Актуальность уроков риторики в начальной школе
статья (1 класс) по теме

 

Риторика позволяет более полно реализовать задачи русского языка и чтения. Она дает целостность восприятия всего поля родного языка; формирует активного читателя и слушателя. Риторика учит умелому, успешному и эффективному общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhurnal.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 391

Красносельского района Санкт- Петербурга

статья

Актуальность уроков риторики в начальной школе

Подготовила

учитель начальных классов:

Форсилова  Марина Викторовна

(УМК «Школа 2100»)

Санкт-Петербург

2012

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА

     Прежде, чем говорить о предмете «Риторика», давайте вспомним, какие главные задачи решают уроки русского языка и чтения в начальной школе.

Целью уроков русского языка является:

1. Развитие устной и письменной речи учащихся как коммуникативной формы русского языка.

2. Формирование практических умений в использовании теоретических знаний.

На уроках чтения в начальной школе дети читают и слушают только литературные произведения; формируется умение чувствовать, видеть идею произведения.

Что же такое риторика, каковы ее цели?

Риторика позволяет более полно реализовать задачи русского языка и чтения. Она дает целостность восприятия всего поля родного языка; формирует активного читателя и слушателя. Риторика учит умелому, успешному и эффективному общению.

Курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому главное место в программе занимают коммуникативные умения. Для формирования этих умений вводятся необходимые понятия. Так, например, при изучении темы «Речевые жанры» даются понятия, что такое «Словарная статья, заметка, хроника, информация» и другие.

Все умения - основные и конкретные - делятся на 2 группы:

1. Умение анализировать и оценивать общение.

2. Умение говорить, слушать, читать, писать - умение общаться.

Главное для нас, чтобы дети умели пользоваться даром слова и умели общаться.

В программе каждого класса выделяются 2 блока.

1) Общение.

Этот блок даёт представление о том, как люди общаются, какие виды общения существуют, что такое речевая ситуация.

На основе этих сведений у детей формируется важнейшее умение - ориентироваться в ситуации общения:

- учитывать с кем, говоришь, почему, для чего

- каким тоном при этом нужно говорить, каким должен быть темп речи

- учитывать мимику, жесты, позу во время общения

- умения утешить, успокоить словом

-умение слушать другого человека

-умение по глазам, по взгляду понимать человека

-умение общаться вежливо

2)  Речевые жанры.

Этот блок дает представление о таких речевых жанрах, как:

- письмо

- поздравление

- объявление

А в 4 классе дети знакомятся с такими жанрами, как, словарная статья и её структура, рассказ, информация, хроника, заметка и другие.

 Предмет риторики помогает решать многие нравственные задачи. Такие важные темы о том, как вести себя в различных ситуациях, становятся предметом обсуждения на уроках.

«Как правильно поприветствовать»,

«Как не обидеть словом»,

 «Как разговаривать по телефону»,

«Как правильно поблагодарить, поздравить человека с чем-то»,

«Как правильно попрощаться».

С этих важнейших вещей начинается изучение риторики в 1 классе. И далее в следующих классах весь материал учебника носит воспитывающую функцию.

Поскольку «Детская риторика» носит открытый характер, это дает возможность интегрирования уроков риторики с уроками русского языка и чтения.

Приведу несколько примеров из практики.

1 класс

На уроке чтения дети говорили о животных и читали стихи и   рассказы о животных. Следующим был урок риторики, где дети знакомились с такими речевыми жанрами как скороговорки, считалки, чистоговорки и загадки. Используя материал уроков чтения, на уроке риторики дети сами придумывали загадки о животных.

Еще в добукварный период в азбуке мы знакомим детей с понятием «текст», учим устно составлять текст, отличать текст от отдельных предложений. Это понятие в каждом следующем классе изучается более углубленно.

Во 2 классе на уроках русского языка мы говорим о признаках текста, а на уроке риторики дети узнают еще и о том, что такое тема текста, как составить план текста, узнают о том, какие бывают тексты. Изучив на уроке риторики этот материал, мы составили табличку, которая потом очень помогала нам и на уроке риторики, и на уроке русского языка. Работая с текстом на уроке русского языка, дети определяли тип текста.

Используя полученные о тексте знания на уроке риторики, дети уже во 2 классе писали коротенькие сочинения – рассуждения, повествования, описания.

