Главные вкладки

    Рабочая программа по образовательному модулю "Введение в школьную жизнь" в начальной школе
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Буренченко Инна Петровна

    Рабочая программа создана на основе авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова); с календарно-тематичесаким планированием.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vvedenie_v_shkolnuju_zhizn_itog_.docx288.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

    Юго-Восточное окружное управление

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1858

    109649: г. Москва, Капотня, 5-й квартал, д. 29                                                                                                       e-mail: 1858@mail.ru

    Тел: (495) 355-0000, 355-0100                                                                                                                               сайт:  www.co1858.ru

    Факс: (495) 355-0000

    ДИПЛОМАНТ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

    «ЛУЧШАЯ ШКОЛА РОССИИ», «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

    1997-2010 гг.

    рабочая программа по образовательному модулю «Введение в школьную жизнь» в начальной школе

                              Рассмотрена                                                                                                                  «Утверждаю»

    на методическом        объединении                                                                      Зам. директора по УВР ГБОУ ЦО №1858

    учителей начальных классов                                                                                                     Колесникова Г.В.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

         «     »                             2012 г.                                                                                                «____»__________________ 2012 г.         

     

     Составитель:

    Буренченко И.П.

    Срок реализации – 2 недели

    Москва

    2012/2013 уч. год.

    Содержание программы

    1.Пояснительная записка

    2. Содержание модуля.

    3. Планируемые результаты по окончании изучения курса.

    4. Список литературы.

    4. Календарно-тематическое планирование.

    Введение в школьную жизнь. Пояснительная записка.

    Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Десять дней школьной жизни посвящены вхождению в новый социальный статус и знакомству с новыми социальными ролями. Курс «Введение в школьную жизнь» носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но и еще не школьник.

    Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» находит отражение в классном журнале. Для этого отводится первая страница журнала, о чем выполняется запись в листе «Содержание». На странице журнала оформляется список класса, и записываются темы занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием.

    Предметные курсы по обучению грамоте и математике начинаются на следующий учебный день после окончания учебного модульного курса «Введение в школьную жизнь». Работа в рамках этих предметов осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием, утвержденным руководителем образовательного учреждения.

    Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова).

    Образовательный модуль «Введение в школьную жизнь» рассчитан на 30 часов (10 первых дней сентября, по 3 урока ежедневно).

    Цели учебного модульного курса:

    заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества;

    оптимизировать переходный этап от дошкольного детства к обучению на ступени начального образования.

    создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком — со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.

     Задачи модуля:

    - адаптировать первоклассника к школьной жизни;

    - формировать у первоклассника первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках, о групповых формах работы, об учебном сотрудничестве;

    - формировать первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;

    - развитие коммуникативных умений,  умений участвовать в диалоге, строить монологические высказывания;

    - воспитание интереса к обучению.

    Содержание программы (30 ч)

    Противопоставление школьной и нешкольной форм поведения.

    Знаки «Я», «Хор», «Вместе», «Плюс», «Минус», «Ловушка», «Вопрос»

    Индивидуальная работа. Работа парами. Работа в группе. Коллективная работа.

    Представление о ленте времени.

    Ориентирование в пространстве (работа со схемой)

    Оценивание по линеечкам. Самооценка. Внешняя оценка. Оценка работы товарища. Критерии оценивания.

    Противопоставление правильности и оригинальности.

    Правила ведения дискуссии. Отличие спора от ссоры. Доказательства.

    Адресованность и понятность сообщения.

    Толерантность как признание права на иную точку зрения.

    Ситуация недоопределённого правила.

    Планируемые результаты по окончании модуля.

    По окончании модуля у первоклассников:

    - процесс адаптации к школьной жизни будет протекать мягко, безболезненно;

    - сформируются первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках,

    -сформируются представления о групповых, парных, индивидуальных и коллективных формах работы, об учебном сотрудничестве;

    - сформируются первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;

    - сформируются первоначальные представления о критериях оценивания,

    - сформируются представления о правилах ведения спора, о дискуссии.

    В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами. Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

    Основные разделы курса

    Основными разделами данного курса являются:

    «Как учить себя с помощью взрослого»;

    «Сотрудничество со сверстниками»;

    «Отношение ребенка с самим собой».

    Список литературы.

    Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 35 - 43.
    Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. - М., 1985.
    Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 68.
    Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М., 1994. - 33 с.
    Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.- 268 с.
    Цукерман Г.А. Предметность совместной деятельности // Вопросы психологии. - 1 990. - № 6.
    Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - Москва, 1994. - 96 с.

    календарно-тематическое планирование.

    В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДЛЖЕННЫМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ ЮВОУО (КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ)

    Дата

    № урока п/п

    Тема урока

    Цель (цели) урока

    Формирование УУД

    (основных на занятии)

    3 сентября

    1

    1.

    Давайте познакомимся

    Познакомить детей друг с другом, ввести знак “Я”, образовать группы и дать им названия.

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

    Регулятивные:

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

    2

    2.

    Режим дня школьника

    Ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел. Введение знак «Звонок».

    Познавательные:

    моделирование;

    установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство

    3

    3.

    Я и мои товарищи

    Ввести схему класса, устанавливать взаимно-однозначные соответствия между элементами схемы.

    Познавательные:

    Моделирование;

    составление схемы;

    использование знаково-символических средств.

    4 сентября

    4

    1.

    Приветствие друг друга.

    Познакомить с разными формами приветствия.

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом.

    Личностные:

    формирование основ нравственно-этической ориентации;

    действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,

    исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

    5

    2.

    Введение знак «Хор», противопоставление знаку «Я».

    Познакомить с новым знаком «Хор». Учить отличать форму ответа от содержания ответа, оценивать собственные возможности.

    Регулятивные:

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    самооценка

    6

    3.

    Оценка.

    Ввести различение оценок за красоту и за правильность. Познакомить с критерием оценки.

    Регулятивные:

    оценка с помощью моделей или знаков;

    коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    5 сентября

    7

    1.

    Учимся работать вместе.

    Начать формирование представления о совместной детской работе. Ввести знак «Мы».

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом, умения договариваться,

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

    8

    2.

    Детское сотрудничество.

    Формировать умение у учащихся слушать друг-друга, адресоваться друг к другу, ждать реакции на свои ответы. Ввести знаки «+» и    «-«.

    Коммуникативные:

    Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться и распределять роли,

    разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

    9

    3.

    Внешняя оценка и самооценка.

    Формировать основы взаимооценки. Ввести новые критерии оценки: легко – трудно, интересно – неинтересно.

    Регулятивные:

    оценка и взаимооценка,

    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

    6 сентября

    10

    1.

    Отработка введенных ранее знаков.

    Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибутики. Познакомить с ситуацией несогласия при работе в группе.

    Регулятивные:

    оценка

    Коммуникативные. 

    формирование основ общения друг с другом при работе в группе;

    формулирование собственного мнения и позиции;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

    11

    2.

    Как надо и как не надо спорить?

    Познакомить с ситуацией, когда люди делают одно дело по-разному.  Ввести отличие ссоры от спора. Формировать умение спорить.

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом при работе в паре и группе;

     формулирование собственного мнения и позиции;

    разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

    12

    3.

    Диагностика и отработка разных критериев оценки.

    Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной отрибутики.

    Регулятивные:

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

    оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

    7 сентября

    13

    1.

    Введение знака «Вопрос».

    Познакомить с ситуацией обращения к учителю. Формировать умение брать на себя инициативу. Способствовать изменению ученической роли с реактивной на активную.

    Коммуникативные:

    выстраивание общения с учителем; формирование умения задавать вопросы.

    14

    2.

    «Я хочу задать вопрос учителю!»

    Формировать умение обращаться с вопросом к учителю, правильно его формулировать.

    Коммуникативные:

    выстраивание общения с учителем;

    постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

    15

    3.

    Работаем вместе.

    Сформировать знание о совместном труде как о труде каждого.

    Регулятивные:

    Самоценка и взаимооценка.

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом, умения договариваться, в том числе в ситуациях согласия и несогласия.

    Познавательные:

    использование знаково-символических средств;

    обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, действие  моделирования, выполняющее функции отображения учебного материала; выделение существенного;

    отрыва от конкретных ситуативных значений;

    10 сентября

    16

    1.

    Дискуссия. «Говорить не страшно!»

