внеклассное мероприятие по литературному чтению в рамках методической недели начальных классов
план-конспект занятия на тему

Гавриков Иван Александрович

Литературная викторина посвящённая творчеству А. С. Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературному чтению в начальной школе

  • Гавриков Иван Александрович, учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе 

Оборудование: Выставка книг А.С. Пушкина, проектор, ноутбук

Участники: ученики 1/4-х классов, в роли сказочных героев – ученики 5-го класса

  Вступительное слово учителя

  Ира– Добрый день, судари и сударыни.

вика -Нет в России человека, которому не было бы знакомо имя великого А. С. Пушкина. Несколько поколений людей, как и вы, постепенно открывали для себя его творчество, начиная со сказок и стихов, затем читая его поэмы, прозу, драматические произведения, каждый раз удивляясь глубине личности.

Ира– А если это с вами ещё не произошло, поставьте себе цель усвоить хотя бы школьную программу, и вы обязательно окажетесь в числе счастливчиков.

вика -Для каждого возраста найдётся, что почитать из его произведений, хотя он прожил так мало! А. С. Пушкину, его сказкам и стихам посвящаем эту игру, которому в прошлом году 6 июня исполнилось  215 лет со дня рождения автора.


Ира–Александр Сергеевич отдавал людям то, что когда-то ему самому подарили няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна, – мудрость, заключённую в сказочных образах. Он создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.
вика -Пушкин – это «солнце нашей поэзии», что его, «как первую любовь, России сердце не забудет».

Ира–И сегодня, в этот зимний январский  день, мы вспомним Пушкина, его произведения. вика -Наше мероприятие  мы проведем в виде игры, которую можно назвать по-разному: литературный ринг, литературная викторина, соревнование… Главное не название, главное, что мы должны увидеть, любите ли вы Пушкина, знаете ли его творчество.?

Ира Сегодня У нас соревнуются 4 команды разные по возрасту по  росту, по неземной красоте главное всех Вас  объединяет интерес к творчеству Александра Сергеевича.

При входе каждый участник получил фишку с приглашением в команду:

Вика, давай представим наши команды под ваши аплодисменты

1-я команда – Всезнайкины( участники:

2-я  Отметкины  ( участники:

3-я Зубрилкины( участники:

4-я Предметкины ( участники:

Осталось представить наше  жюри:

*классный руководитель 2 класса Елена Александровна

* классный руководитель 3 класса Татьяна Вячеславовна

* классный руководитель 4 класса Раиса Александровна

И.А.  Условия игры таковы:  Каждому из вас в составе своей команды надо показать эрудицию, знания, сообразительность и талант. Главное ребята показать качество   выполнения задания команды, совместную работу и набрать только положительные отзовы от нашего жюри

Также есть три подсказки:

- помощь зала;

-пропустить ход;

-подсказка жюри;

1-я станция – «Кроссвордная»

Оценивание. В кроссворде 6 слов. Сколько слов отгадано, столько и баллов (от 0 до 6).

1-й кроссворд.

http://festival.1september.ru/articles/527901/img1.gif

1. Где Балда и поп заключили договор?
2. От кого Гвидон спас Лебедь?
3. Кем приходилась злая царица юной царевне?
4. Какой клич издавал петушок?
5. Кем захотела быть старуха?
6. Транспортное средство для дальнего плаванья, придуманное Бабарихой, ткачихой и поварихой.

2-й кроссворд

http://festival.1september.ru/articles/527901/img2.gif

1. Что предлагала рыбка старику в обмен на свободу?
2. На чём спал Балда, работая у попа?
3. Чем вышиб дух вон у старого мудреца царь Дадон?

…Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу: тот упал ничком,
Да и дух вон…

4. Кто рассказывал о чудесах царю Салтану?
5. Кого послала царица отвести царевну-невесту в лес?
6. Какую пищу просил Балда за службу?

