Уроки Д. С. Лихачева. Лихачевские чтения. Экскурс по письмам: №№ 7, 3, 4, 5, 24, 27, 41
проект (3 класс) на тему

Ахпателова Виктория Владимировна

Методическая разработка Лихачевских чтений (тематических занятий) для учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Лихачевские чтения16.62 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (4 КЛАСС) ПО ТЕМЕ:

«Хочешь быть счастливыми –

будь им…»

                       

Письма Д. С. Лихачева

Экскурс по письмам: №№ 7, 3, 4, 5, 24, 27, 41

                                                                                         Составила: учитель начальных классов

Ахпателова Виктория Владимировна

ГБОУ средняя общеобразовательная

школа № 47 им. Д. С. Лихачева

Санкт – Петербург

                                                2012 -2013  учебный год

Тема урока: «Хочешь быть  счастливым – будь им…»

Цели урока:

  • продолжить знакомство школьников с наследием ученого, публициста, общественного деятеля Д.С. Лихачева;
  • на основе чтения, комментирования и анализа избранных «Писем о добром» побудить учеников задуматься над важными нравственными проблемами;
  • помочь учащимся прийти к собственным способам решения поставленных вопросов;
  • развитие речи, обогащение и активизация словаря.

Урок проводится  в форме технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (беседа с детьми, чтение выдержек из писем,  постановка вопросов по письмам). 

Учащиеся четвертого класса уже могут рассуждать о таких понятиях, как «счастливый человек», смысл жизни, цель жизни… Поэтому обращение к «Письмам о добром» представляется одним из путей создания у детей представлений об окружающем их мире. Тема занятия «Будем счастливыми» - учитель не ставит себе цель воспитать настоящего человека, человека счастливого, а, лишь, ведет очень важный разговор, который впоследствии может оказать влияние на формирующуюся личность ученика.

В начальной школе, как правило, мы обсуждаем «Письма о добром» в контексте проблем воспитанности человека, его ответственности за свои поступки. Очень хочется, чтобы  «Письма о добром» оставили след в душе ребят, и в итоге ребята научились бы  серьезно размышлять о важных общечеловеческих проблемах, нравственных понятиях, задумывается о собственных целях в жизни.

Ход урока:

Этап 1. Выявление имеющихся у детей знаний и представлений по теме занятия.

Учитель: 

- Сегодня на занятии мы будем говорить о том, как быть счастливым: о взаимоотношениях в семье, взаимоотношениях в классе, в школе, как большой дружной семье, о заботе людей друг о друге, о некоторых важных жизненных принципах, без которых человеку трудно жить. Человек не может жить один, значит, нужно научиться хорошо жить с другими людьми, уметь находить «общий язык», заботиться не только о себе, но и об окружающих тебя людях.

- Кто заботится о вас?

- Как вы чувствуете, что Вы любимы, что о Вас заботятся?

- А вы проявляете заботу о ком-нибудь?

  • Какие чувства Вы испытывали, когда о ком-то заботились?

- Занятие мы начнем с письма  №7  «Что объединяет людей?».

- Начинается письмо с «Этажей заботы». (Письмо № 7. стр. 30 – 3, отрывок).

 «Этажи заботы» - тонкое, точное,  емкое название. Забота - это внимание, попечение, любовь, ответственность, уход; это то, что объединяет всех людей, независимо от возраста.

- Что же лежит в основе заботы? В основе ее лежат: любовь, внимание к ближним, ответственность за тех, кто рядом.  Всему этому можно научиться именно в детском возрасте. Хотелось бы донести до Вас, ребята, мысль о том, что Вы, сами, должны научиться проявлять заботу по отношению к одноклассникам, учителям, школе. Ведь, каждый из Вас должен понимать, что класс – это большая дружная единая семья.

Этап 2.  Получение новой информации.

Учитель:

- Д.С. Лихачев писал:

«В семье забота сближает родных, в школе забота объединяет класс. В каждом классе заботливое отношение друг к другу создает добрую атмосферу. В городе забота объединяет горожан, а в стране – людей».

- Забота необходима каждому человеку. А как называются люди, которые ни о ком не заботятся, а думают только о себе?

(Эгоист - от слова «эгоизм» - себялюбие, предпочтение своих, своих, личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими. Словарь С. И. Ожегова).

Человек должен быть заботлив, - пишет Д.С. Лихачев. - Не заботливый человек - скорее всего человек не добрый и не любящий никого.

За заботу о себе дети платят заботой о стариках - родителях, когда те уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом».

  • Вспомните, ребята, когда люди всей страны объединялись, чтобы проявить заботу о тех, кто рядом?
  • Пожары, вследствие жаркой и сухой погоды, летом 2010 года уничтожили деревни и села в центральных и южных районах нашей страны – люди со всех уголков России, и не только России, но и других стран,  проявили сострадание к погорельцам: высылали гуманитарную помощь, помогали тушить пожары, приглашали к себе для проживания людей,  лишившихся жилья.
  • Трагедия, которая произошла в маленьком городке Северной Осетии  Беслане 1 сентября 2004 года не оставили равнодушным ни одного человека. Люди разных национальностей, разного возраста, разной веры со всех уголков земного шара проявили сочувствие к пострадавшим. В этот городок стали отправлять денежные переводы, посылки с вещами, медикаменты, игрушки для пострадавших детей, которые становились пусть, совсем крошечным, но все же  утешением для какого-нибудь ребенка.

-  Если человек окружит заботой хотя - бы одного человека, а этот человек окружит заботой еще одного человека и так далее, то все люди на земле будут окружены заботой и любовью. Каждый человек обязательно должен уметь заботиться о других, и не только близких людях, потому что забота – это доброе дело, а добро не может быть глупо. Нужно начинать с себя. Забота человека о тех,  кто рядом помогает человеку жить!

- Д.С. Лихачев выразил необыкновенно правильную и точную мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».

- В чем, по-вашему, заключается самая большая цель в жизни?

- В чем, по мнению Д. С. Лихачева, самая большая цель в жизни? (Письмо № 3 «Самое большое», стр. 15-16, отрывок).

- Замечательные слова: « Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она охватывает все более широкий круг вопросов». 

- Ребята, попробуйте прямо сейчас, на уроке, пожелать свом одноклассникам что-то светлое, доброе, теплое…

- Скажите, пожалуйста, как лично вы пытаетесь понравиться человеку, которому хотите понравиться? Д. С. Лихачев всем нам дал прекрасный совет: «Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно». (Письмо № 4, стр. 20, отрывок).

- Человек духовно богатый тянется к людям, а люди тянутся к нему, никому не интересно общаться с «пустым» человеком. Иногда приходится слышать: «Мне не интересно с ним…, он – «пустышка».

- Мы попытались ответить на вопрос: «В чем, по-вашему, заключается самая большая цель в жизни?». А в чем же смысл жизни? (Письмо № 5, стр. 23- 24, отрывок). 

- Через несколько лет вы вступите в период переходного возраста. Вы будете находиться в поиске себя. И в процессе этого поиска ребята часто оказываются на перепутье. Поэтому, я думаю, Вы еще не раз обратитесь к «Письмам о добром».

- Каждый человек хочет быть счастливым. Какого человека Вы бы могли назвать счастливым?

Зачитываются мини-сочинения учащихся по теме:

  • «Какого человека ты назовешь счастливым»;
  • «Что такое счастье?».

- А вот, что пишет Д. С. Лихачев…(Письмо № 24, стр 104, отрывок).

- Не для кого не секрет, что человек, не знающий прошлого – мертвый человек. (Письмо № 27,  стр113-114, Письмо № 41, стр. 214-215, отрывок).

- Как приятно долгими зимними вечерами посидеть в кругу семьи за просмотром семейных альбомов.

