ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
статья (1 класс) на тему

 

На мой взгляд, прошло время массовых стандартов знаний. Настало время сделать образование конкурентоспособным. Но как? Как раскрыть творческие способности и приучить  детей к свободе  творчества, как воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном мире? Актуальность  проблемы очевидна, поэтому  сегодня  мне хотелось бы поделиться с Вами, коллеги, одним из способов формирования ключевых компетенций –интеграцией учебных дисциплин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tazieva_gimn_no90.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании.

Одной из главных задач образования является подготовка ребенка  к современной жизни. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно- технического прогресса. Эта подготовка должна проходить через формирование у учащихся ключевых компетенций.

Компетенция – совокупность необходимых знаний, умений и нравственных установок, обеспечивающая способность осуществлять результативную деятельность в определенной области. Ключевые компетентности относятся к общему содержанию образования  в целом.

В настоящее время инновации в школьном образовании, связанные с понятием «ключевая или базовая компетентность», ведутся по следующим направлениям:

  1. введение компетенций в школьные стандарты образования, содержание образовательных программ;
  2. разработка и внедрение в практику новых систем оценивания достижений учащихся, способов измерения и поддержки их индивидуального прогресса в приобретении наиболее важных для жизни и будущей работы ключевых компетенций;
  3. создание новых программ;
  4. отработка интегрирующих концепций, сочетающих развитие ключевых и специальных компетенций, связь традиционных школьных программ со стратегиями обучения, ориентированными на компетенции;
  5. развитие вариантов анализа школьного образования, его качества с позиции компетентности.

Одним из способов формирования ключевых компетенций является интеграция учебных дисциплин.

 Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки.

Хотя и не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, закономерно возникают вопросы: как идет усвоение обучающимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируется ли в их сознании целостная картина мира?

От меня, как от  современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я также  должна  способствовать развитию  познавательных  способностей  учеников, воспитывать в них самостоятельную творческую личность, формировать системно-целостный  взгляд на мир.

Для  решения проблемы в своей деятельности  я  использую  базовые педагогические технологии: 

ПРОЕКТНУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

Как точно заметил Английский философ Джон Локк: «Лучший путь к истине – это изучать вещи, какие они есть, а не верить, что они такие, как нас тому научили»

     Изучать вещи такими, какие они есть нам  помогает проектно-исследовательская деятельность.   В начальной школе темы детских проектных и исследовательских работ могут быть близки к содержанию учебных предметов, но обязательно должны находиться в зоне ближайшего развития в области познавательных интересов ребенка и обеспечивать мотивацию включения его в самостоятельную работу.

    Изучив методику организации исследовательской работы с младшими школьниками, я предложила на собрании в первом классе новый метод формирования учебных знаний и навыков. Мною был предложен проект «Умная книжка» и, ко Дню окончания «Азбуки»,  каждый ученик выполнил первое творческое задание - создал свою книжку: о животных, растениях, технике. Мы работали не на результат, а на сам процесс. Во втором классе учебно-исследовательскую деятельность мы решили продолжить в рамках одного предмета - Окружающего мира по разделу «Из чего что сделано». Темы проектов, выбранные самими учениками, были самыми разнообразными и объединяли знания сразу нескольких учебных дисциплин. Каждый   проект был творческим и интересным, из каждого проекта я взяла «изюминку» и составила презентацию, по ней проходила защита работ перед родителями. Детям - успех, а родителям- радость. С этого был запущен механизм исследовательского поиска.

На протяжении четырех лет были проведены следующие проекты и исследования:

1 класс: исследование «Умная книжка» по итогам  литературного чтения

2 класс: проект «Как хлеб на стол пришел»

3 класс: исследование загрязнения атмосферы районов        

4 класс: проект «Микроскоп», исследование «Телефон и я», исследование свойств металлов.

 В результате исследований была реализована межпредметная интеграция следующих учебных дисциплин: окружающий мир, экология здоровья, ОБЖ, русский язык, литература.

Я вижу,  как у моих ребят  формируется интерес  к дополнительным источникам и как развиваются мотивы  самообразования. Дети учатся  выдвигать гипотезы в своих проектах, обосновывать их посредством опросов, анкетирования, опытов. Это можно наблюдать на примере  работы над проектом  «Телефон и я». Участники проекта сначала решали проблему: «Должен ли  телефон быть в числе школьно-письменных принадлежностей школьника?» Решая ее, дети подняли вопросы: о его пользе и вреде; о правилах пользования (этикет) мобильником; о зависимости от телефона и готовятся к реализации  проекта «Телефономания» через детский школьный форум.