2-я станция – «Литературная викторина»

Эпиграф на доске: «Сказка – ложь, да в ней – намёк! Добрым молодцам урок».

Оценивание. Каждой команде по 7 вопросов. Сколько было дано правильных ответов, столько и баллов получает команда.

Вопросы к 1,3 командам:

1. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи/Да всю правду доложи…»)

2. Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане…»? («Три девицы под окном/Пряли поздно вечерком…»)

3. Какими словами она заканчивается? («Я там был; мёд, пиво пил/И усы лишь обмочил»)

4. Что пообещал царь Дадон мудрецу? (Выполнить волю мудреца по первому требованию.)

5. Почему рыбка рассердилась на старуху? (Старуха захотела стать владычицей морскою, жить в Окияне-море, чтоб служила ей рыбка золотая и была б у неё на посылках.)

6. Кого испугался герой сказки Пушкина? Из какой это сказки? Читаю:

«Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»
(Балду; «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

7. В каких сказках Пушкина нет ни царей, ни цариц, ни царевен и царевичей? («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

8. С какими словами обращается старик к Золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка…»)

9. Послушайте отрывок из сказки. О ком идёт речь? Из какой это сказки?                                  «В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

10. Какую песенку поёт белочка, грызя золотые орешки в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли, в огороде…»)

Вопросы к 2, 4 командам:

Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой/У самого синего моря…»)

Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка ложь, да в ней намёк!/Добрым молодцам урок!»)

Назовите полное название сказки о царе Салтане. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»)

Сколько лет прожил старик со своею старухой? (Тридцать лет и три года)

Какими словами заканчивается «Сказка о мёртвой царевне»? («И никто с начала мира/Не видал такого пира;/Я там был, мёд, пиво пил,/Да усы лишь обмочил»)

В «Сказке о царе Салтане…» по жестокой несправедливости царицу и её сына посадили в бочку и бросили в море. Как освободились из плена царица и её сын?

(«Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» – молвил он,
Вышиб дно и вышел вон».)

7. За какую плату согласился Балда работать у попа? (За 3 щелчка попу в лоб)

8.  К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (К солнцу, месяцу и ветру)

9. О ком написан этот отрывок? Из какой он сказки? Читаю:                                                 «Что и жизнь в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу».
(«Сказка о золотом петушке»)

10. Какие из пяти сказок Пушкина заканчиваются пиром? («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

3-я станция – «Тестовая» Во время проведения 3-й станции: гостям предлагается ответить на вопросы  презентация.                                                                                                              Командам предлагается лист бумаги с тестом и ручка. Ответ коллективно обсуждается, и на бумаге дети отмечают букву-ответ. Оценивание. По окончании работы лист забрать, просмотреть ответы, выяснить, сколько из них правильных.

Тест 1. «Семь богатырей»

1. Семь богатырей поднесли царевне:

а) конфеты;
*б) пирожок;
в) пряники.

2. На подносе богатыри поднесли царевне:

*а) вино;
б) джин;
в) квас.

3. Место где мёртвым сном спала царевна:

*а) гора;
б) поле;
в) утёс.

4. Красоте царевны завидовала:

*а) мачеха;
б) нянька;
в) сестра.

5. Место, где находилась царевна, подсказал королевичу Елисею:

а) туман;
*б) ветер;
в) месяц.

6. Дичь, на которую охотились богатыри:

а) орлы;
б) сычи;
*в) утки.

7. Место, где стоял терем богатырей:

*а) дубрава;
б) равнина;
в) усадьба

8. Вещь, которой злая царица грозила Чернавке:

а) тюрьма;
*б) рогатка;
в) штраф.

Тест 2. «Тридцать три богатыря»

1. У Царевны Лебеди под косой блестел:

а) яхонт;
*б) месяц;
в) рубин.

2. Дом 33-х богатырей:

*а) море;
б) пруд;
в) река.

3. Враг Царевны Лебеди:

а) гадюка;
*б) коршун;
в) ястреб.