В 3 классе на уроке риторики дети изучают понятие «вежливость», «вежливое общение», «вежливая речь». На уроке разыгрывались различные сценки по изучаемой теме, а затем детям было предложено сочинить сказочную историю по предложенному сюжету.

При изучении темы «Хорошее настроение» дети поделились своими размышлениями, когда у них бывает хорошее настроение. Получилось сочинение - размышление. Изучая понятие вежливость, мы говорили о том, что быть вежливым – это уметь грамотно писать.

Я предложила детям представить себе литературное произведение, которое написано с ошибками и попробовать записать его, сделав как можно больше ошибок. Это очень хорошее упражнение для развития орфографической зоркости.

На уроках риторики мы работаем над пословицами и поговорками, которых не так много в учебниках русского языка и чтения. Объясняем смысл этих пословиц, разыгрываем различные ситуации, где и когда их можно применить, дети придумывают истории, названиями которых были пословицы и поговорки.

Я уже говорила о том, что работа с текстом из года в год постепенно усложняется.

В 4 классе, когда мы изучали тему «Описание», детям было предложено составить или найти 2 вида описания какого – либо объекта: научное и художественное. Работа над различными речевыми жанрами дает возможность учителю разнообразить задания по развитию связной речи учащихся. Дети учатся писать не только традиционные изложения и сочинения, но также и объявления, поздравления, заметки и многое другое.

Так, изучив на уроке риторики во 2 классе речевой жанр «объявление» и прочитав на уроке чтения главы из повести Успенского «Школа клоунов», дети придумали свои объявления о наборе в школу клоунов.

В 4 классе ребята знакомятся с такими серьезными речевыми жанрами, как словарная статья, рассказ, информация, хроника, заметка, письмо и учатся сами писать их.

Я поподробнее остановлюсь на одном из уроков риторики. Мы поработаем над словарной статьей, а затем понаблюдаем, как знания, полученные на риторике, помогли в проведении урока чтения.

4 класс

Тема урока риторики: «Речевые жанры».

Второй урок по теме.

На 1 уроке дети познакомились с понятием «словарная статья», из чего состоит словарная статья.

Домашнее задание: составить словарные статьи для толкового словаря к словам: тусовка, менеджер, имидж, спонсор, макияж.

На 2 уроке происходит знакомство с новым речевым жанром - рассказом. 

Дети по группам составляют словарную статью к слову « рассказ».

Далее дети вспоминают части рассказа: вступление, основная часть, заключение.

Делим основную часть на части и знакомимся с ними: завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

 Следующий урок- урок литературного чтения. 

Дети читают рассказ Носова «Федина задача». Дети вспоминают, что они узнали на риторике о рассказе. Ученики сами находят все части, обозначают их условными значками. Проделанная на уроке риторики работа по ознакомлению с новым речевым жанром позволила уделить больше времени выразительному чтению, чтению по ролям, глубокому анализу произведения, беседе об авторе.

Также в разделе «Речевые жанры» дети учились составлять хронику, заметку, письмо. Закончив учебник по чтению, дети написали письма авторам учебника.

Чтобы программа по риторике была успешно реализована, нужно строить урок риторики так, где бы каждый ребенок вовлекался в процесс общения.

Необходимо делить детей на подгруппы, чтобы они видели друг друга, могли общаться,  и каждый ребенок имел возможность высказаться, проявить индивидуальность. На уроке обязательно должна быть доброжелательная атмосфера.

Нельзя забывать о дыхательно-речевых упражнениях, чаще работать хором:

 произносить чистоговорки, скороговорки, причем в разные моменты урока, для речевой разминки; хорошо всем вместе спеть песню или послушать музыку, чтобы создать определенное настроение.

Главное - чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок.

Тогда урок риторики станет для ребенка не только обучающим и развивающим, но и самым любимым уроком, где можно творить, выдумывать, сочинять.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Актуальность метода проектов в начальной школе"

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное о...

Выступление на тему "Актуальность групповых проектов в начальной школе",

Выступление на тему "Актуальность групповых проектов в начальной школе",...

Актуальные вопросы образования в начальной школе

Вопросы качества обучения стоят на первом месте в организации образовательного процесса. Именно от высококвалифицированной работы учителя зависит в определяющей степени качество обучения учащихся I-IV...

Актуальность проблемы двуязычия в начальной школе

Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи...