Программа развития коллектива класса
материал (4 класс) на тему

Никандрова Татьяна Владиславовна

Программа создана для решения проблемы во возникших взаимоотношениях между мальчиками и девочками в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_kollektiva_klassa.doc967 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс  для учителей «Я – классный руководитель!»

Программа развития коллектива класса

«Я, ты, он, она –

вместе дружная семья»

Автор программы: учитель

начальных классов высшей категории

МОУ «Аликовская СОШ им.И.Я. Яковлева»

Аликовского района Чувашской Республики

Никандрова Татьяна Владиславовна

Введение

Я являюсь классным руководителем 4 Б класса МОУ «Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева». В классе 16 учеников, 7 мальчиков и 9 девочек. Взаимоотношения между мальчиками и девочками в коллективе были дружелюбные и уважительные. Но дети повзрослели,  и в сентябре 2010 года я стала наблюдать, что часто мальчики и девочки дерутся и ругаются между собой,  не хотят сидеть вместе за одной партой.

Причина таких взаимоотношений кроется в возрастных особенностях детей 9-10 лет. По мнению психологов возраст 9—10 лет—это период половой гомогенизации: подражания и привязанности мальчиков к отцу. а девочек к матери. Иногда переход к этому этапу происходит быстро, и изменение привязанностей ребенка особенно разительно. Класс разбивается на два лагеря—мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры, зачитываются «героической» литературой и подражают героям, рыцарям. Они больше тянутся к отцу, а при отсутствии его—к мужчинам вообще (преподавателям, руководителям «мужских» кружков и секций), проявляют настойчивый интерес к «мужской» работе. Девочки в своем кругу обсуждают первых романтических героев, моды, ведение хозяйства, отдают предпочтение лирической литературе, особо сближаются с матерью и при благоприятных с ней отношениях поверяют ей свои тайны, больше тянутся к учительницам, могут коллективно влюбиться в учителя-мужчину. И для мальчиков, и для девочек это период формирования оценки себя как представителя определенного пола. Поляризация полов — естественная закономерность развития, внешне проявляющаяся нередко действиями агрессивного или оборонительного порядка.

Вот и наш класс разбился на две группы: группа мальчиков и группа девочек. Между собой они общались, проявляя агрессивность. Поэтому в четвертом классе передо мной встала проблема – как наладить доброжелательные отношения между мальчиками и девочками в классе.

Цель  программы: сформировать доброжелательные и уважительные отношения между мальчиками и девочками в классе.

Задачи: 

1. Научить детей понимать свое эмоциональное состояние,  другого человека: одноклассника, родителя, учителя.

2. Научить детей строить бесконфликтные отношения друг с другом;

3. Научить детей ценить индивидуальность каждого из одноклассников, видеть достоинства каждого из одноклассников;

4. Научить детей  сопереживать ближнему.

Учебно-воспитательные технологии

       В своей учебно-воспитательной работе для достижения поставленной цели использовала следующие учебно-воспитательные технологии:

  1. игровая технология (игра «Дарим подарки», «Мостик дружбы», «Умеем доброжелательно улыбаться», «Разговор о человеке» и др.);
  2. технология развивающего обучения (коллективный проект «Мы – одна семья»);
  3. исследовательско - проектный метод («Дневник Дружбы», «Кто ты, мой одноклассник?»);
  4. интерактивная технология ( интерактивные игры    «Мозговой штурм», «Карусель», «Два, четыре –вместе», «Мозаика»,«Междусобойчик», «Совместный проект», «Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и многие другие);.
  5. здоровьесберегающая технология( игры, уроки здоровья, спартакиады, физкультминутки);
  6. технология развития критического мышления (урок основ светской этики «Дружба», комбинированный урок литературного чтения и русского языка по произведению Г.Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

[Технология критического мышления (ТРКМ) - представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем - предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Поставленные задачи реализуются в контексте трехфазового построения урока: стадия вызова - стадия осмысления - стадия рефлексии].

Принципы, которыми я руководствовалась в своей работе:

  1. принятие ребенка, положительное отношение к его индивидуальности;
  1. проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
  2. осознание и признание права личности на собственное мнение;
  3. оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
  4. владение способностью "чувствовать" (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
  5. учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка.

Формы работы:

        деловые игры;

        классные часы;

        исследовательская деятельность;

        проектная деятельность;

        соревнования;

        экскурсии, поездки, походы;

        тренинги;

  1. акции.

                        Этапы работы над программой

Диагностика

Разработка программы

          Реализация программы

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Учебная деятельность

  1. урок
  2. проект
  3. исследовательская работы

Работа с родителями, социумом

  1. родительское собрание
  2. проект
  3. акция

                         

Образовательно-воспитательная деятельность

Внеклассная

работа

  1. тренинг
  2. классный час
  3. социальный проект
  4. акция
  5. праздник
  6. экскурсия

Экспертная оценка

Оценка результативности работы

1. Диагностика  характера взаимоотношений между членами коллектива класса

           Для выявления характера взаимоотношений между членами коллектива  класса я выбрала следующие методики педагогической диагностики:

- обычное наблюдение в условиях организации отдельных дел;

- выявление эмоционального отношения непосредственно в поступках, поведении детей,

- опрос учащихся;

- анкетирование;

- беседы,

- социометрия.

   Мои наблюдения и беседы за взаимоотношениями  в коллективе в сентябре 2011 года показали, что характер отношений между членами коллектива изменился: из 6 мальчиков 5 не хотят сидеть за одной партой с девочками, на переменах часто возникает ссоры между детьми, мальчики и девочки не хотят выполнять данное поручение совместно.

        Так, однажды, Никитина Екатерина забыла принести ручку на урок, но из мальчиков в классе ни один не предложил ей помочь, хотя имел такую возможность.

        При подготовке к празднику Осени одноклассники должны были выпустить стенгазету. Но самостоятельно и дружно эту работу выполнить ученики не смогли.

        Ученикам в сентябре 2010 года я предложила ответить на вопросы анкеты «Общение с одноклассниками». Анкетные данные показали, что в классе из 16 учеников только 8 имеют доброжелательные отношения со своими одноклассниками.

           Для диагностики межличностных отношений в коллективе        использовала      метод «Социометрия» (по методике Я.Морено). С помощью этого метода выявила лидеров и изолированных детей и взаимные симпатии и сплоченность коллектива.

         Совместно с психологом школы Григорьевой И.Н. 16 одноклассникам было предложено ответить на вопрос: «С кем бы из одноклассников ты бы хотел сидеть за одной партой?». Необходимо было написать три фамилии, причем учитывая последовательность предпочтений: в первую, во вторую, в третью очередь. По результатам была составлена социограмма. Она состоит из четырех  кругов:

 внутренний - «социометрические звезды» (число выборов выше среднего) - одна девочка и два мальчика;

второй - «предпочитаемые» (среднее число выборов) - четыре девочки и два мальчика;

третий - «пренебрегаемые» (число выборов за них ниже среднего) - два мальчика и три девочки;

четвертый – «изолированные» (не получили ни одного выбора) – один мальчик и две девочки.

         Диагностика, проведенная с учениками 4 Б класса, показала, что в классе сложилась недоброжелательная ситуация между одноклассниками и передо мной как перед классным руководителем назрела цель - сформировать доброжелательные и уважительные отношения между мальчиками и девочками в классе.

2. Разработка программы развития коллектива  «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Программа разрабатывалась совместно с родителями, коллективом класса, социального педагога, школьного психолога, педагогов школы, руководителями кружков и секций. Основываясь на результатах наблюдений за ухудшимся  взаимоотношениями между одноклассниками, была разработана программа развития коллектива класса на 2010 -2011г. Так как основной проблемой  в классе  было отсутствие доброжелательных и уважительных отношений,  разработан план работы для сплочения одноклассников.

Работу  мы  спланировали по трем направлениям:

  1. учебная деятельность;
  2. внеурочная работа;
  3. работа с родителями и социумом.

              Работа по направлениям проводилась параллельно в течение  2010-2011 учебного года.

 Учебная деятельность: в этот блок включены такие формы деятельности как урок, проектная  и исследовательская работа.

Внеклассная деятельность включает в себя такие формы работы, как: экскурсии, проекты, акции, классные часы, общешкольные мероприятия, праздники, тренинги.

             Важное место в развитии коллектива класса занимает родительский коллектив, связь с различными общественными организациями. Поэтому этому блоку я уделила важное место. Он включает в себя такие формы работы, как: проектная деятельность, акция, родительские собрания.

3. Реализация программы

 Образовательно-воспитательная деятельность

3.1. Учебная деятельность

№/№

Форма

Тема

Цель

Социальный

опыт

1.

Урок

Литературное

чтение

«И. Измайлов «Монолог о дружбе»

Технология

Изготовление

Праздничных открыток на День Матери

Интегрированный

урок литературного чтения и технологии

«Кот в сапогах»

Основы светской этики

«Дружба»

Урок литературного чтения

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

(отрывки)

Комбинированный урок литературного чтения и русского языка

по произведению Г.Волкова

«Волшебник Изумрудного города»

Обсудить, кто такой друг, что такое дружба, умеют ли дети дружить; Расширять и углублять представление детей о доброжелательном отношении к окружающим их людям.

Раскрыть значимость моральной поддержки товарищами, которая может быть выражена в сочувствии, помощи.

Обсудить с учащимися поступки героев и отношение к ним детей; учиться дружно в группах при изготовлении новогодних игрушек.

Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Воспитывать культуру взаимоотношений между взрослыми и детьми, прививать любви к чтению, воспитывать чувство дружбы.

Научить детей  анализировать свои поступки через отношения к поступкам героев сказки.

   Эмоционально-чувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности.

Опыт общения и ролевого взаимодействия.

Эмоционально-чувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности.

Опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора.

Опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки, сверяемой с оценками взрослых и сверстников.  

Опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки, сверяемой с оценками взрослых и сверстников.

                                   

2

Проектная

работа

«Дневник Дружбы»

«Помоги ветерану»

«Напиши мне письмо»

Научить доброжелательному общению, умению просить извинения и принятию объективной критики.

Через совместную работу научить детей общению  и умению видеть в каждом индивидуальность.

Научить детей доброжелательному общению через виртуальное пространство в сети

Net-школа.

 

Опыт самоорганизации проектирования собственной деятель ности, прогнозирования и последующего анализа  ее результатов.

Опыт самоорганизации, проектирования собственной деятель ности, прогнозирования и последующего анализа  ее результатов.

Опыт самоорганизации, проектирования собственной деятель ности, прогнозирования и последующего анализа  ее результатов.

3.

Исслед-овательская работа

«Какой ты, мой одноклассник?»

Научить детей

доброжелательному общению, пониманию индивидуальности каждого.

Эоционально-чувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности.

3.2.  Внеклассная работа

№/№

Форма

Тема

Цель

Социальный  опыт

1.

Классные часы

«Что такое настоящая дружба?»

(форма деловая игра)

«Возможна ли дружба между мальчиками и девочками?»

(форма деловая игра)

Формирование навыков взаимопомощи и доброжелательного общения, умение выходить из конфликтных ситуаций; приобретение навыка сотрудничества.

Воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки, сверяемой с оценками взрослых и сверстников.

Эмоционально-чувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности.

2.

Социальный

проект

Акция

«Мы понимаем

друг друга»

«Возьмемся за руки, друзья!»

Помочь детям

Видеть и уважать индивидуальность в своем однокласснике.

Научить детей  дружно  выполнять одно дело, бесконфликтно решать социальные проблемы.

Опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой).

Опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

эмоционально-чувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности.

3.

Праздник

«Фейерверк идей»

(итоговый праздник окончания начальной школы)

Сплочение коллектива в работе над историей жизни класса.

Опыт самоорганизации, проектирования собственной деятель ности, прогнозирования и последующего анализа  ее результатов и ряд других, более частных видов личного опыта.

4.

Экскурсия

Совместная экскурсия родителей и детей в Шоршелы

Сплочение коллектива класса.

Опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

5.

Посещение секций, кружков по интересам

Кружок

«Юные художники», секция бокса и фитнеса в ФСК

Научить детей ценить индивидуальность каждого, сопереживать своему товарищу.

Опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

эмоционально-чувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности;

опыт общения.

6.

Участие в общешкольных мероприятиях

Праздник Осени,

День Матери, Новы год

Научить детей бесконфликтно работать одной командой, учитывать индивидуальность каждого участника команды.

Опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

эмоционально-чувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности.

7.

Спортивные мероприятия

Школьные соревнования,

Веселые старты,

эстафеты,

спартакиады

Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.

Опыт общения и ролевого взаимодействия;

эмоционально-чувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности.

8.

Тренинги

(Приложение 1)

«Развитие сплоченности детского коллектива»

(блок из 5 занятий)

«Самоуважение»

(1 занятие)

«Прекрасный сад»

(2 занятие)

«Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение»

(3 занятие)

«Командообразование»

(4 занятие)

«Коллаж на тему  «Дружба»

(5 занятие)

Сплочение группы; развитие умения понимать другого, творческого воображения и мышления.

Формирование навыков коммуникации и умения действовать сообща (согласованность в действиях); создание доброжелательной атмосферы.

Повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки, сверяемой с оценками взрослых и сверстников.

Эмоционально-чувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности.

Опыт реализации различных уровней социально-нрав ствен ной позиции в коллективной деятельности (позиций активного участника, организатора, консультанта и др.).

Опыт реализации различных уровней социально-нрав ствен ной позиции в коллективной деятельности (позиций активного участника, организатора, консультанта и др.)..

