Главные вкладки

    Влияние инноваций в образовании на содержание образования
    методическая разработка по теме

    Гусева Галина Александровна

    Методическая разработка на тему "Влияние инноваций на содержание образования"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon innovacii_v_obrazovanii_rossii_i_sssr.do46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Г.А.Гусева учитель начальных классов

    ГБОУ СОШ № 124 г.Санкт-Петербург

                     

                             Инновации в образовании России и СССР (19 – 21 век)  и  их влияние на содержание школьных учебников».

    Инновации всегда оказывают влияние на содержание образования. Анализируя изменения, происходящие в обществе, мы не можем не отметить, что вместе с любыми реформами в образовании всегда появляются новые учебные книги и пособия. М. В. Богуславский отмечает, что во второй половине XIX века сложилось кардинально новое положение с реформированием сферы образования. Происходит  модернизация существующих учебных заведений, создание новых ступеней и направлений образования, формирование  новой правовой базы. Приобретает большое значение подготовка учителей и преподавателей для возникающих народных школ. Политические, социальные, экономические, культурные и собственно образовательные факторы и обстоятельства стали мощным стимулом для развития педагогической мысли, складывания в России педагогической науки. Кризисные этапы истории образования знаменуются усилением творческой активности общественно-педагогического движения, которое приобретает конструктивный характер. Соответственно происходит обновление содержания образования. Не зря именно в эти годы появляется К.Д. Ушинский (1824 - 1870/71), написавший качественно новый русский учебник «Родное слово», продемонстрировавший пути демократизации содержания учебников (посильность информации, отбор учебного материала с учетом интересов детей, умственное развитие школьников через систему вопросов и заданий). Вслед за К.Д.Ушинским создают свои учебники Водовозов В.И., Корф Н.А., которые знакомят учащихся с окружающим миром, минералогией, физикой, ботаникой. Стоюнин В.Я. создаёт учебники «Высший курс русской грамматики» и «Руководство для теоретического изучения литературы», требующие серьезной умственной работы. Выходят учебники Бунакова Н. Ф., Семёнова Д. Д., Менделеева Д. И., Тихомирова Д.И., Толстого Л.Н. Эти учебники принадлежали к новому поколению, так как развивали познавательную самостоятельность, учили применять полученные знания в жизни, способствовали умственному и нравственному развитию учащихся.

    В начале 20 века масштабная индустриализация, потребность в грамотных рабочих и инженерных кадрах вызывает увеличение количества лет обучения, требует создание новых программ, пересмотра всей системы образования, что в свою очередь оказывает влияние на создание новых учебных пособий и рекомендаций для учителей. Готовятся программы для средней школы, циркуляры и методические писма, устанавливающие новое содержание учебно-воспитательного процесса. По своей структуре 4–7-е классы гимназии делятся теперь на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную, в свою очередь, разделявшуюся на естественное и математическое отделения с соответствующим превалированием удельного веса ведущих предметов. Таким образом, мы видим, как возникает необходимость в создании новых учебников. Именно в это время и  появляются учебники по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по алгебре и геометрии Л. П. Киселева и С. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова. Некоторые учебники (например, Киселёва Л.П.) выдержали множество изданий.  Общими чертами их было углубление материала при исключении из него второстепенных знаний; учет психолого-возрастных особенностей учащихся; сближение изучаемого в школе материала с жизнью, локализация программ; предоставление преподавателям инициативы в распределении учебного материала, его дополнении и конкретизации; постоянная связь преподавания с осуществлением воспитательных задач.   Стоит обратить внимание на то, что для пользования допускались учебники, лишь одобренные Ученым Комитетом Министерства. Конечно, это не могло не сказаться на их качестве.

    После октябрьской революции создание учебных программ проходило в русле жёстких классовых и партийных подходов. Культура, наука, театр, искусство, вся система образования становились инструментом воздействия правящей партии на народные массы. Но и в это время П.П. Блонский говорил о том, что «учебник должен расширять кругозор ребят, вывести их за пределы узкого личного опыта и обыденных представлений микросреды в мир науки и техники, культуры и искусства» Внимание педагогов обращалось на практикоориентированность учебников. Именно в эти годы были введены стабильные учебники по основам наук. Н. К. Крупская, П.П. Блонский, Е.И. Перовский, М.Н. Покровский, Н.А. Менчинская, Ф.П. Коровкин внесли в эти годы  значительный вклад в разработку и становление теории учебника.