Метод проектно-исследовательских задач позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. В результате выполнения исследований и проектов у обучающихся в той или иной формируются :

  1. информационно - аналитические умения: видеть проблему;  выдвигать гипотезы; давать определения понятиям, классифицировать, экспериментировать, задавать вопросы;
  2. информационно - поисковые умения: уметь наблюдать; уметь общаться; уметь работать с книгой, с текстом; владеть словом; уметь искать информацию.

Я обратила внимание, что совместная работа над проектом или исследованием позволила мне выстраивать бесконфликтную педагогику, превращать образовательный процесс, к радости детей, из скучной «принудиловки» в творческую деятельность.

Уместно в связи с этим вспомнить слова Л.Н.Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное предложение этих сведений».

На мой взгляд, результаты исследовательских и проектных разработок следует в обязательном порядке предоставить всем заинтересованным лицам для ознакомления и дальнейшего их распространения, применения, внедрения. Идеи и разработки  были распространены посредством участия в городской научной конференции «Интеллект. Карьера». На конференцию учениками 4Б были представлены следующие темы:

  1. Исследование «Медь и ее влияние на здоровье человека» (3 место)
  2. Исследование «Магнит и применение его в быту» (1 место)
  3. Исследование «Эпоха в эпохе. Леонардо да Винчи» (Грамота)
  4. Исследование «Кока-кола. Пить или не пить?» (1 место)

В результате исследований была реализована межпредметная интеграция следующих учебных дисциплин: окружающий мир, история, информатика, русский язык, литература.

 Защищая свои исследовательские работы и презентуя проекты, ученики учатся основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, учатся слушать своих сверстников. Именно это дает ученику понять, что его знания интересны  одноклассникам  и востребованы обществом.

Для защиты проектов мои ученики используют презентации - одно из современных компьютерных средств обучения. Основу осуществления проектно-исследовательской деятельности составляют информационно-коммуникационные технологии- ИКТ. Какие преимущества у этой технологии?

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано  тем, что оно: 

-усиливает положительную мотивацию обучения и  активизирует познавательную деятельность учащихся.

- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

- повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

-обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

- расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

-способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

-позволяет организовать групповую и самостоятельную работу на уроке

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) - это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами, Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу процесса обучения составляет получение и преобразование информации»

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

В 2010 -2011 учебном году проектные работы с использованием ИКТ были включены в Рабочую программу 3  класса по темам: «Из чего что сделано», «История моего  города», «Моя любимый писатель», Учащиеся выполняют презентации своих проектных работ, осуществляют поиск информации в Интернете.

Несомненно, на  уроке с использованием  современных технологий (интернет, презентация, демонстрация видеосюжетов из видеофильма, учебное электронное пособие) снимаются многие  негативные моменты: минимум бумаг, минимум хождений по классу, чёткость и наглядность хода урока. Использование компьютерных технологий позволило мне вовлечь детей в активную работу и заинтересовать в приобретении необходимых знаний. 

Таким образом, выстраивается комплексная модель качественного обучения с интересом: сочетания современных используемых технологий (проектная, икт) с одной стороны и использование межпредметных связей внутри школьной программы.

Результатом использования современных образовательных технологий я считаю стабильное   качество знаний по предметам, которые я преподаю (65-75%), 100%-ный уровень обученности учащихся в классе,  где работаю. Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над  узколичностными.

Таким образом, межпредметная интеграция, на которую я опираюсь и использую, позволила мне планировать учебную работу, направляя ее на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка.

В довершение я хочу процитировать академика Виктора Фёдоровича Шаталова:  «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мир

                                           

                                   

                                         ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Стандарты  II  поколения. Примерные программы по учебным предметам.   Начальная школа. Издательство «Просвещение»
  3. Стандарты  II  поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Издательство «Просвещение».
  4. В.С. Кукушкин. Современные педагогические технологии . Начальная школа. Ростов. «Феник
  5. Электронный ресурс: http://www.zavuch.info/methodlib/297/75507/#
  6. http://nsportal.ru/node/466746

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Достижение планируемых результатов формирования УУД младших школьников краеведческим содержанием УМК «Перспектива» в условиях реализации ФГОС НОО.

статья на тему "Достижение  планируемых результатов  формирования УУД   младших школьников  краеведческим содержанием   УМК «Перспектива» в условиях реализации ФГОС НОО"....

Доклад "Формирование компетентностей младших школьников в результате межпредметной интеграции"

В докладе описываются, что интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Что интеграция в современной школе идёт п...

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Для решения задач подготовки младших школьников к успешной жизни в информационном обществе школа должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность. Ее содержание составляют т...

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Цель работы: описать  систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах....

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно од...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...