Конспект урока 1 сентября в начальной школе.Тема урока: «От пера до компьютера».
план-конспект урока на тему

Хромова Лариса Васильевна

Урок проведён 1 сентября 2011 года для учащихся начальной школы - интерната №31 города Москвы.  материал урока позволяет детям проследить развитие образования в России с древних времён до наших дней, узнать об образовательных реформах эпохи Петра I. Использование компьютерной презентации, выполненной учителем вместе с учащимися 4 класса, создаёт у детей зрительные образы. способствующие лучшему усвоению программного материала. Игровые моменты делают учащихся актактивными участниками учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Конспект урока 1 сентября в начальной школе.

           Проводит учитель начальной школы Хромова Л. В.

   Тема урока: «От пера до компьютера».

Цели урока: а) Обучающие:

-расширять знания обучающихся о развитии образования в России;

-познакомить детей с образовательными реформами эпохи Петра 1;

-пополнить знания обучающихся о великих русских учёных: И.П.Кулибине, М.В.Ломоносове;

-закрепить понятия «учебные вещи, «игрушки».

Б) Коррекционные:

-расширять  словарный запас обучающихся;

-коррекция внимания, памяти, логического мышления детей.

В) Воспитательные:

-воспитывать интерес к учёбе, стремления к познанию нового,

-воспитывать навыки поведения в школе,

-воспитывать чувство патриотизма, нравственности, любви к своей школе. К своей Родине.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютерная презентация,

ранец Незнайки с игрушками и школьно-письменными принадлежностями, гусиные перья, чернила,

 магнитофон с аудиокассетами песен о школе.

Ход урока.

Орг. момент.

Введение в тему урока.

Ребята! Сегодня 1 сентября – день знаний! Как вы думаете, почему его так назвали?

Правильно! 1 сентября начинается учебный год. Девчонки и мальчишки вновь садятся за парты, чтобы получать новые знания. И это – ваше право, ребята!

Вот у меня в руках небольшая книжечка. Это - Конституция России, то есть – основной закон страны. И в этом законе прописано, что каждый человек имеет право на образование!

Сегодня, ребята, вы вернулись в  школу после каникул!  Пришли к нам учиться и новые ученики. Это ребята «0», «1-А»  и «1-Б» классов. Давайте их поприветствуем аплодисментами! Желаем вам, малыши, интересной учёбы, чтобы вы нашли верных друзей, чтобы полюбили школу так же, как любим её мы!

А сейчас мы все вместе дружно поздороваемся со школой! Внимание на экран.

«Здравствуй, школа!»

Знакомство с темой урока.

Тема нашего урока «От пера – до компьютера!»

Мы поговорим с вами о том, как дети учились раньше и как учатся сейчас!

Школа прошлого и школа настоящего.

Ребята, как вы думаете, всегда ли дети ходили в школу?

Нет! В старину школ не существовало. А как же учились дети? Многие вообще не учились, были безграмотными. А  в богатых семьях детей учили гувернантки. Вот посмотрите на картинку:

Гувернантка ведёт урок со своим учеником прямо  у него  дома.

Так учиться, конечно, можно, но  это не очень интересно, ведь рядом нет твоих  товарищей, с кем можно работать сообща.

А вот сейчас все дети учатся … где? Правильно – в школе.

Вот она какая – наша школа! Не забыли номер нашей школы?

Мы учимся в школе-интернате №31 города Москвы!

Сейчас мы с вами, ребята, совершим виртуальную экскурсию по нашей школе!

Смотрим на экран:

светлые, удобные для занятий классы, где у каждого ученика есть своя парта,

уютные спальни, кабинеты для занятий лечебной физкультурой,

большой спортивный зал, светлая столовая, во дворе школы есть детская площадка.

Здорово! Правда?

Реформы образования эпохи Петра 1.

- А знаете ли вы, ребята, кто впервые предложил создать школы? Это был первый Российский император - Пётр 1. Вот его портрет. Пётр 1 правил в России в 18 веке и очень много сделал для развития в России образования.

