Статья "Поиск и апробация новых форм, методов, средств обучения"
статья на тему

В статье описан мой опыт работы по "личностно-ориентированной технологии"

Проектирование учебного диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poisk_i_aprobaciya_novyh_form.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поиск и апробация новых форм, методов и средств обучения

       Профессионализм учителя в системе РО проявляется, прежде всего, в умении составлять проект урока, четко определять цели, как для ученика так и для учителя, применять соответствующие формы и методы, тщательно продумывать каждый этап урока.

       Как создать оптимальные условия для проявления познавательной активности учащихся?

      Для этого я применяю педагогические технологии на личностно-ориентированной основе т.к. это позволяет создать развивающую образовательно-коммуникативную среду. Сюда входит проблемное обучение как особая структура познавательной деятельности школьников по овладению системой научных знаний и способов учебной работы. Каждый планируемый мною урок – это создание такой учебной ситуации, которая активизирует познавательный интерес, способствует самостоятельному усвоению знаний посредством учебных задач. Знания, полученные в ходе такого обучения, становятся личным достоянием школьника, формируют систему ценностных отношений к явлениям окружающего мира.

       Педагогический процесс в условиях развивающего обучения всегда носит характер парного диалога, причем, не только учителя с учеником, но и учащихся между собой. Таким образом, стиль отношений совершенно иной. Диалог предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает формы развернутого учебного общения, общения между субъектами коллективной учебной деятельностью.

Именно о проектирование учебного диалога я бы хотела рассказать подробно, опираясь на собственный опыт.

      Проектирование учебного диалога строится по следующим пунктам:

  1. Задания и из характеристики;
  2. Формы и принципы КРД;
  3. Места и оборудование для работы;
  4. Предполагаемые результаты и объяснения детей;
  5. Логическая связь между ними;
  6. Инициирующие реплики и вопросы учителя.

      Конечно, самое важное – это учебные задания! Учебное задание является средством организации учебного диалога.

      Прежде чем спроектировать учебное задание, я продумываю цели не только для себя, но и для ученика. Они представляют собой итоговое рассуждение ученика, т.е. какое знание – действие построит ученик, если урок пройдет эффективно и его учебные действия на уроке будут реализованы?

       На основе этого будут разворачиваться предметные действия. А именно, чтобы что-то сделать ученик должен знать как, каким способом, почему и зачем он будет это делать. (Урок русского языка в 1 классе. Приложение № 21)

Если после серии уроков учащийся сможет прийти к итоговому рассуждению, значит, построение учебного диалога удалось.

      Следующий момент учебного задания – это проектирование ключевого задания. На данном этапе я проектирую такое задание, которое стало бы основой для развертывания учебных действий.

       Например, на доске написаны слова с пропуском орфограмм слабых позиций: «Запишите слова в два столбика. В первый те слова, написание которых можете объяснить конкретным способом. В другой столбик слова,написание, которых не знаете и не можете объяснить конкретным способом».

    Такие задания образуют ситуацию «разрыва», мотивируют ученика к осознанию и разделению того, что он знает и умеет, от того, что он еще не знает и не умеет. Таким образом, учащийся производит рефлексивную оценку. Такая рефлексия становится толчком к созданию внутренней познавательной мотивации, на основе которой разворачивается дискуссия исследовательского характера.

    Именно на этом этапе я продумываю все многообразие версий, которые могут выдвинуть дети на основе ключевого задания.

    Если дети сразу могут выйти на способ действия – проектируется диалог продуктивного действия (целевой), если возникают новые вопросы для открытия способа действия, проектируется диалог продуктивного непонимания (оценочный). Чтобы любой из видов диалога получил свое развитие, я продумываю систему переходных заданий, которые позволяют построить основную гипотезу и опровергнуть ложные. Таким образом, мои дети в ходе выполнения переходных заданий совершают квазиисследование. На этом этапе важно продумать, как эти задания логически связаны между собой. Иногда это такие задания, результат выполнения которых взаимоисключает или дополняет предложенные гипотезы. Это может быть и следование,  интерпретация, эквивалентность, дополнение.