Опыт реализации различных уровней социально-нрав ствен ной позиции в коллективной деятельности (позиций активного участника, организатора, консультанта и др.).

3.3. Работа с родителями, социумом

№/№

Форма

Тема

Цель

Социальный опыт

1.

Родительское

собрание

«Мальчики и девочки-

они такие разные»

  1. Акцентировать внимание родителей на важности гендерных подходов в воспитании детей.

Опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности.

2.

Проект

«Мы – одна семья»

«Чувашский

костюм»

(Приложение 2)

Знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел.

Коллективу класса совместно с родителями и учителем технологии Анлреевой Н.В. изучить и создать коллекцию авторских чувашских костюмов.

Опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой).

Опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой).

3.

Акция

«Аллея нашего класса»

Акция проходила в рамках реализации Указа президента ЧР  о

проведении Дня дерева и в целях нравственного и экологического воспитания населения, благоустройства и озеленения территории Чувашской Республики. В рамках этой акции учащиеся школы посадили саженцы молодых деревьев около новой церкви.

Опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

4.

Проект

«Игрушка»

Научить детей бесконфликтному общению, работать сообща.

Опыт применения полученных в ходе учебного процесса знаний, умений и навыков в социально значимой деятельности.

4. Экспертная оценка

         Проведя мониторинг результатов, я пришла к выводу, что в классном коллективе произошли  изменения в отношениях между мальчиками и девочками, а также в отношения между всеми членами классного коллектива. 

1.Методом наблюдений, проведенных в апреле месяце, выявлены следующие результаты:  

- дети стали внимательнее и терпимее друг к другу;

- мальчики с девочками сидят за одними парами (из семи мальчиков каждый сидит с девочкой за одной  по собственной инициативе);

- в классе прекратилась тенденция деления на группы;

- драки и ссоры в классе случаются очень редко по сравнению с тем, что они случались в начале года почти каждую неделю;

- без подсказки учителей в этом учебном году ученики 4 Б класса организовали дежурство в здании начальных классов;

- подготовили открытки ветеранам ко Дню Победы, организовали и поставили спектакль для детей детского сада в селе Аликово;

- самостоятельно всем классом сходили в детское отделение Аликовской районной больницы с визитом к своему однокласснику, который находился на лечении;

- на общешкольных субботниках мальчики выполняют сложную работу, предлагая девочкам выполнять задания полегче.

 2.Диагностика психологической атмосферы в классном коллективе проводилась с использованием шкалы (по В.Г. Максимову). Детям было предложено поставить крестики на шкале. Критерии оценки: дружелюбие – враждебность, согласие – несогласие, теплота – холодность, сотрудничество – отсутствие сотрудничества, взаимная поддержка – отсутствие взаимной поддержки.  Чем левее ставится крестики, тем лучше уровень психологическая атмосфера в классе. В диагностике приняли участие 16 человек, все члены коллектива. Синим цветом отмечен график, полученный из результатов диагностики, проведенной в сентябре, красным цветом показан график, полученный по результатам апреля.

Шкала оценки  психологической атмосферы в классном коллективе

               1      2       3       4      5      6       7       8

дружелюбие                                                                                             враждебность    

согласие                                                                                                       несогласие

теплота                                                                                                        холодность  

сотрдничество                                                                                    отсуствие    сорудничества

взаимная поддержка                                                                      отсутствие взаимной              

                                                                     поддержки

         Из графика на шкале  видна положительная динамика психологической атмосферы в классе.

          Средние результаты по классу показали, что психологическая атмосфера в классном коллективе улучшилась.  Можно сделать вывод, что психологическая атмосфера в классном коллективе доброжелательная и уважительная.

3. Мониторинг количественных изменений во взаимоотношениях между одноклассниками имеет тенденцию роста. Уровень взаимоотношений рассматривался по таким качествам как дружелюбие, сопереживание, уважение, сотрудничество, взаимовыручка, толерантность, желание прийти на помощь. В мониторинге участвовали все члены коллектива класса, т.е. 16 человек.

Из диаграммы следует, что средние показатели   имеют положительную динамику: по сравнению с сентябрем месяцем виден высокий количественный рост в уровне роста основных  положительных качеств во взаимоотношениях  между одноклассниками.

Данные мониторинга показывают, что во взаимоотношениях между одноклассниками сложились добрые и уважительные отношения. Дети активно взаимодействуют между собой, помня об индивидуальности каждого.

