Кружок «Я познаю мир».
календарно-тематическое планирование по теме

Маркова Нина Валентиновна

 

ФГОС предполагает создать учащимся условия для полноценного освоения школьниками универсальных учебных действий. Прежде чем организовать  исследовательскую и проектную деятельность в учебном процессе, необходимо обучить учащихся  специальным умениям и навыкам исследовательского поиска.

Решение данной проблемы возможно во внеклассной деятельности. Мною разработан кружок « Я познаю мир», который рассчитан на ребят 7-10 лет, срок реализации 3 года.  Его организация основана на модульной  технологии, которая обеспечивает индивидуализацию учебно-воспитательного процесса: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ya_poznayu_mir.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Я познаю мир»

        ФГОС предполагает создать учащимся условия для полноценного освоения школьниками универсальных учебных действий. Прежде чем организовать  исследовательскую и проектную деятельность в учебном процессе, необходимо обучить учащихся  специальным умениям и навыкам исследовательского поиска.

Решение данной проблемы возможно во внеклассной деятельности. Мною разработан кружок « Я познаю мир», который рассчитан на ребят 7-10 лет, срок реализации 3 года.  Его организация основана на модульной  технологии, которая обеспечивает индивидуализацию учебно-воспитательного процесса: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульная технология позволяет:

  1. достичь гарантированных результатов работы участников кружка «Я познаю мир»;
  2. решить проблему дифференциации и индивидуализации обучающихся;
  3. постепенно увеличить самостоятельность, творческую и познавательную активность детей;
  4. использовать различные средства учебно-воспитательной работы (формы и методы) с учащимися в кружке «Я познаю мир» и методики контроля, анализа результатов своей деятельности.

Содержание кружка «Я познаю мир» представляет собой систему  3 учебных модулей, так как модульное обучение предполагает структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы детей с полными, логически завершенными модулями.

Цель кружка – оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность.

Задачи кружка:

 - организовать образовательный  процесс  на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей, обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей, склонностей;

Ожидаемый результат:

Ученик, владеющий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного продолжения обучения в основном звене школы, в жизни и практическими  умениями по осуществлению проектной и исследовательской деятельности.

        Рисунок 1

Обучая детей в кружке «Я познаю мир», мной учитываются не только типологические, но и индивидуальные особенности младших школьников, их жизненный опыт и социокультурные традиции. В учебно-воспитательном процессе отдаю предпочтение разнообразным формам, методам и технологиям работы (см. таб. 1).

Таблица 1

Средства учебно-воспитательной работы с учащимися в кружке «Я познаю мир»

Технологии

Методы

Формы

Проектная технология

Метод проектов

Индивидуальные, парные, групповые и коллективные

Технология сотрудничества

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Активные формы:  учебная игра, беседы, кукольный театр, заочные экскурсии, путешествия, соревнования  и  др.

Технология поддержки

Методы стимулирования и мотивации

Индивидуальные консультации

Личностно-ориентированные

Методы контроля и самоконтроля

Индивидуальные беседы, тестирование

Информационно-коммуникационные

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Устные и письменные

1 модуль – «Исследовательская  деятельность»  (24ч/з.ед.)

Организация исследовательской деятельности способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы. Исследовательская деятельность позволяет детям, замкнутым, неуверенным в своих возможностях, c низкой самооценкой,  включиться в познание окружающего мира, высказать свое мнение.

Велика роль исследовательской деятельности, как в общем развитии школьника, так и в индивидуальном.  Она  дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове, развивает собственное творчество.

Программа модуля 1 «Исследовательская деятельность» помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск. Она разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд  исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов (см. прил.1).

Задачи: уточнить и скорректировать детские представления об исследовании; обучить специальным умениям и навыкам исследовательского поиска; сформировать умения самостоятельно выражать мысли, оформляя их в связную речь при защите творческих работ.

        Каждая игра – исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования. На 1 этапе проводятся фронтальные тренировочные занятия, на которых ученики знакомятся с «техникой проведения исследований». На 2 этапе организуется самостоятельная деятельность учащихся по обучению специальным умениям и навыкам исследовательского поиска: как выбрать тему исследования, какими могут быть темы, цель, задачи, гипотеза исследования, как составить план работы, какие использовать методы исследования, как подготовиться к защите работы,  оформить  и   защитить свою исследовательскую работу. На 3 этапе ведется индивидуальная работа по организации исследований, 4этап - конкурс исследовательских работ.  Так как интересы учащихся разные, разнообразна и тематика исследовательских работ: « Мои права и обязанности», «Государственный флаг РФ – главный символ нашей страны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Животные в истории нашей семьи» и др.

2 модуль – «Проектная деятельность» (22 ч./з. ед.)

Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка,  их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на земле. Если ребенка с детства приучить заботиться об окружающей природе, то у него сформируются нравственные отношения к нашему общему дому – Земле. Поэтому экологические проекты помогают детям быть более внимательными, заботливыми, добрыми к окружающему миру, а исследования, проводимые в рамках экологического проекта, развивают исследовательские способности детей, полученные в ходе занятий 1 модуля. В программе представлено 3 этапа: подготовительный –   получение теоретических знаний, исполнительный – разработка проектов (коллективных и индивидуальных),  итоговый – защита проектов (см.прил.2).

Цель: познакомить учащихся с  технологией выполнения экологических проектов.

Задачи: изучить теоретические основы выполнения экологических проектов, этапы их выполнения; обосновать значимость практической работы; развить коммуникативные навыки, креативность, умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

         Возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними отдаленные задачи. Поэтому, тему выбирает сам ученик, исходя из своих потребностей и интересов, и выполняет маленький конкретный проект. Что дает работа над проектом ученикам моего класса?

Эта работа позволяет учащимся общаться с окружающим миром:

  1. беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
  2. приносят в класс познавательную литературу, анализируют статьи;
  3. совершают учебные экскурсии по родному краю;
  4. посещают музеи и другие учреждения культуры;
  5. выполняют практические дела (конкретную природоохранную деятельность);
  6. сотрудничают с библиотекой, средствами массовой информации;
  7.  учатся искать информацию через сеть Интернет (самостоятельно, с помощью родителей, сотрудников районной библиотеки).

На основе полученной информации учащиеся: выступают перед учениками своего класса или школы, пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в экологических конкурсах и олимпиадах. Ученики уходят из начальной школы, а проекты живут:

  1. 4 года сажаем цветы на клумбах в детском парке нашего поселка, выращивая дома цветочную  рассаду;
  2. 2 года выращиваем  из желудей дубки, чтобы высадить дубовую аллею, тем самым сохранить историческое название нашего поселка Дубровка.

3 модуль – «Художественная деятельность» (22 ч./з. ед.)

        Творчество – источник доброты, истины и красоты. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества не закрывался перед ребенком классной дверью.  Развивать творческие способности детей – это потребность жизни.         Большую роль в развитии творческих способностей детей играют творческие наклонности учителя. Используя свои способности, я организовала работу  изостудии. Программа представлена 3 разделами: 1 – изображение на плоскости, 2 – прикладное искусство, 3 – эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства (см. прил.3).

Цель: гармоничное развитие личности, приобщение школьников к эстетическим и художественным ценностям.

Задачи: развитие активного эстетического отношения к жизни  и искусству, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, интереса и способности к художественно–творческой деятельности; формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе.

Критерии эффективности занятия детей в кружке:

  1. активная деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе;
  2. сформированность мотива предстоящей деятельности;
  3. использование различных методов исследования проблемы, способов переработки информации;
  4. самостоятельность ученика.

Результаты учебно-воспитательной работы с детьми через кружок «Я познаю мир»

 Изучение исследовательских, проективных и художественных способностей детей осуществлялось в ходе наблюдения по следующим показателям:

  1. сформированность интереса, мотивации к данным видам учебной деятельности;
  2. преобладание знаний о способах познания окружающего мира;
  3. наличие умений видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал.

Результаты наблюдения показали, что процентное соотношение выраженности данных показателей свидетельствует о высоком уровне у большинства учащихся (80%), который характеризуется наличием интереса, мотивации к проектно – исследовательской, художественной деятельности, знаний о способах познания окружающего мира, умений видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал. А средний уровень составляет 20%, что указывает на продолжение работы по данным направлениям путем применения индивидуализированных заданий.

