Доклад о полотенцах
план-конспект занятия на тему

Доклад о полотенцах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_polotentsakh.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

XII городская конференция

«Юность Архангельска»

Секция Краеведение

« ТАИНСТВО СЕВЕРНОЙ СВАДЬБЫ»

Исследовательская работа

                                                                               

                                                                               Выполнена  ученицей :

                                                                                4 «А» класса

                                                                                МБОУ  «СОШ№ 14»

                                                                                Щеголихиной Ириной Александровной

                                                                                Научный руководитель:

                                                                                педагог высшей квалификационной

                                                                                категории, учитель  начальных  классов

                                                                                МБОУ « СОШ № 14»

                                                                                Чугаева Светлана Анатольевна

г. Архангельск

2012 год

Оглавление :

1. Введение

2.Основная часть

2.1  Вышивка – как вид прикладного искусства.

2.2  Символ цвета и орнамента северной вышивки, используемые

в традиционной северной вышивке.

2.3  Практическая значимость

2.4  Свадебное полотенце – одно из видов обрядовых полотенец.

2.5  Свадебная кукла оберег.

2.6  Техника изготовления свадебного полотенца и тряпичных

         кукол – неразлучников.

3. Заключение

4. Список используемой литературы

5. Приложения

  1. Введение

   «Научные занятия древней и новой, т.е. современной, этнографией предпочитаю всякого рода другим занятиям и их только ставлю целью своей жизни» -  писал П.С.Ефименко.

  Русский Север! Край суровой природы, земля мужественных, добрых и гостеприимных людей. Простота и вековая мудрость, яркая, озорная народная выдумка и традиции, уходящие корнями в глубокую древность, - все переплелось неповторимым узором, отразилось в культуре русского Севера.

  Талант северян проявился не только в песнях и былинах - отмечены им почти все предметы быта крестьянского: от узорчатых полотенец до прялок да утвари на столе.

   В раннем детстве моя бабушка, коренная северянка, рассказывала мне о полотенцах, которые вышивались специально к свадьбам, а также об обрядовых куклах,  которые сопровождали свадьбу. А когда я пошла в школу, у меня появилась возможность посещать занятия в мастерской «Северная горница». Там я познакомилась с укладом жизни северной деревни, узнала обычаи и праздники. Но больше всего на меня произвело впечатление изготовление свадебных полотенец и свадебных кукол-оберегов. Вот мне и захотелось больше узнать о них и самой научиться делать.

   Цель моей работы: изучить и вышить свадебное полотенце и изготовить свадебный оберег, познакомить учащихся с северной символикой и научиться вышивать крестом..

Мной были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по обрядовым полотенцам и свадебным куклам оберегам, тем самым расширить свой кругозор о северном народном искусстве.
  2. Освоить технику вышивания крестиком и технику выполнения кукол. Изучить символы орнамента и узнать их смысловое значение.
  3. Выполнить обрядовое свадебное полотенце.
  4. Изготовить свадебный оберег – неразлучники.

  1. Основная часть

2.1  Вышивка – как вид прикладного искусства.

   С незапамятных времен одним из самых почитаемых в народе видов искусства является вышивание. История возникновения его идет с момента появления первого стежка, изначальная функция которого имела сугубо практическое предназначение.

   На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью декора одежды и интерьера. В узорах вышивки отразились поэтические представления народа об окружающем мире. Вот почему в вышитом орнаменте так много природных мотивов.

   На сегодняшний день под вышивкой понимается украшение тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетными рисунками. При этом выполняться вышивка может как ручным, так и машинным способом. Для разных этапов развития вышивального искусства характерно применение различных материалов, используемых как для основы вышивки, так и для нанесения рисунка. Наиболее привычными для современных вышивальщиц являются шелковые, льняные или хлопковые нити разных цветов, а в прежние века наравне с нитями широко использовались бисер, волос, монеты, ракушки и даже драгоценные камни. Орудия вышивки также менялись в соответствии с уровнем развития цивилизации. Переход от каменного шила, которым первобытная мастерица прокладывала узор по одежде из шкур животных, к костяной, а затем бронзовой, стальной игле позволил не только облегчить процесс вышивания, но и усовершенствовать его приемы. А кроме того, это привело к возникновению новых возможностей, расширению границ используемых орнаментов и композиций, предназначенных для вышивания. Главными мотивами вышивки во все времена оставались природа, быт и труд человека. В работах вышивальщиц находят свое отражение национальное своеобразие, художественные пристрастия и представления об окружающем мире. Дошедшее до настоящего времени историческое наследие является неисчерпаемым источником для изучения жизни наших предков.
Вышивки не только помогают современникам окунуться в атмосферу прошлого, но и осознать особенности каждого народа, понять его обычаи, узнать о нравственных ценностях и мировоззрении. С момента возникновения вышивка заняла свое почетное место среди других видов рукоделия. Ее элементы с глубокой древности и по сей день присутствуют в украшении одежды, отделке предметов быта и убранстве жилища.

В начале XVIII века вышивка стала привычным занятием крестьянских девушек. Конечно, материалы для работы ими использовались более дешевые, но это ни в коей мере не уменьшало художественную ценность готовых изделий. Настоящие шедевры вышивального искусства были созданы именно простыми девушками, которые добивались красоты вышитых полотен за счет высокой техники выполнения стежков, умелого подбора оттенков цветов и оригинальности узора. Приданое к будущей свадьбе крестьянские девочки начинали готовить с семи-восьмилетнего возраста. В приданое входили будничная и праздничная одежда, скатерти, полотенца и подзоры, причем по количеству подготовленных вещей должно было хватить на несколько лет семейной жизни. После помолвки, за день-два до даты свадьбы, при всем честном народе устраивался просмотр изделий, подготовленных невестой в качестве приданого. Качество и количество вышитых вещей позволяло односельчанам и родственникам жениха по достоинству оценить трудолюбие и аккуратность девушки.

  1.  Символ цвета и орнамента северной вышивки, используемые в традиционной северной вышивке.

Для народной вышивки русского севера характерно ярко выраженное стилевое единство. Общим для всех северных районов России в вышивке являются швы, выполняющиеся по счету нитей ткани: счетная гладь,косая стежка, роспись, набор и другие. Эти счетные швы дают строгую симметрию и математически точную взаимосвязь мотивов орнамента в узоре.

Технические приемы вышивки, в основе которых лежит отсчет нитей ткани, ограничивают свободу работы вышивальщиц, заставляя придерживаться трех направлений - вертикального, горизонтального и диагонального. Из-за этого все формы орнамента и приобретают четкие, суховатые, прямолинейные очертания.

Орнамент северной народной вышивки разнообразен. Северянки в своих изделиях вышивали традиционные мотивы, используя изображения солнца, птиц, зверей, растительные мотивы, геометрические фигуры, сюжеты.

В основе геометрического орнамента, как правило, лежат, такие элементы, как ромб, квадрат, крест. Геометрический орнамент чаще всего сопровождает сюжетные сцены. Наибольшее распространение геометрический орнамент получил в Мезенском и Лешуконском районах. Здесь его основу составляют ромб и свастика. Старинный двусторонний вышивальный шов, состоящий из мелких красных стежков, создавал на белом холсте тонкий графический узор. Обычно легкой линией отмечался контур мотива, который потом заполнялся различными декоративными узорами: прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами и др. В отдельных случаях контур мотива обогащался штрихами, звездочками или крючками. Тончайшим кружевом ложился вышитый красный узор на белый холст нарядной рубахи, полотенца.[ 1]

Солнце - источник жизни, к нему обращали в язычестве молитвы о плодородии, оно  обладало очистительной и охранительной силой. Солнце в вышитых узорах отображалось по-разному, то это был круг-розетка на полотенцах и рубахах, то многогранник или ромб. В любом случае эти знаки олицетворяли символ плодородия, продолжения жизни. Так, например, одна из разновидностей графического изображения солнца - косой крест - знак солнца и огня, означал солнцеворот, смену дня и ночи, вечное продолжение жизни.