    В 50-70е годы, которые характеризуются разворачивающейся научно-технической революцией, проводилась политехнизация школы, стал активно развиваться процесс создания и совершенствования школьных учебников (появились новые учебники по физике, химии, математике, основам производства, по русскому языку, истории). На основе научно-технических достижений было совершено значительное реформирование содержания образования, повышение его уровня до мировых стандартов. Это были годы интенсивного накопления теоретического знания по вопросам создания и функционирования школьных учебников и формирования теоретических оснований теории школьного учебника, как самостоятельной теории в дидактике. В 50-х гг. советскими педагогами и психологами были исследованы проблемы активизации процесса обучения и учебной деятельности учащихся. Это исследования Занкова Л.В., Есипова Б.П., Скаткина М.И., Менчинской Н. А., Щукиной Г.И. и многих других учёных. Коллектив учёных под руководством Ананьева Б.Г. разрабатывал систему формирования научных знаний у школьников, рассматривал межпредметные связи как одно из важнейших условий сознательного усвоения учащимися учебного материала и ликвидации формализма в их знаниях. Основные особенности учебников, издававшихся в 50-е годы 20 века - это практическая направленность учебного материала; расширение учебного материала, учитывающего развитие науки и техники; увеличение доли практических заданий.

    90-е годы-годы рыночной реформы, политики рыночного либерализма привели к реформам и в образовании. Отход от единого типа учебных заведений, разработка вариативных учебных планов, способствуют созданию новых учебников, наполненных новым содержанием. Появляются УМК - по 3-4 по каждому учебному предмету, инновационные модели учебников, авторские учебные пособия. Многие учителя оказываются в растерянности - учебные пособия часто не выдерживают никакой критики. В тоже время появляются интересные, действительно развивающие учебные книги.

    Сегодня переход к новому типу цивилизации, использование новейших технологий, необходимость в высококвалифицированных, мобильных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности, развитие способности к критичности мышления, применению знаний, реализации собственных проектов служит основанием для создания и совершенствования школьных учебников и УМК. А.В. Хуторской считает, что в современных условиях «теорий учебников существует столько, сколько существует педагогических систем».  Сегодня мы говорим и об электронных учебниках, которые имеют совершенно другие возможности и об особых учебниках для проектной работы школьников и об учебниках для системы «погружения», для дистанционного обучения и т.д. Учебники сегодня должны учитывать и тип образования и дидактическую систему,  а также образовательные стандарты различных уровней, которые входят в состав любой образовательной системы и создаваемого учебника. В современных исследованиях выделяется личностный, проектный опыт самого ученика.

     В то же время член-корреспондент РАО Давид Фельдштейн с сожалением констатирует тот факт, что наши авторы продолжают писать учебники для детей 70–80-х годов. Сегодня ученые РАО работают над проблемой психолого-дидактических оснований учебной книги, но один из аспектов исследования выделяется особо – это огромный информационный прессинг, который оказывают на ребенка СМИ, ТВ, видеорынок, Интернет. Буквально на наших глазах произошел сдвиг межвозрастных переходов, увеличивший период детства - по многим психофизиологическим показателям сегодняшние первоклашки и даже ученики 2-го класса соответствуют дошкольникам", - считает вице-президент РАО. Этот факт, по его мнению, должно учитывать при формировании новых учебных программ - делать их более увлекательными, с элементами игры.       

    Таким образом, мы видим, что общественно - политическая, экономическая ситуация оказывают влияние на содержание образования. Инновации в образовании, во многом происходящие именно в связи с научно-техническим прогрессом, становятся той движущей силой, которая способствует совершенствованию и развитию учебной книги и  учебно-методических комплексов.

                                                Литература

    1.Богуславский М.В.  «Взаимодействие власти и общества в проведении образовательных реформ ХIХ–ХХ вв.» Журнал «Образование и общество»: http://jeducation.ru/5_2008/9.html

    2.ХуторскойА.В.«Место учебника в дидактической системе». http://www.eidos.ru/journal/2005/0608.htm

    3. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. – C. 45-54

    4. Даниэльян Я.В. Развитие представлений о функциях школьного учебника в отечественной педагогике второй половины ХХ – начала XXI века. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 Санкт – Петербург 2008 177 с





    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Психология здоровья школьников"Новое содержание образование

    Участие в конкурсе "Новое содержание образования" .  В современных условиях развития общества появилось большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоя...

    Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе

    Контрольная работа по итогам курса повышения квалификации по ФГОС «Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе» отражает актуальность введения ФГОС, сущность системно-дея...

    Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.

    Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности ...

    Статья "Организация и содержание образования детей с нарушениями развития"

    В этой статье рассказывается о том, как организовать работу с детьми ОВЗ....

    Диалог как метод и содержание образования

    Специфика учебного диалога...

    Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"

        Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...

    Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»

    «Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное ...