Статья "Организация и содержание образования детей с нарушениями развития"
статья по теме

Ильмурзина Тамара Ивановна

В этой статье рассказывается о том, как организовать работу с детьми ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_i_soderzhanie_obrazovaniya.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и содержание образования

детей с нарушениями развития

Ильмурзина Тамара Ивановна

ГБОУ СОШ №4 п.г.т.Алексеевка г.о.Кинель

E-mail: ilmurzinatamara@rambler.ru

Гуманистические идеи были признаны современным российским обществом в силу изменения отношения государства и общества к личности человека в целом, и в частности к детям-инвалидам. Именно это обстоятельство вызвало необходимость модификации формулировок, поиска понятий, которые верно отражали бы суть государственной помощи лицам, имеющим трудности в самостоятельной адаптации к жизни в сегодняшнем мире [3, с. 26]. В силу этого в нормативно-правовой документации РФ стал использоваться термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», суть которого отражает необходимость оказания обществом специальной помощи указанной категории детей для реализации их возможностей и обязанность обеспечения и защиты их гражданских прав [4, с. 30]. Одним из них является право на своевременное получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, а значит, и возможности обучения, т.е. создания специальных условий, способствующих реализации их сохранного познавательного потенциала.

В течение последних десятилетий в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих нарушения развития, зачастую – в самых разнообразных сочетаниях.  В школы принимаются не только дети с лёгкой степенью умственной отсталости, но также с умеренной  и тяжёлой  формами интеллектуального недоразвития. Оказание своевременной психолого – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

 Гуманистические и демократические тенденции в развитии специального образования в стране, определённый опыт работы нашего образовательного учреждения по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья не позволили нам оставаться в стороне от решения данной проблемы.

На мой взгляд, только в общеобразовательном учреждении, которым является школа, дети могут получить различные образовательные услуги, в которых заинтересованы родители.

Обучение способно приводить в движение внутренние процессы развития. Влияние среды и активное отношении к ней ребёнка создаёт условия для развития мыслительной деятельности. И тут нельзя не согласиться с В.В Давыдовым, утверждающим, что понятие «зоны ближайшего развития», введенное в психологию Л.С. Выготским, в определённой мере объясняет содержание процесса происхождения индивидуальной деятельности из коллективной. Понятно, что для продвижения (особых) детей в общем развитии, для усвоения ими знаний, умений и навыков существенно важным является, не всякое, а специально организованное обучение и воспитание.

Таким образом, родилась идея проекта «Особый ребёнок» - создание доступной специальной коррекционной образовательной среды для детей с умеренной и глубокой формами интеллектуального недоразвития.

 Педагогическая поддержка  предполагает: поддержку ученика с умственной отсталостью во всех направлениях образовательной деятельности; доступное образование и воспитание; коррекцию и компенсацию нарушений развития; доступную трудовую подготовку; социальную адаптацию; комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение; выбор индивидуального образовательного маршрута;

Образовательная коррекционно-развивающая среда, которая была создана для обучения и воспитания детей с лёгкой умственной отсталостью, претерпела изменения: необходимо было создать условия для превращения спонтанной непосредственной активности особого ребёнка в опосредованное культурное поведение, подготовить его к учебной деятельности, коллективной работе, общению со сверстниками. Педагогическому коллективу не стоило большого труда разработать проект «Особый ребёнок» в рамках программы развития школы.

Цель проекта: осуществление своевременной индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья через работу служб сопровождения.

Задачи проекта:

  1. содействовать всестороннему развитию детей;
  2. выявлять положительные и сглаживать отрицательные стороны личности, воспитывать детей социально адаптированными, трудоспособными и полезными членами общества;
  3. формировать жизненно важные навыки, обеспечивающие максимально возможную самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом самообслуживании;
  4. создать систему тесного взаимодействия семьи и школы по вопросам обучения и воспитания детей;
  5. корректировать систему сопровождения проекта «Особый ребёнок», позволяющую более гибко моделировать образовательную среду, максимально адаптированную к психофизическим возможностям ребёнка.

Ожидаемые результаты: Положительная динамика развития ребенка с особыми образовательными потребностями через построение модели индивидуального коррекционно-развивающего медико-психолого-педагогического сопровождения.

Для достижения поставленной цели были существенно изменены организация, содержание обучения и воспитания. Детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью стали обучать индивидуально-дистанционно (по заключению ПМПК), а детей с диагнозом ЗПР по программе СКОУ 7вида интегрировано.

Обучение детей с умеренной умственной отсталостью следует строить иначе, чем обучение детей с легкой умственной отсталостью. Школьная работа с этими детьми ведется по своим программам. Программы по общеобразовательным предметам скорректированы на основе государственной программы школ VIII вида.