Изображение животного в вышивке несло определённое значение, каждое было наделено какими-либо качествами. Так, изображение оленя, олицетворяло представление о счастье, добре, о свете, оно помогало преодолеть беду. Олень изображался как отдельной крупной фигурой, так и в виде повторяющихся мелких фигурок, и вышивался росписью или крестом белыми и красными нитями. Фигура оленя часто встречалась в узорах полотенец, скатертей, на головных уборах замужних женщин, охраняя хозяйку. Также сильным животным, отгоняющим злые силы, считался конь, его изображение вышивалось на различных предметах.

Птица - этот знак вбирал в себя множество значений, непременно доброго содержания. Две птицы, изображённые на концах свадебного полотенца, сулили согласие между будущими супругами. Символ птицы соотносился и с женским началом - с образом матери, охраняющей своих птенцов, обустраивающей гнездо, трудолюбивой хозяйки. Изображение птицы вышивали отдельно крупным планом, либо оно входило в состав сложной композиции. В вышивке Каргополья встречается изображение птицы - павы, которая всегда изображалась в профиль, поднятым крылом и огромным хвостом, и являлась символом счастья и любви. [2]

Часто встречается изображение женской фигуры. Так на полотенцах можно встретить сюжет с женской фигурой с поднятыми вверх руками в центре, по сторонам от которой либо два всадника, либо две птицы. В любом случае, центральной фигурой в композиции являлась фигура женского божества, её изображению в народной вышивке русского Севера отводилось особое место. Образ женской фигуры являлся символом плодородия, жизненного благополучия.[3]

В вышивке большое место занимали сюжетные мотивы, сюжеты обычно были сгруппированы в двух-, трёхчастные композиции. Приём многократного повторения фигур образовывал орнамент бордюров. Расположение орнамента на изделии определялось традицией и соблюдалось из поколения в поколение.

2.3  Практическая значимость

Готовясь … Поскольку меня заинтересовала эта работа, то мне захотелось познакомить учащихся с северной символикой , с её смыслом , и научиться вышивать крестом. Для этого были проведены беседы  и мастер –классы, где ребята сами почувствовали себя творцами и мастерами.

2.4Свадебное полотенце – одно из видов обрядовых полотенец.

НИТКИ

Дремлют нитки на катушке

Спят, свернувшись по клубкам,

Снятся им иголок ушки,

Словно море морякам.

Тонкой нитке шелковистой

Снится вышитый узор.

Нитке тёплой и бугристой –

Свадебный весёлый сбор.

А кручёной белой нитке,

Верно, снятся кружева,

Песни, праздник за калиткой,

Полотенца рукава.

Ну а чаще ниткам снится

Всё один и тот же сон:

Руки ловкой мастерицы

И лица её наклон.

В старом крестьянском быту полотенцем называли полотнище домотканного холста, концы которого украшали вышитыми или ткаными узорами, кружевом , полосами узорного ситца или кумача, лентами. Полотенца, имеющие только бытовое назначение , называли утиральниками, утирками; как правило, они имели скромную орнаментацию. Для свадебного обряда готовились особенно нарядные полотенца. По традиции, каждая девушка должна была приготовить к свадьбе от 30 до 100 полотенец.

Одно из самых красивых полотенец, приготовленных невестой, завязывал на поясе жених, полотенцами обвязывались и другие главные участники свадьбы. На второй день после свадьбы новобрачная развешивала полотенца по стенам дома, чтобы родня мужа могла оценить трудолюбие и художественный вкус нового члена семьи. Для свадебного ритуала предназначалось особое маленькое полотенце-ширинка., расшитое узорами. Ширинкой невеста перед отъездом к венцу утирала слезы; ею жених обвязывал невесте правую руку, за которую выводил ее из родительского дома, отправляясь в церковь. Такой ширинкой могли связывать руки жениха и невесты во время венчания. В вышивке северных полотенец нашли отражение мифологические представления древнего аграрного культа славян. Особенно широкое распространение получили изображения солнечной ладьи с человеческой фигурой.

