Развитие творческих способностей младшего школьника с использованием ИКТ
статья по теме

Малиновская Наталья

Отчёт по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл творческий отчёт23.74 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Слайд 1

Для оптимального развития каждого ребёнка учитель должен знать психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребёнка. Необходимо учитывать и тот факт, что значительная часть обучающихся  уже на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к изучаемым предметам. Но если понаблюдать за детьми после того, как прозвенит звонок с урока, можно заметить, как дети преображаются. Здесь проявляется и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и изобретательность. Разгадка проста: ребёнок из объекта деятельности превратился в субъект, которому позволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться его личность.   Одним из приёмов создания положительной мотивации учения может служить опора на творчество обучающихся.  Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ребёнок не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Необходимо дать возможность всем обучающимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Только творческий человек может  успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложившихся ситуаций, способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Слайд2,3

      

У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке.

С первого года обучения на уроках мною используются творческие игры: «Продолжи», «Рассказ на одну букву», «Сочини сказку», «Придумай рифму»

Дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи,  создают иллюстрации.

   Сказки – любимый литературный жанр у детей. Я предлагаю детям изменять сюжеты любимых сказок, вводить что-то новое, необычное, придумать продолжение известных сказок, попробовать самим сочинить сказку. Так, например, после чтения и разбора сказок и рассказов о природе я предложила детям самим придумать сказку-загадку о временах года, красочно оформить её. Сказки получились очень интересные: «В гостях у матушки природы»…Для развития творческих способностей  также использую различные игры, загадки, ребусы, кроссворды. Дети учатся думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Сами сочиняют загадки, кроссворды.  

Слайд 4

Далее становясь старше задания и методы обучения усложняются. В 3-4 классах я начинаю использовать на уроках следующие приёмы: «Мозговой штурм», «Составление кластера», «Написание эссе», «Написание синквейна».

Характеристика каждого приёма

«Мозговой штурм»

 Слайд 5

Основная цель- развитие творческого типа мышления. Проводится в группах. Можно использовать на любом уроке.  Допустим на окружающем мире ставится проблема «Как сохранить леса?» «Как сохранить чистый воздух, что мы можем для этого сделать?». Затем обсуждаем в группах, выносим предложения для решения проблемы и на третьем этапе коллективно составляем памятку, требования итд. Так же дети составляют презентации, проекты.

Приём «Составление кластера»

Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученик записывает в центре листа ключевое  понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

Приём «Написание эссе»

Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, оригинальность. Пишем обычно в классе после обсуждения проблемы не более 5 минут (Например:«Что такое любовь к ближнему?», «Чем должен жить человек?», «Счастливый человек-это…»)

Приём «Написания синквейна»

В переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по пяти правилам

На первой строчке записывается одно слово- существительное (это тема синквейна).

На второй строчке надо написать 2прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей- 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строчке размещается фраза, предложение, крылатое выражение, состоящее из нескольких строк, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме.

Последняя строчка-  слово-резюме, личное отношение к теме, ассоциация

Хочу привести несколько примеров из собственного опыта. Это фрагменты творческих заданий, работ учащихся.

Творческая работа на уроках русского языка (подготовка к написанию сочинения по теме «Осень»

Слайд 6  Дополняем текст однородными членами предложения, образными выражениями

 ( Слайд 7) Текст – описание становится ярким и красочным, когда в нём используются  художественные приёмы. Одним из красивых приёмов ( их ещё принято называть тропами)  является приём аллитерации, звукописи.. Дети выписывают слова, которыми  можно передать шорох листьев и объясняют, почему выбрали именно эти слова

 ( Слайд 8)  На уроке литературного чтения изучали стихотворение И. Бунина «Листопад». Детям даётся задание вспомнить стихи И.Бунина об осени и вставить сравнения в предложения.

  1. Лес, точно _______________
  2. Как _____________, ёлочки темнеют.
  3. Просветы в небе, что ____________.
  4. Воздушной паутины ткани

    Блестят, как ____________________.

  1. В дворе последний мотылёк

    И, точно ___________,

    На паутине замирает.

Придумывают свои сравнения, чтобы описать осенний день. Можно работать в парах, в группах.

Творческое задание на уроке изучения имени прилагательного

Слайд 9

Мы сейчас попробуем за 5 минут сочинить сказку. Это задание так и называется «Попробуем придумать»

Каждому ряду на парту я кладу карточки со словами. Это существительные мужского и среднего рода. Используя все слова, придумать  небольшой текст-сказку. Работаем группами по 4-5 человек

                        

На уроках литературного чтения используем приём составления кластера, написания эссе, пробуем составлять синквейн.  Детям даются задания составить стихотворение по опорным словам, написать письмо автору (поблагодарить за произведение, спросить его о чём-либо…)  На открытом уроке по произведению Гаршина «Сказка о жабе и розе» Детям давалось дом. задание составить стихотворение по опорным словам Слайд 10  Демонстрация двух работ Слайды 11, 12

Пишем рассуждения на различные темы («Чем должен жить человек?» , «Что такое любовь к ближнему?» , « Добрый человек- это…» итд Зачитываю несколько работ.

Ребята с большим удовольствием готовят сообщения-презентации по творчеству писателей и поэтов.

На уроках математики составляют и решают в группах математические кроссворды, составляют задачи(с героями сказок и рассказов)

   На уроках технологии и изобразительного искусства также предоставляется большая возможность для развития творческих способностей обучающихся.  На этих уроках каждый ребёнок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты. По новым стандартам обучения дети создают на этих уроках проекты и с помощью ИКТ готовят защиту этих проектов Слайд 13

   

   Слайд 14

 

В заключении хочется отметить, что творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

Из опыта работы "Использование современного детского фольклора в развитии творческих способностей младших школьников"

В решении задач развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место. Новый Федеральный государственный образователь...

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников

Разработка комплекса занятий с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, которые могут быть применены в учебно-воспитательном пр...


 

Комментарии

Малиновская Наталья

Небольшой отчёт