Рабочие программы по предметам. 2 класс. Перспективная начальная школа
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Новокрещенова Людмила Александровна

Рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, музыка, изо, технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pnsh_rabochie_programmy_po_predmetam_2_klass.rar656.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Клюквинская СОШИ»

Верхнекетского района Томской области

Рабочая программа по изобразительному искусству

2 класс

Учитель Новокрещенова Л.А.

2012

Пояснительная записка

Рабочая программа  по изобразительному искусству для 2 класса, составлена на основе:

Закона Российской Федерации «Об образовании»;

Концепции модернизации российского образования;

Концепции содержания непрерывного образования;

Федерального государственного стандарта нового поколения;

Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству  для образовательных учреждений;

 и предполагает реализацию компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного подходов к содержанию обучения.

     В программе определена система уроков и педагогических средств, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень усвоения ключевых компетенций, продуманы виды работы на уроке.

     Рабочая программа направлена на приобщение обучающихся  к духовным и художественным ценностям.   Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит обучающихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества.  Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

     Предмет «Изобразительное искусство» неразрывно связан с такими образовательными предметами как литературное чтение, музыка, технология, русский язык, ознакомление с окружающим миром.

     Цель предмета: обеспечить условия для формирования художественной культуры обучающихся как части культуры духовной,  приобщения учащихся к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи:

развивать творческие способности и изобразительные навыки, эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств;

знакомить обучающихся с элементарными основами реалистического рисунка, с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки, аппликации, элементарного дизайна;

формировать  навык эстетического восприятия произведений искусства и художественных практических умений;

воспитывать любовь к своему народу родной природе,  Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

             Данные задачи  решаются в комплексе, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их общего развития. Во второй класс обучающиеся пришли с определенными навыками, умениями и знаниями.  У них имеются начальные умения наблюдать за окружающим миром, они знают, что из увиденного можно изобразить, заложены основы развития эмоциональной отзывчивости обучающихся  в художественной деятельности. Обучающиеся имеют представление  о художественных средствах выразительности, с помощью которых можно передавать свои впечатления в рисунках или в работах декоративного искусства и пластики. Таким образом, во втором классе продолжается плодотворная  работа в данных направлениях, обучающиеся  учатся

воплощать свои наблюдения, творческие идеи или замыслы, выполняют работы в разных видах изобразительного искусства, знакомятся на доступном уровне с их жанрами (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр).

       Большое место в программе отводится беседам об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, которые основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у обучающихся интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающей действительности. Учащиеся учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, композиция и т.д.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.  На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 8-10 минут на каждом уроке, в одной беседе  показывается 3-4 иллюстрации или предмета декоративно – прикладного и народного искусства.

      Изучение изобразительного искусства призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

       Для реализации программного материала используются следующие технологии обучения: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ. Одним из эффективных способов пробуждения у обучающихся  начальных классов интереса к художественной деятельности является вовлечение их в игру. Сказочные или фантастические сюжеты, вызывая у учащихся  живой эмоциональный отклик, превращают их в соучастников творческой деятельности. Несомненно, определенное значение имеет и воспитательный аспект сюжетов, вызывающих сочувствие героям, стремление им помочь, посоревноваться с ними, найти решение какой-либо проблемы.  

       ИКТ способствует осуществить учебный процесс с увлечением, позволяет более качественно представить иллюстрационный и дополнительный материал, что в свою очередь  расширяет кругозор обучающихся, дает возможность увидеть произведения в хорошем исполнении, развивает художественный вкус.  

       Применение здоровьесберегающей  технологии обусловлено использованием в практической деятельности ИКТ и реализуется через динамические паузы, физминутки для глаз.

Принципы построения программы:

принцип связи теории с практикой  приучает учащихся применять свои знания на практике и в нестандартных жизненных ситуациях;

педоцентризм – максимальный  учет потребностей ребенка;

культурологический принцип – использование дополнительного материала, который способствует расширению знаний, развитию эрудиции школьников;

принцип психологической комфортности  обеспечивает условия для создания радостной обстановки, атмосферы увлеченности и удовлетворения от результатов своего труда;

принцип индивидуализации  – реальный учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей и  потребностей обучающихся;

принцип интегрированности – внутри- и межпредметные связи, а также интеграцию аналитической и синтетической деятельности учащихся;

принцип наглядности -  построение процесса обучения с учетом привлечения органов чувств человека к процессу познания;

принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья учащихся.              

 Формами организации работы на уроке являются: индивидуальная, фронтальная, групповая.

  Методы  организации: диалог; игровые; наблюдения; беседы; рефлексивные; самостоятельная работа.

Предмет «Изобразительнаяискусство» во втором классе рассчитан на  1 час в неделю, При 34 учебных неделях общее количество часов, отведенное на изучение данного предмета  составит – 34 часа в год.

Система оценивания в соответствии с Положением об оценивании зачетная


п/п

Название темы

Вид

деятельности

Кол-во

часов

Раздел № 1. Чем и как работают художники.  8 часов.

1.

 Три основные краски, строящие многообразие мира. Волшебная палитра цвета.

Цель: Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом

Рисование по памяти и впечатлению.

1 час

2.

Три основные краски. Волшебная цветочная  поляна

Цель: Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.