Начиная с первых дней сватовства, полотенце выполняет определенную роль в обряде. Если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним бранные полотенца, с женихом невеста посылает полотенца его родственникам - рукобитное. В день свадьбы невеста дарила приехавшим дружкам жениха полотенца, которые они тотчас перебрасывали через левое плечо, подружки невесты 'перекрещивали' дружков через другое плечо кушаками.

 Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длинной до трех метров, на концах нашивалось красное кружево. По стороне, спускавшейся на лоб, пришивали в обмет красную полосу или вышивали красной шерстью ромбы, треугольники - охранный орнамент. Он охранял невесту 'от сглазу'. Поверх свадебного полотенца на невесту накидывали и красное покрывало. На свадьбах был своеобразный смотр рукоделия невесты, которые развешивались по стенам. После праздников полотенца убирали -'чего их каждый день в саже то мотать по избе'.

   В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводились с целью поддержания с ними добрых отношений. Дары имели престижное значение, как показатель обеспеченности невесты, ее рукодельности и трудолюбия. 'Дары вы дары, Тонки были полотняны, Не год я вас шила, А в один час раздарила'.

Полотенце - самый распространенный вид народного искусства в интерьере, в быту, в обрядах и до сих пор. Они хранят и несут богатую информацию из прошлого в настоящее.

2.4  Свадебная кукла оберег.

   Большое значение на Руси имели свадебные куклы.
В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны - женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое.

На протяжении многих лет живет в народе тряпичная кукла «Неразлучники», олицетворяя собой не просто влюбленных, а мужчину и женщину, объединивших свои руки в одну, надежное родительское плечо.  Кукла «Неразлучники» — традиционный символ любви и верности. Для нее обязательны две фигурки – мужская и женская – соединенные одной рукой. «Неразлучников» принято было дарить на свадьбу. Свадебным куклам на общую «руку» навешивались кисточки – в знак пожелания деток. Когда в семье рождался ребенок, на общей «руке» — опоре семьи – размещалась одна маленькая фигурка. В некоторых селах археологи находили до 15 детских фигурок на родительском плече. Куклы делались узелковые, из ярких лоскутков и ниток, которые связывались, а не сшивались.


2.5 Техника изготовления свадебного полотенца и тряпичных кукол – неразлучников.

На выполнение моего обрядового полотенца ушёл год. Его я вышивала с сентября 2010 года по сентябрь 2011 года. Для изготовления свадебного полотенца мы приобрели 1,5 метра в длину льняной ткани – канву (концы полотенца), шириной 50 см. Также купили красной бязи-кумача. Готовое полотенце составило 2 метра в длину и 42 см в ширину, что соответствовало размерам старинных полотенец.

Прежде, чем приступить к выполнению самой работы я изучила материал по северным полотенцам, сходила в музей. Мой педагог, Светлана Николаевна помогла мне в выборе рисунка и дала мне необходимые рекомендации по его изготовлению.

Началась трудоёмкая, кропотливая работа по выполнению полотенца. По краям полотенца я вышила птиц, которые приносят согласие между будущими супругами. Символ птицы соотносился и с женским началом - с образом матери, охраняющей своих птенцов, обустраивающей гнездо, трудолюбивой хозяйки, помимо больших птиц есть и маленькие у головы женской фигуры, а также по краям всей композиции.

В центре вышивки изображена женская фигура с ростками в руках, которая является символом плодородия, жизненного благополучия.

После основного орнамента я  вышила слова «Мир вашему дому» - обязательный элемент обрядового свадебного полотенца.

Ниже, в геометрическом узоре прослеживается образ солнца -  источник жизни, также олицетворяющий плодородие, продолжение жизни.

Мое полотенце – это очень кропотливая  и долгая работа, а ведь в прошлом мои ровесницы, готовясь к свадьбе, вышивали от 30 до 100 полотенец.

Кроме свадебного полотенца мной была изготовлена свадебная кукла оберег – неразлучники. Для изготовления такой куклы я обернула щепу размером приблизительно 20 см красной тканью. Затем изготовила кукол-закрутки (женщина и мужчина). Они изготавливаются без единого стежка, одеваются на щепу . В зависимости от того, чья фигура справа, тот и будет в семье хозяином. Я изготовила женскую фигуру справа, чтобы быть в своей семье хозяйкой в доме.