    Моделировать ситуацию, в которой главным действующим лицом является говорящий. Начать вводить требования для говорящего. Создать атмосферу интереса, сделать учебную работу приятной. Отрабатывать использование знаков.

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом, умения договариваться;

    построение понятных для партнера высказываний;

    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

    17

    2.

    «Я хочу задать вопрос товарищу!»

    Перевести адресованность к учителю в адресованность к одноклассникам. Вырабатывать умение договариваться, «содействовать»

    Коммуникативные:

    выстраивание общения с одноклассниками;

    постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    18

    3.

    «Понятно ли мы говорим?»

    Формировать умение высказываться точно и понятно. Учить оцениванию индивидуальному и коллективному.

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом, умения договариваться;

    построение понятных для партнера высказываний.

    Регулятивные:

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    взаимооценка.

    11 сентября

    19

    1.

    «Понятно ли мы говорим?»

    Отрабатывать требования к высказыванию, сообщению, реплике. Учить различать содержательное сообщение и бессмысленное. Учить задавать вопросы. Продолжить формировать умение договариваться друг с другом.

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом, умения договариваться;

    построение понятных для партнера высказываний;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    20

    2.

    Ловушки.

    Учить основам рефлексии.. Формировать умение «внимательно слушать говорящего». Познакомить с новым знаком «Л»

    Познавательные:

    поиск и выделение необходимой информации, её анализ.

    Регулятивные:

    осуществление контроля высказываний;

    самоценка.

    21

    3.

    Оценивание и самооценивание.

    Отрабатывать умение оценивать себя и одноклассников.

    Регулятивные:

    взаимооценка, самооценка.

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом, умения договариваться;

    волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий

    12 сентября

    22

    1.

    Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога.

    Упражнять в умении аргументировать, доказывать свои суждения.

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом; построение понятных для партнера высказываний;

    формулирование собственного мнения и позиции.

    23

    2.

    Решение практических задач.

    Учить анализировать достаточность и недостаточность условий и средств для решения задачи. Учить обращаться за помощью.

    Коммуникативные:

     умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

    владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

    Регулятивные:

    анализ предложенных условий;

    планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    контроль.

    24

    3.

    Учимся работать вдвоем.

    Актуализировать навыки содержательного взаимодействия применительно к парной работе.

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом при работе в паре, построение понятных высказываний.

    13 сентября

    25

    1.

    Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога.

    Анализировать успешность освоения способов действий каждым учеником при работе в парах и группах. Упражнять в употреблении изученных знаков.

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом; построение понятных для партнера высказываний;

    формулирование собственного мнения и позиции.

    26

    2.

    Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога.

    Отрабатывать умение оценивать друг друга, находить оптимальное решение. Вырабатывать стремление и потребность оказания помощи одноклассникам.

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом.

    разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

    Регулятивные:

    оценка;

    контроль.

    27

    3.

    Подготовка к празднику «Посвящение в ученики».

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом.

    Регулятивные:

    Взаимооценка, самооценка.

    14 сентября

    28

    1.

    Праздник «Посвящение в ученики»

    Создать радостную праздничную атмосферу. Организовать взаимодействие с родителями учащихся. Закрепить изученные способы взаимодействия учащихся.

    Личонстные:

    действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,

    исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

    Коммуникативные:

    формирование основ общения друг с другом.

    Регулятивные:

    самооценка.

    29

    2.

    30

    3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа для 1 класса по УМК " Перспективная начальная школа"

    В рабочую программу входят пояснительные записки,содержание программ и тематическое планирование по предметам: обучение грамоте( русский язык литературное чтение,математика, окружающий мир,физическая ...

    Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

    Программа разработана к учебникам Л. Ефросининой, 2011 год издания,  Учебник+ учебная христоматия (3 ч в неделю)...

    Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

    Рабочая  программа по литературному  чтению  4  класс  разработана  на  основе  примерной  программы  по  литературному чтению...

    Рабочая программа по математике во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века"

    Рабочая программа по математике составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса . "Начальная школа XXI века".

    Рабочая программа по русскому языку для второго класса. Планирование расчитано на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI" века....

    Рабочая программа по математике для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века"

    Программа составлена с учётом требований ФГОС НОО второго поколения....

    Рабочая программа по чтению 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"

    Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО. Апробируется в 2011-2012 учебном году....