свекра и свекровь, родственников и дружков жениха, а также подружек.

С давних времен и по нынешние времена полотенца остаются белые, без вышитых узоров полотенца. На полотенцах несли гроб, отдавая последнюю дань уважения умершему, на них опускали гроб в могилу. После проведения похорон, полотенца раздавали односельчанам, а вышитое полотенце  вешали на крест, и оставляли на кладбище.

В будние дни для вытирания лица и рук использовали простые полотенца без вышивки. И только в редких случаях, в большие праздники гостям могли подать вышитое полотенце, но вышивка на таком полотенце была совсем простая. Полотенца используемые на кухне для вытирания посуды также не орнаментировались вышивкой.

Евгения Григорьевна показала нам несколько полотенец.

 Одно из полотенец выполнено»тамбурной вышивкой» при помощи крючка. Евгения Григорьевна рассказала,… что это полотенце она вышивала вместе с мамой в возрасте 8- 10 лет,, когда они еще проживали в Кировской области. На этом полотенце Евгения Григорьевна училась искусству вышивания. Вышивка выполнена нитками светлых тонов на ярко – красном поле ткани, которая вставлена в белую основу полотенца, обработанную фабричным кружевом. Возраст этого полотенца составляет примерно 60 лет.

Следующее полотенце было вышито чуть позже. Вышивка по ткани выполнена швом «сложный крест», края полотенца отделаны филейным вязанием, выполненным при помощи крючка. Полотенце использовалось для украшения избы.

Еще одно полотенце, показанное нам Евгенией Григорьевной, выглядит совсем скромно. Вышивка на нем выполнена швом «простой крест» и вытянута в узенькую линию, расположенную по самому краю полотна. Вполне возможно, что именно такие полотенца использовали для вытирания лица и рук. Все полотенца, показанные нам Евгенией Григорьевной, выполнены из домотканого полотна.

Очень интересное полотенце мы нашли у Лебедевой Анны Ивановны, проживала в селе Русская Теча, Красноармейского района, Челябинской области.

Полотенце было сделано специально для украшения икон красного угла. Края полотнища полотенца соединены между собой. По низу полотенце орнаментировано двумя полосами вышивкой. Вышивка выполнена швом «сложный крест». Между полосами вышивки и по низу полотенца вставлены узоры филейного вязания, по бокам также располагается вышивка. Основа полотенца выполнена из ткани фабричного производства.

                                                           ПОЛОТЕНЦА В ПРИДАНОЕ

Далее мы отправились в гости к Кашигиной Евдокии Петровне, проживающей в д. Мельникова.

Евдокия Петровна достала с дальней полки шифоньера несколько полотенец. «Раньше молодежь гуляла мало, девушки сидели дома, занимались рукоделием, готовили себе приданое.

Мы с моей подругой Печенкиной Валентиной (1935 г.р.) помогали,  друг другу собирать приданое. Подруга хорошо вышивала, а я умела вязать крючком кружева. Когда я  собралась замуж, подруга вышила мне в подарок два полотенца, а я обвязала их крючком».

Полотенца, представленные Кашигиной Евгенией Петровной вышиты двусторонним гладьевым швом, основа полотенец выполнена из ткани приобретенной в магазине, края полотенца обработаны филейным вязанием. Полотенца были сделаны примерно в 1957 – м году, к свадьбе Евдокии Петровны.

Евдокия Петровна разворачивает еще одно полотенце. «Это полотенце принадлежало моей свекрови Кашигиной Наталье Михайловне (193 г.р.). Свекровь рассказывала, что полотенце было вышито для свадебного обряда и перешло ей еще от ее мамы. А свадьба У Натальи Михайловны была необычной, она состоялась как раз в тот день, когда умер В.И.Ленин. В стране был объявлен траур, все увеселительные мероприятия были запрещены. Но так как к свадьбе было уже все готово, то родители решили свадьбу не отменять. Свадьбу провели скромно, тихо, без лишнего шума и веселья, в кругу семьи.

