Внеклассное мероприятие по родиноведению , проведённое в рамках школьной проектной деятельности с учащимися начальных класов
творческая работа учащихся по теме

Сафронова Ирина Михайловна

Почти все дети нашего класса принимают активное участие в русском празднике - Масленице: пекут блины, веселятся, но мало кто знает об истории и традициях этого праздника. Поэтому мы решили подготовить и показать проект "Широкая Масленица". Продуктом нашей деятельности стали рисунки детей, коллаж с творчечскими работами учащихся на тему "Широкая Масленица"; стенгазета, выпущенная учащимися , чучела Масленицы, а также выступление кукольного театра с представлением "Масленица в Берендеевом царстве"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Вступительное слово учителя:

- На уроках Родиноведения с учащимися 3 и 4 классов мы говорили о приближении народного праздника «Масленица». Нам захотелось узнать о нём как можно больше. Было решено узнать о традициях проведения праздника, о пословицах,  поговорках и прозвищах Масленицы, народных играх, песнях и танцах. Я предложила узнать смысл поговорки «Первый блин комам» и о старинных театральных выступлениях на народных гуляниях. Так же обсуждались источники сбора информации: спросить у родителей, прочитать в книгах, найти информацию в интернете.

 Ребята разделились на группы для работы над проектом и распределили задачи. Было создано 4 группы. У каждой группы было своё задание. Эти задания мы поместили в нашем коллаже. (можно зачитать задания для групп)

Учащиеся предложили провести конкурс на лучший рисунок или поделку о Масленице. На сбор информации решили отвести 3-4 недели.

(Группы учащихся искали информацию в интернете  на уроках родиноведения  с нашей  помощью и дома самостоятельно. )

2.Осуществление деятельности по решению проблемы.

Продуктом нашей деятельности по этим вопросам стал проект в виде презентации "Масленица» , стенгазета, коллаж с  загадками, песнями, приметами и поговорками о Масленице, рецептами приготовления блинов, конкурс рисунков и  изготовление чучел –масленицы, а также  выступление кукольного театра с представлением «Масленица в Берендеевом царстве».  

И сейчас вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Масленица»

(Идёт показ слайдов под комментирование детей)

3) обоснование выбора проекта (ученик)

4) цель.., задачи…, продукт… .(учитель)

5)история возникновения масленицы (ученик)

6)  эти весёлые проводы зимы (ученик)

Учитель:

- Масленица праздновалась целую неделю.  Каждый день имел свой название.Сегодня как раз первый день праздника (слайды):

7) Масленица начинается в понедельник…

8) вторник – «заигрыши»…

среде – «лакомка»…

9) четверг – разгул…

пятница – «тёщины вечёрки»…

10) суббота- «золовкины посиделки»…

последний день Масленицы-…

11) вот так с давних времён..

12) основным  блюдом,  неотъемленным…

Учитель:

- Какая же Масленица без песен о блинах (слайды):

13) Как на масленой неделе…

14) эти вкусные блины (учитель)

Учитель:

- Ребята, а кто расскажет рецепты приготовления блинов?  Кто приготовил такие рецепты на коллаже?

-  Посмотрите, что здесь написано? (слайд)

15) первый блин кома(о)м! (слайды):

16) я думал, что пословица…

17)масленица – древний славянский праздник…

18) очень – очень давно , во времена язычества…

19)(рисунок медведя с коробом)

Учитель:

- Давайте снова обратимся к нашему коллажу. Познакомьте нас с пословицами, которые вы здесь подготовили ( дети читают пословицы на коллаже)

Я тоже, ребята, приготовила для вас пословицы и поговорки о масленице, только пока я их несла вот в этой корзине, слова все перепутались. Давайте правильно соберём все пословицы и поговорки на доске.

Молодцы, а мы продолжаем нашу презентацию.

20) блин, как символ солнца считался…

21) готовить это кушанье начинали с самого…

22) блины, приготовляемые хозяйками на масленицу…

23)  масленицу ждали, к ней тщательно готовились…

24) последние два дня праздника были наполнены весельем…

Учитель:

- Вот и мы, ребята, сейчас повеселимся, поиграем в разные игры (проводятся игры: «»ПОЧТА», «ЗВОНАРЬ», «ИГРА С СОЛНЦЕМ»

25) штурмовали снежные крепости…

26) сжигание чучела – обрядовое действо…

27) в день сжигания марёны…

28) далее люди продолжали веселиться…

в комоедицу михайло потапыч…

29) так, что с масленицей вас и первый блин комам!

30) вывод …

Учитель:

- А сейчас приглашаем всех участников и гостей  к столу  блиночков наших отведать

 Как у нас на Руси                                       

 В этот день блины пекли.      

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

У кума была сестрица

Печь блины-то мастерица!

Напекла она поесть,

Сотни две, наверно, есть.

На поднос блины кладёт

И сама гостям несёт.

Гости, будьте же здоровы!

Вот блины мои готовы.

В это воскресенье наступит последний день масленицы, а кто был сегодня внимательным и сможет сказать,  как называется этот день? Правильно – прощённое воскресенье. В этот день просят прощение у родных и друзей. Обращаются друг к другу со словами: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват перед тобою». Прощение заключается поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. И вы, ребята, пожалуйста, не забудьте в это воскресенье попросить прощения у своих родных и близких. И, конечно, хочется напомнить о Великом посте, который начинается сразу после прощённого воскресенья и длится до праздника Пасхи.



Предварительный просмотр:

Подготовка к празднику Масленица

ученику необходимо найти о Масленице:

-одну пословицу, поговорку, примету; одну песенку, одну частушку; один старинный обряд  или традицию,, один рецепт приготовления блинов; описание одной игры на масленицу, нарисовать рисунок на тему «Масленица», изготовить чучело Масленицы (маленькое)

Подготовка к празднику Масленица

ученику необходимо найти о Масленице:

-одну пословицу, поговорку, примету; одну песенку, одну частушку; один старинный обряд  или традицию,, один рецепт приготовления блинов; описание одной игры на масленицу, нарисовать рисунок на тему «Масленица», изготовить чучело Масленицы (маленькое)

Подготовка к празднику Масленица

ученику необходимо найти о Масленице:

-одну пословицу, поговорку, примету; одну песенку, одну частушку; один старинный обряд  или традицию,, один рецепт приготовления блинов; описание одной игры на масленицу, нарисовать рисунок на тему «Масленица», изготовить чучело Масленицы (маленькое)

Подготовка к празднику Масленица

ученику необходимо найти о Масленице:

-одну пословицу, поговорку, примету; одну песенку, одну частушку; один старинный обряд  или традицию,, один рецепт приготовления блинов; описание одной игры на масленицу, нарисовать рисунок на тему «Масленица», изготовить чучело Масленицы (маленькое)

Подготовка к празднику Масленица

ученику необходимо найти о Масленице:

-одну пословицу, поговорку, примету; одну песенку, одну частушку; один старинный обряд  или традицию,, один рецепт приготовления блинов; описание одной игры на масленицу, нарисовать рисунок на тему «Масленица», изготовить чучело Масленицы (маленькое)

Подготовка к празднику Масленица

ученику необходимо найти о Масленице:

-одну пословицу, поговорку, примету; одну песенку, одну частушку; один старинный обряд  или традицию,, один рецепт приготовления блинов; описание одной игры на масленицу, нарисовать рисунок на тему «Масленица», изготовить чучело Масленицы (маленькое)



Предварительный просмотр:

I группа

  1. Вам предстоит найти ответы на следующие вопросы: 
  2. Что такое Масленица?
  3. Как понимаете значение пословицы «Не всё коту Масленица…»? 
  4. Какие ещё пословицы, поговорки и приметы о Масленице вы знаете?
  5. Выполнить следующие творческие задания:
  6. *Собрать коллекцию песен и частушек о Масленице.

II группа

  1. Вы проведёте исследования по данным вопросам: 
  2. * Правда ли, что Масленица в старину была встречей Нового года?
  3. *Какие старинные традиции и обряды были на Масленицу?
  4. *Что означал обряд сжигания Чучела? 
  5. Результаты которых оформите в виде презентации.
  6. А также, выполните творческое задание: *изготовите Чучело Масленицы.

III группа

  1. Вам предстоит собрать информацию по следующим вопросам: 
  2. *Что символизирует блин? 
  3. *Какие секреты старинных рецептов блинов были у хозяек?
  4.  Создать информационный буклет.
  5. Выполнить творческое задание: провести конкурс на лучший рецепт блинов.

IVгруппа

  1. Вы проведёте поисковую работу по следующим вопросам: 
  2. *Какие развлечения были на Масленице?
  3. Почему Масленицу любят праздновать и в наши дни?
  4. Кроме того вам предстоит выполнить ряд творческих заданий:
  5. * Организовать выставку рисунков учащихся;
  6. * уличные игры и состязания на Масленицу
  7. *выпустить стенгазету о  празднике Масленицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности для учащихся начальных классов

На современном этапе проектная деятельность играет большую роль в воспитании и развитии учащихся младших классов...

внеклассное мероприятие, спектакль на английском языке ‘Merry Christmas!’ («Веселого Рождества!») для учащихся начальных классов.

Рождественская история, героями которой стали персонажи различных сказок: Красная Шапочка, три поросенка, волк, гномы и, конечно, Санта Клаус. Спектакль рассчитан на детей разной языковой подготовки и...

Презентация к внеклассному мероприятию по теме "Путешествие в страну здорового образа жизни" для учащихся начальных классов

Презентация к внеклассному мероприятию по теме "Путешествие в страну здорового образа жизни" для учащихся начальных классов...

Навыки проектной деятельности у учащихся начальной школы.

В данной статье рассказывается о значении навыков пректной деятельности для успешного обучения учащихся начальной школы, даются конкретные рекомендации по выработке навыков этой деятельности....