«Развитие основ исследовательской деятельности младших школьников».
статья (4 класс) по теме

Маслова Эльвира Ринатовна

Статья, о том как педагог работает по проектной и иследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие основ исследовательской деятельности младших школьников».

Исследовательская деятельность- это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребёнок, вовлечённый в исследовательскую деятельность.

Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Детям присущи любознательность, желание экспериментировать, жажда новых впечатлений. Ребенок стремится познать окружающий мир. Именно это стремление к познанию создает условия для исследовательского обучения.

Цель учителя в этом направлении – привлечение детей к исследовательской деятельности без всякого принуждения и  создание условий для  формирования и развития исследовательских умений.

Можно выделить 4 блока умений, необходимых ребенку исследователю:

1 блок. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

- организация рабочего места;

- планирование работы.

2 блок. УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА

- выбор темы исследования;

- целеполагание;

- умение выстроить структуру исследования;

- методы исследования;

- общелогические методы;

- поиск информации.

3 блок. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

- структурирование информации;

- выделение главного;

- упорядоченное хранение информации.

4 блок. УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ

- формы представления результатов (конференции, презентации, доклады)

- требования к докладу;

- требования к речи докладчика.

Какова же роль учителя в исследовательской деятельности?

Учитель – вдохновитель, соучастник  исследовательской деятельности.

Исследовательскую деятельность я ввожу в учебный процесс с 1 класса. В ней принимают участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Детей на первых порах приходится учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент.

В 1 классе веду подготовительную работу, в уроки включаю задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на уроке математики, обучения грамоте, окружающего мира, изобразительного искусства. Подготовительную работу веду следующими средствами:

- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением;

- уроком-исследованием. Вначале постановку проблемы решаю сама, поиск решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам; предположения выбирают учащиеся самостоятельно, выводы делают под моим руководством.

Со 2 класса организую специальные занятия по исследовательской деятельности. Знакомлю с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание».

Осуществляю коллективные исследования (с соблюдением всех этапов) по различным темам.

Например, подвела учащихся к теме исследования «Моя малая Родина». Ученики сами формулируют проблему: противоречия между потребностью и возможностью узнать историю своего посёлка и отсутствием знаний по этой теме. Ставят цель: организовывать поиск сведений. Определяют задачи: найти информацию об истории села, о наших земляках, прославивших родину; изучить растительный и животный мир окрестностей посёлка. Выбирают методы исследования: наблюдение, опрос, экскурсии, встречи, изучение фотографий. С целью выполнения каждой задачи,  назначаю группы учащихся, работающих по исследованию определённого направления.

Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих умений.

С 3 класса осуществляю самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений.

 В 3классе мои ученики стали особо интересоваться животным и растительным миром. Я заметила, что дети стали приносить в школу энциклопедии, журналы, другие источники и знакомили меня  и одноклассников с интересными фактами из жизни животных и растений. Я решила предложить детям исследовательскую работу по 4 разделам: животные, растения, насекомые, птицы. Дети самостоятельно выбрали тему,которую им было интересно исследовать. Я раздала и ознакомила учащихся с памяткой юному исследователю.

Памятка юному исследователю.

Мое исследование.

  1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться мое исследование? «О жизни бобров».                                                                                                                                            
  2. (Введение. Актуальность проблемы).  В чем необходимость моей работы?

Что я узнал из литературы?

  1. ( Цель) Что я хочу исследовать?   «Изучить….»
  2. (Задачи). Для чего я хочу провести исследование?

Задачи:

- изучить литературу о жизни бобров;

- выявить, чем питаются бобры;

- установить место проживания бобров;

- выяснить подробности жизни бобров;

       5.  Дата и место проведения моего исследования.

       6.  (Методика работы). Каким образом я проводил исследование?

      7. (Описание работы). Мои результаты исследования.

     8. (Выводы.) Выполнил ли я то, что задумал?

     9. Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить?

    10. Использованная литература.

 Из этой памятки учащиеся узнали, на что обратить внимание , работая над исследовательской работой.  

Следующий этап нашей работы – сбор материала по своей теме, используя различные источники. Источники информации: интернет ресурсы, печатные материалы, мультимедиа- энциклопедии.

Мною были организованы консультации для учащихся, где мы обсуждали непонятные моменты в исследовательской работе. Работа велась как индивидуальная, так и групповая.

Следующий этап работы - подготовка сообщений,  оформление научно- исследовательских работ , составление презентаций по своей теме. На этом этапе помощниками были не только я, но и родители.

Последний этап- защита исследовательских работ на научной конференции. На конференцию были приглашены администрация школы, учащиеся, состоящие в научном обществе учащихся гимназии.

Каждый участник конференции получает диплом . Все материалы участников конференции передаются в банк исследовательских работ учащихся при методическом кабинете школы.

В 4 классе исследовательскую работу продолжили. Инициатива от учителя перешла  к учащимся – они сами стали предлагать темы новых исследований и  самостоятельно приступили к  работе. Большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности не только выбрать тему исследования, но и составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал. Вот некоторые темы исследовательских работ в 4 классе:

«Чернобыльская АЭС», «История моей школы», «Мой папа воевал в Чечне», «Проблема воздуха в моем поселке», «Мир электроники», «Престижные марки легковых машин» и др.

Работая с детьми над развитием основ исследовательской деятельности , я добилась таких результатов:

  1. Дети неплохо научились работать с различными источниками информации;
  2. Значительно расширили свой кругозор;
  3. Получили опыт публичного выступления;
  4. Овладели рядом практических умений и навыков.

.

Выступление  на ШМО учителей начальных классов тема:

«Развитие основ исследовательской деятельности младших школьников»

Подготовила и выступила Маслова Э.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников». ...

Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.

laquo;… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»...

План профессионального самообразования учителя начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Тема по самообразованию:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»....

Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.

В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....

"Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников"

В данной работе рассказывается о том, что проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проек...

Формирование основ исследовательского поведения младшего школьника средствами проектной деятельности

В работе представлены основные  образовательные технологии, этапы проектной деятельности, условия для организации эффективной самостоятельной проектной деятельности и типы проектов....