Практика показала, что многие дети с выраженными интеллектуальными нарушениями не могут освоить традиционные коррекционные программы в силу тяжести и глубины нарушений познавательной деятельности. Поэтому  пришлось скорректировать, адаптировать и использовать различные методические пособия, развивающие программы  по возможностям детей.

Содержание учебных дисциплин предполагает:

  1. четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;
  2. связь учебного материала с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;
  3. использование специальных методических приемов обучения и специальных учебных пособий;
  4. увеличение частоты обращений одной и той же учебной информации на разных учебных предметах;
  5. усиление использования межпредметных связей.

Трудовое обучение является приоритетным. Одной из главных задач обучения и воспитания является подготовка лиц с ОВЗ  к трудовой занятости, к доступной для них сфере деятельности. Трудовая подготовка включает в себя:

  1. выработку определенных трудовых навыков;
  2. способность к длительным трудовым усилиям;
  3. формирование отношения к труду как нравственной норме и источнику средств существования;
  4. воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;
  5. умение соотносить свои желания и собственные возможности;
  6. умение действовать по инструкции;
  7. обучение культуре труда и служебных отношений

В начальной школе трудовое воспитание включает в себя формирование навыков по самообслуживанию, навыков личной гигиены, общетрудовых умений и навыков, расширение представлений о труде взрослых. Большое внимание уделяется воспитанию самостоятельности, уверенности в своих действиях, умению адекватно оценивать возможности друг друга, управлять своим поведением, предопределять результат действия.

К школьному компоненту относятся занятия по выбору учреждения (факультативные занятия). Особое место при обучении детей с умеренной умственной отсталостью занимает выработка социальных форм поведения. Дети учатся  правильно переходить дорогу, пользоваться общественным транспортом, распознавать световые дорожные сигналы и т.д.

Учебно-воспитательный процесс в этих классах строится на принципе уникальности, самостоятельности, совместности и т.д. Дети принимают участие в работе танцевального кружка «Сюрприз», проводятся фольклорные праздник , учащиеся занимаются в изостудии « Альбом с кляксами», участвуют в эстафетах и соревнованиях, музыкальных встречах.

 Обучая детей данной категории, мы пришли к выводу, что полноценная работа с детьми с ОВЗ  невозможна без опоры на семью. Помощь детям с нарушением психического развития требует социально-педагогической поддержки их семей. Известно, что самым мощным фактором становления личности ребёнка, его «Я» являются взаимоотношения в семье и именно семья в течение первых шести – семи лет жизни ребёнка формирует основы будущей личности. От того как складываются отношения в семье, зависит и процесс социализации ребёнка. Социализация - это процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Семья является наиболее значимой частью мира ребёнка, то она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре. Развитие ребенка - инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Проведение  целенаправленной  работы с родителями стало реальной необходимостью. Зачастую в семьях складываются неадекватные межличностные отношения. Какие же факторы нарушают внутрисемейную атмосферу? В первую очередь, с матерями, включая обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и психологической помощи. Для нас важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей - инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и семьи.

Учет состояния развития ребенка является одной из актуальных проблем. В нашей школе эта проблема решается в комплексе всеми специалистами учреждения, которые руководствуются, прежде всего, интересами ребенка. Нами был разработан комплексный мониторинг индивидуальных особенностей психо - социального развития ребенка. Отслеживая эффективность усвоения учебного материала детьми и их личностное развитие специалистами школы была разработана Карта медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей, которая включает: усвоение учебного материала, развития памяти, внимания, речи, эмоционально - волевой сферы, интересов ребёнка, особенности личности.

В результате детальной медико--психолого-педагогической диагностики на каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, где учитывается актуальный уровень психофизического состояния ребенка и зона его ближайшего развития.

Данный маршрут полностью отражает особенности ребенка, его возможности в обучении и не позволяет завышать требования к ребенку со стороны взрослых.

Сведения, полученные в ходе обследования, заносятся в медико-- психолого- педагогическую карту индивидуального развития учащегося, что помогает определить «зону тревог» и скорректировать всю последующую педагогическую деятельность с учетом полученных данных. Наряду с индивидуальным мониторингом, который проводится специалистами учреждения, также ведётся общий мониторинг.

Изучение работы А.Р. Малера «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью» помогло нам четко выделить этапы обучения. Каждый возрастной этап определяет особые задачи, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы с детьми данной категории.

Первый этап (7-9лет). Младший подростковый возраст является адаптационный. На этом этапе осуществляется комплексное системное психолого-педагогическое изучение ребенка с учетом всех составляющих онтогенеза: анамнестических данных, сведений о социокультурных и педагогических условиях семейного воспитания, особенностях возрастного развития. Выявляется уровень актуального и перспективного развития ребёнка. Но, прежде всего на этом этапе ведётся разработка конкретной программы педагогической поддержки ученика. Особое значение приобретает консультативная помощь семье по организации жизнедеятельности ребенка, созданию оптимальных условий, предупреждающих возникновение у родителей дискомфорта, страхов, неуверенности.