  1. Заключение.

  Закончив вышивку обрядового свадебного полотенца и изготовив свадебные куклы – обереги, я достигла поставленной цели:

  1. Изучила литературу по обрядовым полотенцам и свадебным куклам оберегам, тем самым расширила свой кругозор о северном народном искусстве;
  2. Освоила технику вышивания крестиком и технику выполнения кукол;
  3. Изучила символы орнамента и узнала их смысловое значение;
  4. Выполнила обрядовое свадебное полотенце;
  5. Изготовила свадебный оберег – неразлучники;
  6. Выработала такие качества, как аккуратность, внимание, терпение, трудолюбие;
  7. Провела урок и рассказала о свадебных символах, а также мастер-класс по изготовлению кукол;
  8. Провела урок по северной вышивке.

   Полотенце  - самый распространенный вид народного искусства в интерьере, в быту, в обрядах и до сих пор. Они хранят и несут богатую информацию из прошлого в настоящее. На полотенце принимали новорожденного, клали первый каравай и встречали молодожёнов.

После проделанной работы, мне захотелось ещё больше узнать о северных традициях. Первое своё полотенце я уже вышила, сделала куклу оберег – неразлучники, начало к подготовке приданого для своей свадьбы у меня уже есть!

4. Список используемой литературы.

  1. Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике.- Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1985;
  2. Голицына И. Поморье. Сокровища Русского Севера.-М, Белый город,2009
  3. Ефименко П.С. Обычаи и верования крестьян Архангельской области.-М, 2008;
  4. Иванова А.А., Калуцков В.Н. Святое Пинежье. Путешествие по краю.-Архангельск-Карпогоры, 2008;
  5. Колбасенко М.Н. Методика преподавания факультативных курсов по экологии 1-4 классы (региональный компонент).-Архангельск, ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2002;
  6. Мальцев Н.В. Народное искусство Устьянских волостей.-Архангельск, «Правда Севера», 1997;
  7. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск 3. «Юность и любовь». Девичество.-М, Художественная литература, 1994. Под ред. В.П.Аникина, В.Е.Гусева, Н.И.Толстого;
  8. Народные мастера. Традиции, школы. Выпуск 1. Под ред. М.А.Некрасовой.-М, Изобразительное искусство, 1985;
  9. Пашкова З.Г. Пинежская свадьба.-Архангельск, ОАО ИПП «Правда Севера»,2006;
  10. Рогозина Н.И., Попова О.Т. Бабушкины уроки.-Архангельск, 1997;
  11. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия,-СПб, 1999;
  12. Тарановская Н.В. Маленькие чудеса.-Ленинград, «Детская литература», 1981.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Мотивы  северной  вышивки

        

                                     Рис. 2

                      Рис.1

        

Рис. 3

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История о полотенцах

Полотенца занимали особое место в культуре русской деревни, они сопровождали человека всю жизнь....

План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

Познакомить учащихся со старинной народной вышивкой....

Проект "Полотенце- древний семейный оберег"

Исследовательский проект "Полотенце-семейный оберег"расскрывает вопросы происхождения полотенец, функции использования полотенец, виды полотенец, которые существуют в Балезинском районе УР....

Открытый урок по технологии. Узор для полотенца из рисовой крупы на пластилиновой основе.

В нашей школе начальные классы по технологии работают по учебнику Т.М.Рогозиной. По теме "Изделия из семян",  используя национально-региональный компонент, можно заинтересовать детей с историей ч...

Постираем салфетки и полотенца.

                                                      ...

Конспект урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце» (3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.Планируемые результаты:Предметные:знать символическое значение полотенца;уметь самостоятельно выпол...

Конспект урока по изобразительному искусству, 3 класс, «Старинное вышитое полотенце»

Цели деятельности учителя: знакомство с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем, развитие творчества.Планируемые результаты: Предметные: знать символическое значение полотенца;уме...