Таким образом, положительные результаты работы кружка «Я познаю мир» позволяют отметить, что у детей формируются исследовательские навыки, развиваются творческие способности, дающие им возможность не просто накапливать определенный запас знаний, а создавать и выстраивать свою деятельность. Я учу детей творчеству, воспитываю в каждом ребенке самостоятельную личность. Моя  роль -  помочь  ученикам обнаруживать чудеса в окружающем нас мире.  Мы их находим — в стихах, играх, в богатстве природы, проектах, исследованиях. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы. Занятие  всегда начинаю с улыбки. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Подбодрить, сказать ласковое, доброе слово друг другу – главное правило на занятиях. Мои ученики успешно обучаются в старших классах, активно участвуют в творческих кружках, имеют высокие результаты в олимпиадах и конкурсах разного уровня, а фундамент успешности закладывает кружок «Я познаю мир» в начальных классах.


        Приложение 1

Тематическое содержание 1 модуля «Исследовательская деятельность»

Темы занятий.

Количество часов

1 этап

Игры – исследования с младшим школьниками. Тренировочные занятия (фронтальные). Цель: познакомить с «техникой проведения исследований».

5 часов

2 этап

Коллективные и самостоятельные исследования.

1.Как выбрать тему исследования.

 2.Какими могут быть темы исследований.

 3.Цель и задачи исследования.

4.Гипотеза исследования.

 5.Как составить план работы.

 6.Методы исследования.

 7.Подготовка к защите исследовательской работы.

 8.Подготовка к защите исследовательской работы.

 9.Оформление работы.

 10. Защита своей работы.

10 часов

3этап

Индивидуальная работа по организации исследований.

7 часов

4 этап

Конкурс исследовательских работ.

2 часа


Приложение 2

Тематическое содержание 2 модуля «Проектная деятельность»

Темы занятий.

Количество часов

1 этап

подготовительный

Теоретические основы: экология; влияние человека на окружающую природу; экологические катастрофы; защита окружающей среды.

4 часа

  1. этап

исполнительный

Разработка проектов

1. Что такое проект?

2. Основные этапы выполнения проекта:

- целеполагание (определить наиболее актуальную и в тоже время посильную задачу)

- разработка проекта (плана деятельности по достижению намеченной цели).

- выполнение проекта (конкретное практическое дело)

- итог работы (описание проекта)

10 часов

3этап

Индивидуальная работа по выполнению  проекта.

6 часов

4 этап

итоговый

Защита проектов.

2 часа


Приложение 3

Тематическое содержание  3 модуля «Художественная деятельность»

Темы занятий.

Количество часов

Раздел 1

 Изображение на плоскости

  1. Освоение изобразительной поверхности и знакомство с элементами композиции.
  2. Линия, форма, пропорции и строение предметов.
  3. Знания и умения в области цвета.
  4. Освоение пространственных явлений и передача их на плоскости.

6 часов

Раздел 2

Прикладное искусство

  1. Композиционная деятельность (композиционный поиск в целях наибольшей выразительности).
  2. Форма и пропорции (понятие об основной форме предмета, ее характерных особенностях)
  3. Цвет.

6 часов

Раздел 3

Эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства

  1. Восприятие искусства (знакомство с произведениями искусства, представление о работе художника – живописца, компьютерная презентация, книжная иллюстрация).
  2. Эстетическое восприятие действительности (быстрые наброски по памяти на основе впечатлений  от увиденного: «Косые струи дождя», «Радуга» и др.   Разные настроения природы).

4 часа

Работа по оформлению проектных и исследовательских работ.

6 часов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".

Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...

Доклад Тема : "Моделируя познаем окружающий мир"

Моедлирование как метод обучения на уроках природоведения и ознакомления с  окружающим миром в начальной школе обозначилось сравнительно давно. Впервые  в качестве из ведущих выделил его в п...

Проект "Познаем себя"

Изучение родословной семьи. Исследование семейных корней помогают развивать у детей интерес к истории своих предков, повышает культурный и духовный уровни....

Кружок "Я познаю мир"

В этой презентации представлена работа кружка "Я познаю мир" по теме: "Решение проектных задач"....

«Я познаю себя, я познаю друзей»

Мероприятие дает ребятам возможность через игровой опыт глубже познать себя и рядом сидящего товарища....

Внеурочная деятельность.Танцевальный кружок кружок "НЕПОСЕДЫ"

Рабочие  программы и планирование.Танцевальный  кружок " Непоседы"  1-4 классКружок художественно-эстетической направленности "Весёлые краски"    1-4классКружок духовно-нравст...

«Приветствия разных народов мира» Разделы: кружок «Я познаю мир» Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов.

«Приветствия разных народов мира»Разделы: кружок «Я познаю мир»Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов....