Главные вкладки

    Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.
    статья (4 класс) по теме

    Чурсина Валентина Васильевна

    Дать понятие  «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способностей, познакомить со способами стимулирования творческой активности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chto_takoe_tvorchestvo_i_tvorcheskie_sposobnosti.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Развитие творческих способностей  школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.

    Цель: дать понятие  «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способностей, познакомить со способами стимулирования творческой активности.

    План

    1. Что такое творчество и творческие способности.
    2. Развитие мышления – путь к развитию творческих способностей.
    3. Условия развития творческих способностей.
    4. Задачи, стоящие перед педагогами, по развитию творческих способностей.
    5. Виды творческой деятельности.
    6. Способы стимулирования творческой активности.
    7. Специфика взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества
    8. Заключение.

    Вам не удастся никогда создать

    мудрецов, если будете убивать в

    детях шалунов.

    Ж.Ж.Руссо.

    1. Что такое творчество и творческие способности.

    Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь её решения или создаётся нечто новое. Вот здесь то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – всё то, что в совокупности составляет творческие способности.

    Слово «творчество» происходит от слова «творить»

    - А что это значит?

    Творить – это создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном.

    Творчество – это исследование.

    Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.

    Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само её появление есть уже появление чего – то нового.

    Т.о., творческие проявления ребёнка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.

    - Кому нужны творческие способности?

    Ускорение научно – творческого прогресса будет зависеть от количества и качества творческих умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники, производства, от того что называется повышением интеллектуального потенциала народа.

    - Получается, что все должны стать творцами?

    Да, пусть одни в меньшей степени, другие в большей.

    Творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет или создаёт что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с  созданиями гениев.

    Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх – драматизациях.

    Ребёнок берёт палку и садится на неё верхом.

    - Как вы думаете, что он себе воображает? «Что едет на лошади»

    - А девочка, играющая с куклой? «Представляет себе её мамой»

    Это примеры самого настоящего творчества.

    Творчество детей в играх направлено на создание игровых ситуаций, учит обдумывать замысел, развивает такие качества как активность, самостоятельность.

    Учёные отмечают динамику исследовательской активности ребёнка к 7-8 годам. Творчество дошкольников  часто выражается в форме самостоятельно поставленных вопросов. Именно в этот период их называют «почемучками».

    - Что же вкладывается в смысл понятия «развить способность».

                Это вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости.

    Биологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 3-5%. Человеческий мозг несёт в себе огромную, пока далеко не используемую природную возможность.

    2.Развитие мышления – путь к  развитию творческих способностей. Сегодня вопрос о развитии творческих способностей в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у ребенка значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать информацию как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

                 В качестве критерия творчества часто рассматривается  оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных.

    Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений.

    Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления «отсутствие скованности», отсутствие «стереотипности» , подвижность.

    Эти все качества характеризуют творческого человека.

                Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхность мышления. Но они  важны в жизни, так как позволяют быстр решать стандартные задачи. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предлагает хорошо развитые творческие способности.

                 Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями дошкольниками тех или иных истин – является метод проблемного обучения. Перед детьми ставят проблему: познавательную задачу и дети при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследует путь и способы её решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формируют у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей.

    Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. Развивать творческие способности ребёнка – это значит развивать его воображение.

                     Однако в практике в большинстве случаев используются  репродуктивные задачи, ориентирующие  ребенка  на однозначные ответы, не активизирующие его мысленной деятельности.

    По данным некоторых исследователей лишь 10% задач вызывают процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, общения внимания, быстроты охватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность дошкольников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня.

                     Из практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего – либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё немецкие педагог Дистервег «последователь Песталоцци» писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.

                   Разумеется,  увидеть что – то по новому, не так как все, и не так ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому  можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей систему  познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска.

                    Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных детей. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных.

    Задания творческого характера должны даваться всей группе детей.

    При  их выполнении оценивается только успех. В каждом ребёнке педагог должен видеть индивидуальность. Американский учёный Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считалось не очень способными.

    Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов воспитания и обучения. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, педагог систематически, целенаправленно развивает у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, и мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей  имеет уровень развития внимания, памяти, воображения ребёнка. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей и повышает творческо – поисковую активность.

    3. Условия развития творческих способностей.

    Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий,  благоприятствующих их формированию.

    - Каковы же условия развития творческих способностей?

    Такими условиями являются:

    1. Большое поле деятельности по привитию детям вкуса к творчеству имеют занятия музыкой, изобразительной деятельности, продуктивными видами труда, ознакомление с художественной литературой, познавательная деятельность, театрализованная деятельность.  
    2. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
    3. Создание обстановки, определяющее развитие ребёнка.
    4. Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности  
    5. Умная доброжелательная помощь , а  не  «подсказка» взрослых.
    6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.
    7. Проведение детального анализа.
    8. Сам педагог – творческая личность.
    9. Мотивация.

    Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и всестороннее развитие личности предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые ЗУН, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков дошкольников, их познавательной активности, способности решать нестандартные задачи.

    4.Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

    - Какие существуют виды творческой деятельности?

    - Продуктивная деятельность.

    - Декоративно – прикладная.

    - Художественно – эстетическая.

    - Литературное творчество.

    - Творчество в движении.

    - Общение и лидерства.

    - Творческое мышление.

    5. Способы стимулирования творческой активности.

    - Какими способами педагог должен стимулировать творческую активность?

    1. Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению много аспектного мышления.

    2. Обогащение окружающей среды разнообразными новыми для ребёнка предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

    3. Поощрение высказывания оригинальных  идей.

    4. Обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов.

    5. Использование личного приёма творческого подхода к решению проблем.

    6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

    Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё  неизвестные».

    Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательности и исследовательского таланта.

    Наша обязанность – помочь ребёнку встать на этот путь.

    6.Говоря о специфике взаимодействия воспитателей и детей, стиля общения и сотрудничества в процессе развивающих занятий, необходимо раскрыть принципы, на которых они основываются.

    1. Создание атмосферы,  благоприятствующей   появлению   новых   идей   и мнений,   атмосферы,   которая   может вдохновлять   ребенка,   вселять  уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало.
    2. Создание климата взаимного доверия,     психологической    безопасности (следует помнить: критическое высказывание  в  адрес  детей   подавляет   их творческие способности).
    3. Восхищение   каждой   идеей  детей, аналогичное восхищению первыми ша-

              гами ребенка (позитивное подкрепление всех идей  и ответов,  поощрение   

              оригинальных     идей,     использование ошибки как возможности нового,  

              неожиданного взгляда на что-то привычное).

                Всем   известна   истина:   «Принуждение   —   враг   творчества».   Творческое   развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в процессе организации развивающих занятий является создание мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в осознании своей, значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда им приходится превращаться в волшебников, художников, портных, конструкторов и т. п. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, выступая в позиции помощника, защитника, чувствуя себя сообразительными, умными.

    Важным стимулом, побуждающим дошкольников к деятельности, в том числе и творческой,  является мотив личной заинтересованности. Чем старше дети, тем реже возникает необходимость в использовании этого мотива, больше внимания уделяется формированию общественно-значимых мотивов: желания сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести пользу, оказать помощь.

    Значимой для дошкольников является потребность в общении со взрослым. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Процесс общения должен сопровождаться только положительными эмоциями: радость нового знания, радость открытия, радость творчества, удовлетворенность похвалой. Отрицательные эмоции недопустимы. Иногда все-таки возникают ситуации; когда наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности с целью показа недостатков или коррекции поведения.

    Однако педагог должен высказывать необходимую критику относительно тех или иных форм поведения детей, но не их личных качеств.

    С возрастом потребность в общении со взрослыми претерпевает качественные изменения: основным мотивом общения все чаще выступает стремление получить новую информацию, обсудить какое-либо явление или событие. Постепенно наиболее значимой для старших дошкольников становится познавательная потребность. Дети с увлечением «отправляются в путешествие» на Север, в Африку, в «космические полеты на воображаемые планеты».

    Наряду с познавательной в старшем возрасте проявляется и потребность в созидании, которую педагогу следует всячески стимулировать.

    Организуя познавательную творческую деятельность, необходимо постоянно помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием  ребенка. Эмоциональный настрой поддерживает и стимулирует познавательную активность детей, что в свою очередь способствует развитию творческого мышления.

    Методы и приемы развития  воображения, нестандартного мышления освобождают детей от психической инерции, раскрепощают их, внушают им уверенность в своих силах, что может иногда привести к завышению самооценки, а также к развитию отрицательных качеств — зазнайства, высокомерия, резкости и даже грубости по отношению к сверстникам, родителям. Поэтому должны решаться задачи формирования культуры общения, поведения. Ребенок должен овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими его людьми.

    В содержание деятельности по развитию творчества детей можно включать советы Дейла Карнеги. Многие из них понятны детям:

    1. Улыбнитесь.
    2. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
    3. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
    4. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
    5. Будьте щедры на похвалу.
    6. Я   ни   о  ком   не  буду  говорить  плохо,   но расскажу все хорошее, что знаю о каждом.
    7. Интересуйтесь другими людьми.

    Заключение.

    7.Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

    Детский возраст имеет богатейшие  возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необходимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в  уже дошкольном детстве.

    Для успешного развития творческих способностей необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

    Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей  школьников:

    1. Самообразование педагогов.
    2. Применение на всех занятиях с детьми  заданий творческого характера.
    3. Использование специальных игр, развивающих творческие способностей детей.
    4. Привлечение родителей к проблеме развития творчества детей.

    Литература:

    1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
    2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
    4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
    5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
    6. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М, 1993.
    7. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
    8. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления у детей.
    9. Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и в семье.// Дошкольное воспитание.2009. №4.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская деятельность – средство реализации личности ребёнка.

    Исследовательская деятельность широко распространяется в учебном процессе с начальной школы. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активн...

    Сотрудничество классного руководителя , родителя и ученика как средство формирования личности ребёнка.

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколени...

    Статья "Творческие сочинения детей -одно из средств их общего развития"

    О важности развития речи детей в начальной школе....

    Роль педагога в формировании личности ребёнка: развитие позитивной Я-концепции

    Роль педагога в формировании личности ребёнка: развитие позитивной Я - концепции...

    Родительское собрание на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка».

    Родительское собрание  на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка».Тип собрания: семинар-общение....


     

    Комментарии

    Чурсина Валентина Васильевна

    Вам не удастся никогда создать
    мудрецов, если будете убивать в
    детях шалунов.
    Ж.Ж.Руссо.