Зачитываются мини-сочинения учащихся по теме:

  • «Мои семейные         альбомы».

- Счастливый человек – человек добрый. Какие качества человека вы отнесете к добру? (Честность, бескорыстие, забота, сострадание…).

- Прочитайте на доске пословице о добре, запомните их, и старайтесь жить по ним:

  • Добро делать спешить надобно.
  • В большом сердце и далекое близко.
  • Доброе дело питает и разум и тело.
  • Доброта без разума пуста.
  • За добро добром и платят.
  • Доброму человеку весь мир – свой дом.

Этап 3. Обобщение.

Учитель:

- Д.С. Лихачев прожил большую счастливую жизнь. Он был замечательным человеком. Д. С. Лихачев сделал многое для сохранения и развития культуры нашей страны.

  • с 30 октября по 28 ноября, в период «Лихачевских чтений», нас ждет экскурсия в школьный музей;  
  • в рамках проведения «Малых Лихачевских чтений» к нам придут ученики старших классов, чтобы поделиться своими размышлениями о «Письмах о добром». Это очень важный момент в школьной жизни, так как все мы – члены большой семьи -  школы № 47 имени Д. С. Лихачева. Это имеет огромное воспитательное значение, так как в практике повседневной жизни старшие проявляют заботу о младших, делятся с ними своими чувствами, эмоциями, переживаниями, помогают разобраться в сложных жизненных вопросах.
  • в рамках проведения «Малых Лихачевских чтений» мы сами будем участвовать в проведении уроков по теме, в конференции, посвященной Д. С. Лихачеву, выйдем к учащимся 1-2 х классов, чтобы поделиться своими размышлениями о «Письмах о добром», таким образом, мы внесем свой вклад в «Копилку добрых дел», проявим заботу о младших. Для нас с Вами  - это продолжение большой и трудоемкой работы, своего рода настрой на традиции школы, определение главных нравственных ориентиров.
  •  какие  новые  важные  мысли  открываются,  когда читаешь «Письма о добром» Д. С. Лихачева?

Этап 4.  Получение от учеников обратной связи на уровне понимания сути проблемы.

I вариант:

- Размышления целесообразно завершить сочинением (эссе) (домашняя письменная работа), в котором ученики подведут итоги состоявшегося урока и изложат собственные рассуждения по затронутым вопросам. 

 Предлагаются темы для написания сочинений (эссе):

  •  «Кто и что меня воспитывает»;
  • «Моя родословная».

II вариант:

- Творческих работы - рисунки на тему «Мои добрые дела» в портфолио классной копилки творческих работ учащихся – очередной шаг на пути осознания своего класса как школьного коллектива.

Заключительное слово учителя. Рекомендация прочесть «Письма...» полностью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 1 классе (математика+чтение+письмо) К. Чуковский "Тараканище"

Сценарий интегрированного урока с презентацией, 1 класс...

К уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Многоточие". (Урок 47) 1 класс Школа 2100

Презентация к уроку обучения грамоте. Можно использовать для интерактивной доски и мультимедиапроектора....

Презентация к уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом". (урок 73) (Рыбы)

Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте по теме: "Рыбы"...

Уроки № 81 ( чтение) и №101 ( письмо). А. С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне…» (с. 92-93) Повторение пройденного материала.

Презентация в помощь учителю начальных классов. По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс...

Уроки № 80 ( чтение) и №99 ( письмо). «Первый букварь» В. Н. Крупина ( с. 90-91). Повторение пройденного материала.

По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила Людкевич Е. И. учитель нач. классов «Кисловской СОШ»....

Уроки № 82 (чтение) и № 102 (письмо). Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (с. 94). Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме.

По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила Людкевич Е. И. учитель нач. классов «Кисловской СОШ»....

Исследовательский проект по литературному чтению "Экскурсия в детскую библиотеку?" учащегося 2 класса

Исследовательский проект по литературному чтению "Экскурсия в детскую библиотеку?" учащегося 2 класса...