Полотенце, принадлежащее Кашигиной Наталье Михайловне, вероятнее всего тоже выполнено из ткани, приобретенной в магазине. Вышивка на полотенце выполнена швом «простой крест», в традиционных для старинной вышивки цветах: красном и  черном. В центре вышивке изображен венец с инициалами внутри. Мы предположили, что венец с буквенными инициалами внутри, дает права предположить, что полотенце действительно имеет отношение к свадебному обряду. Веней выполнен швом «сложный крест», также в красно – черных цветах. Края полотенца обработаны кружевом фабричного производства.

У  полотенец Евдокии Петровны есть еще одна интересная особенность, вот уже много лет они пользуются большим спросом у жителей нашей деревни. Редкая свадьба проходит без полотенец Евдокии Петровны. На некоторых свадьбах полотенца повязывают свидетели, сопровождающие жениха и невесту, а иногда на них подают хлеб соль при встрече молодых.

Примерно в 60-ых годах в деревенский быт стали входить полотенца фабричного производства, постепенно вытеснив вышитые, они прочно вошли в современный быт человека. Но культура пользования полотенцами сохранилась. С большими мягкими и красивыми полотенцами мы ходим в душ, баню. Полотенцами попроще, мы вытираем лицо, а для рук и на кухне используем вафельные полотенца. Но в нашей современной жизни не забыты и старые вышитые полотенца. Их по – прежнему используют в проведении современных свадеб. Неизменным остаются полотенца и в проведении похоронного обряда.

ВЫВОД: таким образом, полотенца занимали особое место в культуре русской деревни, они сопровождал человека всю его жизнь. На полотенце принимали новорожденного, на полотенцах провожали человека в последний путь. Особенно много должно быть полотенец в приданом девушки. Каждое старинное полотенце читается по – своему, имеет свое значение, но все они несут солнечную энергию радости, счастья, добра, любви и благополучия.

                                  ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

В практической части нашей работы мы попытались восстановить одно из найденных нами полотенец, принадлежащее Кашигиной Наталье Михайловне. В ходе этой работы мы освоили декоративные швы, используемые в вышивании «простой крест», использовали умение филейного вязания крючком.

Прежде чем приступить к работе, мы изучили рисунок на полотенце и предположили, что рисунок был выполнен по счету нитей, без использования канвы.

Затем мы постарались как можно точнее перенести схему рисунка на бумагу в клетку, немного исправив его и сделав более симметричным.

За основу полотенца использовали хлопчатобумажную бязь, приобретенную в магазине. Для того чтобы вышить схему рисунка более правильно и точно, по краям полотенца пришивали канву.

Рисунок на полотенце выполнен в традиционных красно – черных тонах.

Края полотенца отделаны вязаным кружевом. Кружево связано в технике «филейного вязания крючком».

Вышивку на полотенце сделали Зюзина Аннв и Лукина Анастасия. Обвязку крючком по краю полотенца выполнила Заварницына Елена.

     

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

Познакомить учащихся со старинной народной вышивкой....

Доклад о полотенцах

Доклад о полотенцах...

Проект "Полотенце- древний семейный оберег"

Исследовательский проект "Полотенце-семейный оберег"расскрывает вопросы происхождения полотенец, функции использования полотенец, виды полотенец, которые существуют в Балезинском районе УР....

Открытый урок по технологии. Узор для полотенца из рисовой крупы на пластилиновой основе.

В нашей школе начальные классы по технологии работают по учебнику Т.М.Рогозиной. По теме "Изделия из семян",  используя национально-региональный компонент, можно заинтересовать детей с историей ч...

Постираем салфетки и полотенца.

                                                      ...

Конспект урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце» (3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.Планируемые результаты:Предметные:знать символическое значение полотенца;уметь самостоятельно выпол...

Конспект урока по изобразительному искусству, 3 класс, «Старинное вышитое полотенце»

Цели деятельности учителя: знакомство с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем, развитие творчества.Планируемые результаты: Предметные: знать символическое значение полотенца;уме...