4. У Царевны во лбу:

а) жемчуг;
б) сапфир;
*в) звезда.

5. Название острова, на котором Гвидон стал князем:

а) Баян;
б) Баюн;
*в) Буян.

6. Вещь, которую царь Салтан держал в руках на палубе:

*а) труба;
б) трость;
в) топор.

7. На весёлом пире гости пили:

а) морс;
*б) пиво;
в) квас.

8. Гвидон превращался:

а) в шершня;
б) в осу;
*в) в шмеля.

4-я станция – «Художественная»

Эпиграф на доске: «Что за прелесть эти сказки!..»

Предлагаются отрывки из мультфильмов нужно отгадать.

5-я станция – «Станция литературных сыщиков»

Зрители задают подготовленные вопросы команды по очереди отвечают.

6-я станция – «Любимые стихотворения»   

Эпиграф на доске: «…Его стихов пленительная слабость…»

1 представитель от каждой команды заранее готовит  выразительное исполнение стихов А.С.Пушкина. Приветствуется использование музыки, особых элементов одежды, каких-то подходящих предметов… Лучшие чтецы отмечаются индивидуально.

7* мозайка

Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;

Сказка о золотом петушке

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь, -
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь, - лихие гости
Идут от моря... Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу.
Шлёт за ним гонца с поклоном.

Сказка о царе Салтане.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".  - "Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
- "Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
"Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха".
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха -
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи.

Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”

Подведение итогов. Награждение

- Итак, наша игра окончена. Сегодня мы еще раз вспомнили о жизни великого поэта, еще раз услышали отрывки из его бессмертных произведений. Отрадно отметить, что вы знаете жизнь и творчество А. С. Пушкина. А для тех, кто с этим плохо знаком, одно пожелание: читайте Пушкина, читайте классическую литературу!

– Ребята позвольте завершить нашу встречу стихотворением, которое мне очень нравится:

ВикаК нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.

1 класс : 1.. Где жили старик со старухой?- У моря.

2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.

3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? – Зайчишку.

4.  Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? – Белочка.

2 класс

1. С кем гуляла в лесу бурая медведиха? – С медвежатами.

2. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.

3. Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? – Звездочёт.

4. С кем Балда соревновался на море? – С чертёнком.

3 класс

1. Какой предмет на лице карла Черномора является самым дорогим и ценным? – Борода.

2. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? – Коршуна.

3. Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? – Три щелчка по лбу.

4. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.

4 класс

1. Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? – Из моря-океана.

2. Что сделал мужик с убитой медведихой? – Из шкуры шубу старухе.

3. Что умело делать волшебное зеркальце? – Говорить.

4. В каких насекомых превращался князь Гвидон? – В комара, шмеля, муху.

Подведение итогов: награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ мероприятий проводимых в рамках предметной недели начальных классов

Анализ внеурочных занятий по математике и литературному чтению....

Внеклассное мероприятие по английскому языку в рамках предметной недели "КВН"

Мероприятие проводится в рамках недели иностранного языка для учащихся 3-4 классов с целью повышения мотивации учения и обобщения и активизации изученного...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 4 классов в рамках предметной недели "В стране Литературии"

Урок -викторина разработан для учащихся параллели 4 классов в рамках предметной недели по литературному стению...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 4 классов в рамках предметной недели "В стране Литературии"

Урок-викторина по литературному чтению для параллели 4 классов в рамках предметной недели...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ, ПРОВЕДЁННЫЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «В гостях у русской народной сказки»

За основу сценария мероприятия, был взят план-конспект урока чтения в первом классе, разработанный Ауловой Светланой Ивановной, учителем начальных классов МОУ – гимназии № 12, г. ...

"Мы с тобою целый мир на бумаге сотворим" (внеклассное мероприятие по учебным предметам, в рамках предметной недели учителей начальных классов)

Обобщение и систематизация знаний и представлений о смешивании красок.Знакомство с нетрадиционными видами красок....