Рисование по памяти и представлению.

1 час

3.

Пять красок-всё богатство цвета и тона. Природные стихии

Цель:   Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.

Работа с акварелью и гуашью; изображение солнечного дня.

1 час

4.

Радуга на грозовом небе.

Цель: Развивать навыки работы пастелью,  акварелью

Работа с акварелью и гуашью

1 час

5.

Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности. Осенний лес

Цель: Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).

Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов

Работа тушью, карандашом, углем.

1 час

6.

Цветные мелки. Салют в ночном небе.

Цель: Понимать красоту и выразительность пастели, мелков

Работа цветными мелками

1 час

7.

Выразительные возможности графических материалов. Волшебные линии

 Цель: Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Работа акварелью

1 час

8

Выразительность материалов для работы в объеме. Сказочные животные

Цель: Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать объёмное изображение живого с передачей характера

Лепка птиц и животных (работа в объеме)

1 час

Раздел № 2. Реальность и фантазия.  7 часов.

9.

Добрый сказочный герой

Цель: Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью.

Рисование по представлению и по памяти.

1 час

10.

Автопортрет

Цель: Размышлять о возможностях изображения  реального и фантастического мира.

Рисование с натуры и представлению.

1 час

11.

«Узоры на окне. Украшение и реальность, украшения в природе.

Цель: Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Эмоционально откликаться на красоту природы.

Рисование узора резных наличников

1 час

12.

«Сказочная птица». Изображение и фантазия

Цель: Придумывать выразительные фантастические образы животных

Работа по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, в технике аппликации.

1 час

13.

Новогодняя гирлянда в витрине магазина. Украшения и фантазия.

Цель: Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Работа в технике «граттаж» (процарапывание).

1 час

14.

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух, и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность.

Цель: Изображать животных ,выделяя пропорции частей тела

Рисование с натуры

1 час

15.

Рисунок новогодней ёлки

Цель:  Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

 

Конструктивное строение из бумаги.

1 час

Раздел № 3. О чем говорит искусство.  10 часов.

16.

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.

Цель: Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

Передавать в изображении характер выбранного животного.

Рисование по памяти и представлению.

1 час

17.

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»).

Цель: Учиться изображать эмоциональное состояние человека

Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру.

1 час

18.

Женский образ русских сказок. Портрет в зеркале. Выражение характера человека в изображении.

Цель: Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

Рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру.

1 час

19.

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.

Цель: Овладевать приемами работы с

пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером

Изображение в объеме сказочных героев (лепка).

1 час

20.

Природа отражает характер героя. В лесном царстве.

Цель: Наблюдать природу в различных состояниях.

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Рисование природы по памяти.

1 час

21.

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.

Цель: Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Декоративное конструирование.

1 час

22.

Доспехи воина-защитника  Украшение и реальность.

Цель: Понимать роль украшения в жизни человека.

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.

Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи)

Вырезание из бумаги элементов щита и меча

1 час

23.

Выражение намерений через украшение. Украшение парусов двух флотов.

Цель: Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

Украшение цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых.

1 час

24-25.

Образ здания. «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.

Цель: Учиться видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.

Смешанная техника (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

2 часа

Раздел № 4. Как говорит искусство.  9 часов.

26.

«Огонь в ночи». («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета.

Цель: Уметь составлять тёплые и холодные цвета.

Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.

Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.).

Живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению).

1 час

27.

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)

Цель: Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природы.

Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю

Рисование по памяти и представлению.

1 час

28.

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий.

Цель: Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли).

Графическое изображение весеннего лесного пейзажа.

1 час

29.

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий.

Цель: Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ.

Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.

Рисование по памяти и с натуры (деревья в окне, растения комнатные).

1 час

30.

Полёт мыльных пузырей

Цель: Уметь передавать расположение (ритм) летящих пузырей на плоскости листа.

Рисование по памяти; цветные мелки

1 час

31.

Подводный мир. Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация).

Цель: Расширять знания о средствах художественной выразительности

Рисование по памяти, с натуры; вырезание из бумаги.

1 час

32.

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка).

Цель: Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.

Конструирование из бумаги или лепка.

1 час

33.

«Весна идет». Ритм пятен, линий. Пропорции как средство художественной выразительности.

Цель: Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.

Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».

Живопись с элементами аппликации.

1 час

34.

Музей искусств.

Беседа.

1 час

резерв

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

Цель: обобщить знания по курсу

Игровые формы, конкурсы, творческие задания.

1 час

     

Для реализации программного содержания используются:

Л.А. Неменская, Искусство и ты: учебник для 2 класса. Москва, Просвещение, 2009 год.

Л.А. Неменская, Уроки изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского: методическое сопровождение учебника. Москва: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочая программа курса "Информатика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Информатика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подг...

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочие программы по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Рабочие программы по  предметам составлены по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс...

Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Данный курс для уроков математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» разработан на основе следующих документов: ·       Закона Российской Федера...

Рабочая программа по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе " Перспективная начальная школа" 4 класссостоит из разделов:1 Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика4 Описание места предмета в у...

Рабочая программа для 1 класса : "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа, разработана в соответствии ФГОС  для 1 класса, так же разработанно календарно-тематическое планирование с учетом УУД....