     Я считаю, что в уроке не должно быть ничего лишнего, должна быть продумана каждая деталь. Учитель сам должен понимать логику предлагаемого детям материала для обсуждения. Должны быть заранее продуманы и обоснованы принципы коллективно-распределенной деятельности. В зависимости от того, известен способ действия или находится в ситуации «разрыва», сколько имеется оснований для обсуждения, проектируется или принцип индивидуальных вкладов, или принцип обмена позициями, или принцип содержательного распределения

действий. Например: если дети открыли способ действия, построили соответствующую модель – следующим шагом будет проверка эффективности открытого способа действий. Здесь проектируется принцип индивидуальных вкладов.

    Очень важно заранее продумать и «места» в классе для организации различных этапов и видов работ. Продумывается:

  1. Положение учителя в рабочем пространстве класса;
  2. Места для работы групп и межгруппового обсуждения;
  3. Функциональное распределение столов, тетрадей, рабочих материалов;
  4. Функциональное распределение типов учебных текстов;
  5. Применение дидактических и творческих материалов, выполненных детьми.

Также продумываю оборудование и материалы для организации коллективно-распределенной деятельности:

  1. Для обучения детей культурным формам КРД использую инструкции, «знаки» для организации взаимооценки и «знаки» для организации запроса детьми в адрес учителя. Знаки придумывают сами учащиеся. Сейчас мы используем знаки «+» - согласен, «-»- не согласен, «Л» - ловушка, «большой палец вверх» – правильно, «вниз» - не правильно.;
  2. Материалы для проведения исследования согласно запросу и материалы для обобщения на уроке нового знания. Это могут быть словари, энциклопедии, ИКТ и т.д.

     Таким образом, если сам учитель уловит логику построения учебного диалога. Это позволит создать условия для «правильной» организации учебной деятельности, формирование которой заканчивается к концу шестого класса. (Практикум проектирования учебного диалога на уроках РО. Приложение № 12)

    Отслеживая уровень сформированности  учебной деятельности в моем классе, хочу отметить, что к концу 4 класса многие дети имеют высокий       и

средний уровень сформированности учебно-познавательного процесса, целеполагания,  учебных действий, действий контроля и оценки. («Оценка уровня сформированности учебной деятельности». Приложение №3). Умеют анализировать условия задачи, самостоятельно обнаруживают ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых форм условий задачи.

     Итак, развивающее обучение представляет собой целостную систему, где все взаимосвязано и взаимообусловлено: содержание, методы и тип общения. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

Подтверждается все выше изложенное результатами мониторинга успеваемости учащихся с 1 класса по 3 класс. По результатам диагностики наблюдается повышение уровня обученности и качества знаний в течение трех лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.

На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...

Статья Проектная деятельность - инновационный поиск новых форм и методов обучения.

Статья:"Проектная деятельность - инновационный поиск новых форм и методов обучения." В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на резул...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Организация учебного процесса может стать качественно иной, если помимо традиционных форм применять и интерактивные формы обучения. Накопленный нами опыт позволяет утверждать, что только при сочетании...

Использование новых форм, методов и приёмов работы с родителями.

Использование новых форм,  методов  и приёмов работы с родителями в начальной школе...

Проектные методы обучения – как новая форма учебной деятельности в начальной школе

Работа над проектом рассматривается как одно из приближенных к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика....

Методические рекомендации "Организация сетевого проекта с целью подбора, апробации и применения новых форм учебного взаимодействия в цифровой среде в рамках реализации программы школа-ВУЗ"

Аннотация: в статье представлен практический опыт ГКОУ РО “Ростовская школа- интернат No28” применения новых форм учебного взаимодействия в цифровой среде в рамках реализации программы ...