4. Социометрия, проведенная повторно в апреле месяце, показала динамику взаимоотношений между одноклассниками. В социометрии участвовало 16 человек. Им необходимо было в последовательности своих предпочтений ответить на вопрос: «С кем за одной партой ты бы хотел сидеть».  С помощью этой методики на данном этапе я решила следующие задачи:

1)     выявила лидеров и изолированных детей;

2) выявила взаимоотношения между мальчиками и девочками;

2)     выявила взаимные симпатии и сплоченность коллектива.

          Сравнив социометрические данные сентября и апреля месяца, можно сделать вывод, что во взаимоотношениях между одноклассниками произошли положительные изменения:

- если в сентябре «социометрическими звездами» было три ученика, то в апреле  уже четыре;

- «предпочитаемых» в сентябре было 6 учеников, то в апреле – 10;

- «пренебрегаемых» в сентябре 4 ребенка, в апреле – 2;

- «отверженных» в начале учебного года было трое, в апреле – 0.

5. Из беседы с родителями на родительском собрании, прошедшем в начале апреля месяца, я выяснила, что и во взаимоотношениях детей с близкими людьми  произошли изменения:

  1. Вот что рассказала мать Ильина Кирилла: «Мой сын в последнее время стал чутким и внимательным. Особенно это проявляется во взаимоотношениях с бабушкой. Приходя после школы, он помогает ей по хозяйству. Но совсем недавно, придя после уроков, он отправлялся быстрее на улицу к друзьям».
  2. Из рассказа матери Никитиной Екатерины: «Свою дочь я в последнее время не узнаю. Она стала совсем другой. Меня очень радует, что она видит, когда я устаю, старается помочь, без моего напоминания выполняет поручения по дому. А самое главное она перестала грубить и пререкаться со мной. Хотя совсем недавно была грубой и непослушной».

Я сделала вывод, что не только в коллективе класса произошли изменения в лучшую сторону, но и во взаимоотношениях с  близкими. Дети научились  понимать эмоциональное состояние  близких, учатся сопереживанию и чутко относиться друг с другом.

5.Оценка результативности работы

По результатам работы по программе «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»  я , как классный руководитель 4 Б , совместно с коллективом, родителями, психологом, социальным педагогом, учителями, преподавателями кружков и секций, могу сделать следующие выводы:

  1. отношения между детьми и общий психологический климат в классе изменился в лучшую сторону;
  2.  дети стали больше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками, чего в начале учебного года не отмечалось;
  3. научились  понимать свое эмоциональное состояние,  другого человека: одноклассника, родителя, учителя.
  4. стали лучше осознавать и выражать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов;
  5. научились строить бесконфликтные отношения друг с другом;
  6. научились ценить индивидуальность каждого из одноклассников, видеть достоинства каждого из одноклассников;
  7. научились  сопереживать ближнему.

Но нельзя сказать, что проблем в классном коллективе не осталось. По социометрическим данным, проведенным в апреле месяце, выявлено два ученика, которые оказались в круге «пренебрегаемых» - это Филиппова Татьяна и Андреев Николай. Совместно с классным руководителем уже пятого класса выясняем причину и строим план мероприятий для решения проблем с детьми, у которых во взаимоотношениях с одноклассниками не сложились благоприятные отношения.

Список использованной литературы

1. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/Под ред. Е. Н. Степанова. -  М.,ТЦ Сфера, 2005.

3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И. С. Артюховой. – М., ВАКО, 2005.

4. Рожков М. И. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.:ГИЦ Владос, 2001.

6. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №5,2008.

7. Научно-методический журнал «Классный руководитель»,№3,2003.

8. Бодалёв А.А. Личность и общение. М.,1983.

9.Возрастные особенности психического развития детей (под ред. Дубровиной, М.И. Липсиной) М.,1982

10.Психология детства (практикум под ред. А.А. Реана) М.,2003

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития 1 класса на 2011 - 2012 уч. год.

Программа воспитательной работы  рассчитана на четыре учебных года. Это позволяет в комплексе осуществить и реализовать цели и воспитательные задачи работы с младшими школьниками. Вре...

Диагностика сформированности и развития коллектива класса

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов ...

Программа развития коллектива класса

  «Школа – это мир творчества, проявления и  раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я»»....

Специальная индивидуальная программа развития 3 класс

Данная программа развития разработана для учащегося с РАС по II варианту обучения....

Специальная индивидуальная программа развития 2 класс

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена дляпроведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степеньюинтеллектуальной недостаточности и составлен...

Специальная Индивидуальная Программа Развития 2 класс

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯПРОГРАММА РАЗВИТИЯобучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития второго класса на дому...

Концепция воспитания «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса»,

Материал- из опыты пработы. Это моя  программа воспитательной работы - (концепция воспитания)  «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса», по...