Основная задача этого этапа - подготовить детей к простейшим видам (доступных для них) учебной деятельности, соблюдение режима учебной деятельности, формирование умений коллективной работы под контролем учителя.

Проведённая диагностика является основой для планирования фронтальных занятий и составления индивидуальной программы медико - психолого- педагогической работы с ребенком..

Учебно-воспитательный процесс для данной категории учащихся максимально адаптирован к каждому ребёнку через систему медико-психолого--педагогического сопровождения.

Под сопровождением мы понимаем специально организованную помощь-поддержку ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе обучения и воспитания в его школьной жизни. Система сопровождения в школе педагогической поддержки реализуется через деятельность служб сопровождения.

Служба дополнительной педагогической поддержки. Цель – совместное творчество педагога и ребенка в специально созданном пространстве (театральном, художественном, духовном); осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря  включению детей в личностно-значимые виды деятельности (участие в кружках, выставках, проектах). Такое сопровождение создает особые условия для преодоления личностной недостаточности и развития ребенка, формирование у него ценностных ориентаций и способствует успешной интеграции ребенка-инвалида в общество здоровых детей.

Социально-психологическая служба - создание системы социально-психологического сопровождения ребёнка в конкретной ситуации школьного взаимодействия, через выявление причин трудностей в обучении и их преодоление, создание атмосферы дружелюбия, развитие индивидуальности ребенка, развитие коммуникативных умений, формирование устойчивой учебной мотивации, позитивной «Я» - самооценки, умение противостоять негативному явлению.

Служба сопровождения родителей включает в себя:

  1. комплексное социально-психологическое сопровождение семьи в целях оказания помощи в воспитании ребёнка;
  2. информационно-просветительскую и коррекционную работу с родителями, направленную на повышение их сознательности и компетентности, через реализацию проекта «Мы – вместе».

Организационными формами проведения занятий с детьми являются групповые, индивидуальные и реже фронтальные. Учащиеся, которые в силу своих психофизических особенностей, не могут обучаться в классе, по заключению городской клинико-экспертной комиссии, обучаются по домашней форме обучения. При наличии положительной динамики в состоянии здоровья, ребенок переводится на обучение по традиционной классно-урочной форме.

По мере необходимости, на основании рекомендаций ПМПК и заключения врача-психиатра, определяется щадящий режим с определением дополнительного выходного дня, освобождения от нескольких уроков, перевод на индивидуальный график посещения занятий. Учебные планы включают в себя общеобразовательные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям детей с умеренной умственной отсталостью, а также специфические коррекционные предметы, индивидуальные и коррекционные занятия.

Таким образом, коррекционно-развивающее обучение детей с отклонениями развития является одним из методов комплексной реабилитации состояния здоровья, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их познавательных и личностных возможностей. Чем раньше для детей с особенностями развития будет реализован дифференцированный подход в определении содержания комплексной реабилитации состояния здоровья и психического развития, найдены и использованы специальные методы и приемы педагогической коррекции имеющихся у них отклонений развития, тем успешнее будет их социализация, будущее их семей, а значит, и будущее нашей страны.

Используемая литература:

  1. Метиева Л.А., «Актуальные проблемы коррекционной педагогики» - Москва 2009г.
  2. Исаева Т.Н., Капланская Е.И., - «Коррекционная педагогика» - Москва 2008г.
  3. Карелова Г.Н. Современная политика в интересах детей в современной России. М .,2001. 155с.
  4. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения – М.: Права человека, 2001.-С.30-46.
  5. Дупайлин М.Л.,- «Комплексная диагностика отклоняющегося развития. Журнал Дефектология №2» ,2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы и рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения развития

Советы и рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения развития....

Тема: «Современные формы организации образования детей с нарушениями интеллекта».

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченн...

Содержание образования детей с общим недоразвитием речи

Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении штению, показывает роль и значение профилактики дислексии.Как показали исследования А.Н.Корнева (1995 г...

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В МОСКВЕ

В настоящее время проблема ограниченности возможностей здоровья считается актуальной, так как интегрированное обучение детей с ОВЗ является современной тенденцией, которая характерна для зарубежных ст...

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

Конспект психологического коррекционно-развивающего занятия для детей 6 – 7 лет, имеющих нарушения развития речиЛексическая тема «Сад, огород (овощи, фрукты)»...

Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.

Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в пос...

Проблема интеграции в образовании детей с нарушениями в развитии

Под интеграцией в общество лиц с ОВЗ понимается предоставление им возможностей принимать участие во всех видах со­циальной жизни на равных условиях с остальными членами общества. Интеграция в обра...