- Он создал в нашей стране три типа школ: епархиальные, цифирные, солдатские школы. Появились медицинские, ремесленные школы.

- В Москве открылась первая гимназия, где изучались иностранные языки.

- Пётр 1 отменил в России церковную азбуку и ввёл гражданскую азбуку – ту, которой мы пользуемся и сейчас!

- Была создана московская типография. Стала выходить первая газета. Прочитайте, как она называлась? Ведомости.

- Появилось много книг. При Петре 1 в Петербурге была построена первая библиотека.

- Развивалась наука. Была создана Академия наук, где учили разным наукам.

- В России было сделано много научных открытий, изобретений.

Вот учёный-изобретатель Иван Петрович Кулибин. Он своими руками смастерил часы в виде яйца, сконструировал вот такую лёгкую повозку, создал проект первого моста через реку Неву. Иван Петрович Кулибин имеет 60 изобретений.

А это великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Это учёный - физик, химик, астроном, географ, историк. Он так же был литературоведом. Прекрасно сочинял стихи. Вот какой знаменитый человек. Сейчас в Москве самый главный университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

Вот видите, ребята, как важно учиться! Кто старается, трудится, (а учёба – это ваш труд), тот много знает!  И, может быть, кто-то из вас, ребята, тоже станет в будущем учёным. Только нужно не лениться, а трудиться,  на уроках не зевать, а внимательно слушать и всё запоминать!

Дифференциация понятий «учебные вещи» - «игрушки».

(Выход Незнайки) – Ой –ой – ой! Опоздал! Скорее в школу!

                                      Здравствуйте! Здравствуйте!

- Ребята, кто это к нам пришёл?    Здравствуй, Незнайка? Ты пришёл учиться?

- Да! Не хочу быть незнайкой! Вот постараюсь, поучусь, и стану знайкой!

- Молодец! А это что у тебя за сумка?

-А!!! это – мои вещи для школы! Сейчас покажу! (высыпает на пол).

-Ребята, правильно Незнайка собрался в школу?

Незнайка, в школу приносят только учебные вещи. То есть те, что нужны для учёбы. И складывают их в ранец или в портфель! Понял?

-Понять – понял, но в первый раз, пожалуй, я сам-то не смогу собрать ранец!

-Ничего! Ребята – первоклассники тебе помогут!

Игра «Собери ранец!» (дети сортируют предметы по понятиям «учебные вещи и игрушки).

-Спасибо, ребята!

Правила посадки и правила поведения в школе.

-Ну а теперь, Незнайка, садись вот сюда – за парту, и мы продолжим урок!

(Незнайка садится за парту неправильно)

-Незнайка! Так ученики не сидят! Ну-ка, выпрями спинку и сядь ровно! Посмотри на ребят! Ребята, покажите Незнайке как нужно правильно сидеть! А как мы складываем руки? Вот так (показывают)

(Незнайка исправляется)

-Молодец! Сейчас я научу тебя правилам поведения в школе. А вы, ребята, мне помогайте!

Парта – это не кровать.

И на ней нельзя лежать!

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно!

На уроках будь старательным,

Будь спокойным и внимательным!

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая!

Отвечай всё чётко, внятно,

Чтобы всем было понятно!

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать!

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать!

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты звонок!

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда готовым!

 Чтоб не встревожились врачи,

На переменах не кричи!

-Ой-ой-ой!!! Как я всё это запомню?!

-Ах! Незнайка, озорник! Ведь теперь ты – ученик!»

Твой послушный подчинённый – карандашик очинённый,

Букварь, пенал, тетрадки-

Держи их все в порядке! Они – твоё хозяйство,

Владей им без зазнайства!

-Ну, хорошо, постараюсь!

История школьных вещей.

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки о школьных вещах.

-А можно я буду отгадывать?

-Пожалуйста! Ты отгадывай, а вы, ребята, проверяйте Незнайкины ответы! Если он даст правильный ответ, хлопайте в ладоши! Ну – ка попробуем похлопать! А если Незнайка, ошибётся, ответит неверно, то топайте ножками! Ну-ка, как мы потопаем?

