Роль проектной деятельности для учащихся начальных классов
статья по теме

Наталья Павловна Мухина

На современном этапе проектная деятельность играет большую роль в воспитании и развитии учащихся младших классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                      Учитель начальных классов

                                                                                      ГБОУ школа № 536

                                                                                      Мухина Н.П.

        «Роль проектной деятельности для учащихся  начальной школы»

                                                                       «То, что дети могут сегодня сделать

                                                                          только вместе, завтра они в состоянии

                                                                          сделать самостоятельно»

                                                                                                                Л.С.Выготский

На современном этапе развития общества и производства возникает необходимость формирования у учащихся навыков проектной деятельности, ведь именно проектность носит личностный и социальный характер и имеет определяющее значение в современной жизни во всех ее основных направлениях, связанных с творческой деятельностью человека. Введение метода проектов в учебную деятельность с младшего школьного возраста – это подготовка к взрослой жизни, социальная адаптация детей, т.к. ее результатом становится создание общественного продукта и его представление (презентация) окружающим.

     Очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. А при переходе детей на следующую ступень образования педагоги часто сталкиваются с такими проблемами, как низкий уровень самостоятельности в учебном процессе, разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.

     Для решения этих и некоторых других проблем необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они погружались бы в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

     Здесь как нельзя лучше подходит методика проектной  деятельности, которая позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и развивает умения найти пути решения поставленных задач.  

     Из моего опыта реализации метода проектных задач  хочу  поделиться проектом по теме « Фразеологизмы в литературе и среди нас».

     Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

     Задачи:

1.Познакомить учащихся с особенностями фразеологизмов, углубить      

познания о сферах их употребления.

 2. Стимулировать познавательный интерес, развивать умение

      классифицировать, обобщать, систематизировать информацию.

3. Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной

    литературой, расширять кругозор.

4. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и

     рассказам других детей, личную ответственность за выполнение

     коллективной работы.

5. Формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе.

     Любая проектная деятельность подразумевает пять «п»:

-  проблема;

-  проектирование (планирование);

- поиск информации;

- продукт;

- презентация

     Какую же деятельность осуществлял каждый участник на каждом этапе?

1 этап. Представление проблемной ситуации.

                  учитель                                                            учащиеся

- создает проблемную ситуацию;      - осуществляют  личностное присвоение

- формулирует тему                                 проблемы;

                                                                    - вживаются в ситуацию

2 этап. Проектирование (планирование).

- организует деятельность;                  - осуществляют разбивку на группы;

- предлагает организовать                   - распределяют роли в группе;

   группы;                                                   - планируют работу

- распределяет амплуа в

группах

3 этап. Поиск информации.

    не участвует, но                                   - работают активно и самостоятельно;

- консультирует учащихся по               - «добывают» недостающие знания;

  необходимости;                                    - готовятся представить продукт

- ненавязчиво контролирует;

- дает новые знания (сам стано-

вится источником информации,

  когда у учащихся возникает в этом

  необходимость

4 этап. Продукт.

- принимает представленный                 - представляют продукт своей

  продукт                                                          деятельности

5 этап. Презентация.

- подводит итоги;                                        - демонстрируют продукт своей

- оценивает умения: общаться,                 деятельности;

   слушать, обосновывать свое                - дают взаимооценку деятельности и

   мнение;                                                        ее результативность

- акцентирует внимание на воспита-

   тельноммоменте: умении

   работать в группе на общий резуль-

тат

     Были сформированы следующие творческие группы: «Исследователи»,

«Историки», «Аналитики», «Затейники», «Актеры».

     Группа «Исследователи» провела большую исследовательскую работу по теории фразеологизмов, заложенную в начале 20 века, и которую стал в России развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов. Ребята рассказали о группах фразеологизмов, которые характеризуют человека: его характер, действия, психологическое состояние.

     Фразеологизмы, характеризующие действия человека на основе его взаимоотношения с окружающей средой, коллективом: «Ходить на задних лапках» (угодничать, прислуживать), «Мылить голову» (сильно ругать).

     Фразеологизмы, характеризующие отношение человека к работе и делу: «Засучив рукава» (усердно, старательно что-либо делать), «Бить баклуши» (бездельничать).

     Фразеологизмы, характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне в его поведении: «Надувать губы» (сердиться, обижаться), «Дрожать, как осиновый лист» ( трястись от волнения и страха)

     На основании наблюдений за повадками и поведением животных появились такие фразеологизмы, как: «Труслив как заяц», «Волка ноги кормят», «Как волка ни корми, а он все в лес смотрит», «Держать ушки на макушке». Такие фразеологизмы называются зооморфизмами.

     Также ребята привлекли внимание других творческих групп к фразеологическому словарю.

     Группа «Историки» изучала историю происхождения фразеологических оборотов. Учащиеся нарисовали рисунки, в которых зашифровали фразеологизмы, и предложили другим творческим группам их отгадать. После этого рассказывали историю происхождения данного фразеологизма.

     Группа «Затейники» собирала занимательный материал, связанный с фразеологизмами, и подготовили для других творческих групп различные конкурсы.

     Группа «Аналитики» провела опрос среди учителей нашей школы и родителей. Учащиеся просили назвать любимый фразеологизм. Собрав все полученные сведения и обработав их, группа составила диаграммы и представила их.

     Продуктом деятельности группы «Актеры» стала сценка «Кашу маслом не испортишь», которую они подготовили и разыграли. В этой  сценке встретилось большое количество фразеологических оборотов. Остальные творческие группы должны были назвать фразеологизмы, которые они услышали.  

     В процессе проектной деятельности учащиеся приобрели:

1. Интеллектуальные умения:

   - планирование;

   - моделирование

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  - умение самостоятельно найти недостающую информацию;

  - умение запросить недостающую информацию у учителя;

  - умение выдвигать гипотезы

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  - умение коллективного планирования;

  - умение взаимодействия с членами группы;

  - умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

4. Коммуникативные умения:

  - умение инициировать взаимодействие со взрослыми: вступать в диалог,

    задавать вопросы;

  - умение отстаивать свою точку зрения

5. Презентационные умения и навыки:

  - навыки монологической речи;

  - умение уверенно держать себя во время выступления;

  - артистические умения

     В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися, я убедилась, что проектная деятельность дает хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.

     Анализ анкетирования, проведенного с учащимися, показал, что интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 89% школьников ответили, что интересно потому, что работали лишь при небольшой помощи взрослых.

По итогам выполнения 73% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности.

     Но самое главное, о чем хочется в заключение сказать, это то, что при осуществлении проектной деятельности, педагог не должен забывать о том, что проектная деятельность с точки зрения учащихся – это деятельность, позволяющая ребенку проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

-  

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов  в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Проектные...

Родительское собрание Организация проектной деятельности с учащимися 2 класса

Сформировать понятие о творческой проектной деятельности, познакомить с  актуальностью и содержанием данной деятельности.Способствовать овладению родителями умением оказать помощь своим родителям...

Внеклассное мероприятие по родиноведению , проведённое в рамках школьной проектной деятельности с учащимися начальных класов

Почти все дети нашего класса принимают активное участие в русском празднике - Масленице: пекут блины, веселятся, но мало кто знает об истории и традициях этого праздника. Поэтому мы решили подготовить...

Проектная деятельность с учащимися 1 класса по теме "Животные рядом с нами".

В презентации описаны этапы работы с учащимися 1 класса над проектом....

Навыки проектной деятельности у учащихся начальной школы.

В данной статье рассказывается о значении навыков пректной деятельности для успешного обучения учащихся начальной школы, даются конкретные рекомендации по выработке навыков этой деятельности....