Все приготовились?

Загадки: тетрадь, ручка, книга – учебник.

 

Одновременно после отгадывания каждой загадки дети сравнивают школьные вещи – тетради, ручки и гусиные перья, учебники: какими они были в старину и, какие – сейчас.

Видео альбом «Как нам живётся в нашей школе!»

- Можно я скажу! (поднимает руку)

-Да! Слушаю тебя, Незнайка!

-Я хочу сказать: «Ребята, спасибо вам за помощь, какие вы дружные!»

-Конечно? Мы дружные, помогаем друг другу во всём, ведь наша школа не простая.

Мы живем в школе всю неделю – с понедельника по пятницу!

- Вот здорово!

-Да, в школе мы не только учимся, но и отдыхаем, проводим интересные утренники, конкурсы!

-Как интересно! Вот бы мне хоть глазком посмотреть!

-А мы сейчас пролистаем наш видео альбом, вспомним, какие мероприятия проходили у нас в прошлом году, и ты всё увидишь!

-Давайте! Я весь во внимании!

Показ слайдов. Дети вместе с учителем комментируют каждый слайд.

- Мне понравилось в школе! Буду учиться на одни пятёрки!

-Это очень хорошо, что ты так решил!

-Ребята, а вы будете стараться?

- Мы – учителя желаем вам, ребята, в учёбе активности, настойчивости, усидчивости, взаимопомощи – тогда вы достигните отличных успехов!

В добрый путь!

Песня «Учат в школе!».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: «От пера до компьютера»

Слайд 3

В старину школ не существовало. В богатых семьях детей учили гувернантки.

Слайд 4

Наша школа Школа-интернат № 31 города Москвы

Слайд 5

Реформы образования Петра первого Создано три типа школ : 1. Е пархиальные школы готовили священнослужителей. 2. Цифирные школы для обучения чиновников. 3. Гарнизонные школы для обучения солдатских детей. В Москве создана первая «гимназия », в которой обучали главным образом иностранным языкам .

Слайд 6

В 1707 году была открыты м едицинская школа, кораблестроительные , штурманские , инженерные, горные и ремесленные школы. · Изменилось содержание образования : на первом месте – не церковные , а светские науки

Слайд 7

Петр 1 ввёл в России гражданскую азбуку, которой мы пользуемся и сейчас . Были переведены на русский язык западноевропейские учебники, по естественным, математическим и техническим предметам. В ХУ111 веке при Петре 1 Печатный двор получил название «Московская типография».

Слайд 8

В 1714 году в Санкт Петербурге по указу Петра 1 основана первая библиотека Издается первая печатная газета «Ведомости »

Слайд 9

В 1725 году создана Академия наук

Слайд 10

Иван Петрович Кулибин. Его изобретения: часы в виде яйца, п одъёмное и спусковое кресло – прототип лифта, первый мост, самоходное водное судно, оптические семафоры, первый телескоп и многое другое. Всего 60 изобретений.

Слайд 11

Ломоносов Михаил Васильевич [8(19).11.1711 — 4(15).4.1765], первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.

Слайд 12

Т етрадь

Слайд 13

Ручки и карандаши

Слайд 14

Старинные книги и учебники

Слайд 15

Современные учебники

Слайд 16

Как мы учимся в нашей школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».

 План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...

Урок русского языка во 2 классе (УМК «Перспективная начальная школа»). Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Тема урока: Как делаются  слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.Цель: создание условий для формирования умений  составлять и записывать слова  с соединит...

Контрольная работа. Тема: «Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальной школы». Тема урока по русскому языку 2 класс. «Корень слова, образование однокоренных слов».

Тема урока по русскому языку  «Корень слова, образование однокоренных слов».Класс: 2Цель:-совершенствовать умения находить корень слова в однокоренных словах.Задачи: -учить находить корень в слов...

Конспект внеурочного занятия для начальной школы. Тема: В мире загадок.

Конспект внеурочного занятия для начальной школы. Тема: В мире загадок....