Общешкольные меры по предупреждению неуспеваемости младших школьников
методическая разработка по теме

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема……………..6
  2. Причины неуспеваемости младшего школьника и их предупреждение…………………………………………………………..11

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Определение уровня мыслительной сферы и учебной мотивации младших школьников……………………………………………………………17

2.2. Пути и способы предупреждения неуспеваемости в младшем школьном возрасте……………………..…………………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 43

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ начальная общеобразовательная школа №1 г. Тверь

 

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ

«ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

       

Заместитель директора по УВР: Войкова Эльвира Александровна

                                 

                                   

                                    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема……………..6
  2. Причины неуспеваемости младшего школьника и их предупреждение…………………………………………………………..11

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Определение уровня мыслительной сферы и учебной мотивации младших школьников……………………………………………………………17

2.2. Пути и способы предупреждения неуспеваемости в младшем школьном возрасте……………………..…………………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 43

ВВЕДЕНИЕ

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, который пополняется в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из процесса обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь  устранить их, или корригировать последствия.

Младший школьный возраст является сензитивным:

- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- усвоения социальных норм, нравственного развития;

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Все это составляет главный актуальный вопрос на современном этапе развития школы.

Данное требование определило выбор темы исследования «Причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения».

Объект исследования: неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.

Предмет исследования: причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения.

Выдвинутая  гипотеза формулируется следующим образом: если своевременно выявить причины неуспеваемости младших школьников, то можно разработать эффективные пути предупреждения неуспеваемости, т.к. успешность обучения в начальных классах предотвратит трудности усвоения программы в средних классах.

Цель исследования состоит в разработке путей предупреждения неуспеваемости младших школьников.

Исходя из поставленной проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

-   изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

-    выявить причины неуспеваемости  младших школьников;

-    определить пути предупреждения причин неуспеваемости;

- экспериментально проверить эффективность обучения по разработанной методике.

Основными методами исследования являются:

        а) теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования

б) эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, развивающие игры.

Теоретическая значимость: попытка обобщения теории развития логического мышления младших школьников путем предупреждения причин неуспеваемости.

Практическая значимость: разработка рекомендаций для учителей начальных классов.

Апробация материалов исследования была осуществлена в педагогической деятельности учителей начальной школы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема

     Понятие «образование» сложное и многоаспектное. Оно включает в себя не только знания и навыки, но и умение критически мыслить, оценивать с нравственных позиций исторические и происходящие события, творчески применять полученные данные на практике.

        Согласно Федеральному Закону о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 12.07.95. под образованием в настоящее время понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

        Существует множество определений таких основных категорий педагогики, как обучение и воспитание.

        Обучение в наиболее употребляемом смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества .

        Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится  основной целью (идеалом) современного воспитания. Большое значение в процессе обучения и воспитания детей имеет предотвращение неуспеваемости его участников. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, свои возможности. Возникает желание стремиться дальше, вставить повышенные цели.

        Огромную роль в системе воспитания и обучения играет школа. Станет ли школа для ребенка вторым домом, будет ли он ходить в этот дом с радостью, свяжет ли все значимое для него в настоящем со школой, останется ли она в будущем опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, неудовлетворенность, убьет любознательность и потребность в достижениях? Этот вопрос задает себе большая часть родителей, отправляя своего ребенка в школу, потому что каждый ребенок характеризуется специфическими личностными особенностями – особой мотивацией, самосознанием, чертами характера, своеобразным поведением. При каждом варианте развития личности у детей могут возникнуть школьные проблемы, способствующие возникновению и дальнейшему развитию школьной неуспеваемости.

         Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.

        Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии [4, c.123].

        Одним из первых мыслителей, который начал искать теоретическую основу для решения практических вопросов успешности воспитания и  обучения, был Ян Амос Коменский. Он поставил великую задачу – создать педагогику, дающую гарантию успеха – без малейшей возможности провала, стремился к тому, чтобы в школах было больше досуга, радостей и основательного успеха. Я.А. Коменский считал, что все дети способны к обучению, которое нужно приспособить к врожденным способностям ребенка, чтобы можно было применить эти способности легко и приятно. Даже в отношении детей медлительных и вялых он видел возможность успешного обучения. «Для того чтобы они не падали духом, надо дать им пережить радость успеха», - писал великий педагог. Таким образом, Коменский придавал большое значение личностным переживаниям  детей в процессе обучения и считал, что все они могут быть успешными в учебе, за исключением тех, «у кого Бог отнял смысл и разум»[8, c. 8].

          Ведущей целью педагогической системы Януша Корчака было создание условий, для максимального развития личности каждого ученика, его самореализации и самоутверждения. Польский педагог был убежден, что каждый ребенок имеет право на ошибку, на тайну, на уважение детского незнания и труда познания, текущего часа и сегодняшнего дня его жизни, право на использование ребенком своих достоинств и сокрытие недостатков, право на игру, движение и прочее [8, с.63].

        Развитие теории и методики воспитания в России конца XVIII- начала XIX вв. связано с именем русского просветителя Н.И. Новикова. Успешность воспитания, с точки зрения Н.И. Новикова, заключается в том, чтобы вырастить из детей образованных и счастливых, полезных и добрых граждан. Большое значение он придавал родительскому примеру и авторитету, который, несомненно, играет огромную роль в процессе семейного воспитания и образования [9, с.78].

        Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание».

        Обобщая имеющиеся в литературе и опыте данные, можно дать следующее предварительное определение этих понятий. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

        Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнения  требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса.

        Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные виды отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом и образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных видов отставания и своевременно устранять их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

        Неуспеваемость, по мнению Ю.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один  из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса. При общем и специфическом отставании определяется круг причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе определения причин трудностей. Нередко наблюдаются и разного рода отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности. Способности этих детей постоянно не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем это могло бы быть в условиях классной дифференциации [5, с.34].

        На основании историко-педагогического анализа можно сделать вывод о том, что обучение и воспитание адекватны социокультурным условиям, и успешность процесса обучения и воспитания в разные периоды жизни общества обусловливаются различными подходами к их организации, отбору содержания и средств, и конечному результату. Многие педагоги считали, что неспособных к обучению детей нет, надо создавать благоприятные условия для их развития.

1.2. Причины неуспеваемости младшего школьника и их предупреждение

        

        Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.

В исследованиях учёных-педагогов (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В.Занков, С.Т. Шацкий и др.) причины неуспеваемости делятся, как правило, на зависящие от учителя и не зависящие. Среди первых Б.П.Есипов называет следующие: слабое знание учителем предмета и методики его преподавания, неумение проявлять требовательность к учащимся, незнание индивидуальных особенностей учеников, плохую организацию их работы, неумение сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности, неправильный выбор путей установления контакта с семьёй и другие [7, с.194].

      С.Т. Шацкий видел решение проблем неуспеваемости в организации индивидуального подхода к школьникам. Вслед за ним А.А.Бударный пришёл к выводу о необходимости дифференциации обучения школьников путём выделения в классе трёх наиболее характерных по степени восприятия и понимания учебного материала групп учащихся [10, с. 14].

       Ю.К. Бабанский разработал систему мер по предупреждению неуспеваемости школьников, в основе которой лежит организация диагностики «реальных возможностей школьников», установление доминирующих причин этого явления и оптимальное использование имеющихся средств педагогического воздействия [2, с. 23].

       Основной причиной неуспеваемости П.П. Блонский считал биологическую неполноценность ребёнка. Выделяя причины, которые ведут к неуспеваемости, П.П. Блонский указывал следующее:

- низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой учебный труд;

- отсутствие интереса к учению и желания учиться;

- слабое общее развитие [3, с.77].

         Е.А. Аркин причиной неуспеваемости считал социальные факторы:

- неблагоприятная атмосфера в семье;

- плохие жилищные условия;

- отсутствие книг и учебных пособий;

- переполненность классов;

- слабые в профессиональном отношении кадры [1, с.146].

       Серьёзной причиной неуспеваемости являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, часто родители читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, дают инструкции, убивая самостоятельность, а также ограждают от массовых запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз и наказаний. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание все равно присутствует.

         Приводит к возникновению неуспеваемости неверная оценка учителем характера и причин затруднений, приводящая к высоким требованиям в познавательной сфере ребенка, личности в целом. Это в свою очередь, вызывает большие проблемы, преодоление которых с каждым годом все труднее. Появляется хроническое отставание в усвоении школьных знаний, которые приводят к вторичным нарушениям психосоциального развития и различным формам отклоняющегося поведения.

        Неблагоприятно влияет на школьника обедненная природными стимулами среда:

- закрытые помещения;

- ограниченные пространства;

         Это приводит к угасанию образно-чувственного восприятия мира, сужению зрительных горизонтов, угнетению эмоциональной сферы школьника. В результате абсолютная и относительная нагрузка на ученика оказывается значительно больше нормативной, а физическая цена его учения – слишком высокой.

         Затруднения в учебе, приводящие к школьной неуспеваемости, вызваны также недостатками в подготовке ребенка к школе. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности общения в школьном коллективе и страх перед учительницей, приводящий к неврозам и школобоязни. На затруднения в учебе оказывает влияние и общее состояние ребенка: нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, нарушение формирования школьных навыков, двигательные нарушения, эмоциональные расстройства.

         Все эти факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействиях, отклонения в психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях, при которых страдает ребенок, постоянно чувствующий собственную неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений. В этой ситуации ребенок переживает устойчивое, эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу – эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом, а часто умолкает совсем. Он совершает много лишних движений, или, наоборот становится неподвижным, скованным. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего дети боятся отвечать у доски, именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.

         В ряде случаев страх вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений агрессии с их стороны. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, обязанности также может спровоцировать проявление страха, страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным, поскольку он старается овладеть новыми знаниями, серьезно относится к своим обязанностям и очень переживает по поводу отметок.

        И.В. Дубровина объединила психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, в две группы. К первой относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле этого слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Среди психологических причин первой группы выделяются следующие три:

- несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной деятельности ребенка;

- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности [6, с. 191].

        Для того чтобы у ребенка не возникла проблема школьной неуспеваемости, нужно помочь ему приспособиться к школе. Крайне важно, чтобы это приспособление было осуществлено без серьезных внутренних потерь для ребенка, без ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Нужно помочь ему почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития.

        В психолого-педагогической литературе данная проблема отражается следующим образом. Приходя в школу, ребенок попадает в качественно новый для него мир, который вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности. Перед ребенком стоит цель приспособления к:

- школьному учителю;

- учению;

- дисциплине в школе.

        Для предупреждения проблемы неуспеваемости многие психологи рекомендуют формировать у учащихся знания, умения, навыки, с использованием конкретного материала, разбрасывать и применять различные виды помощи для успешного решения предъявляемых заданий.

        Важнейшим предупреждением неуспеваемости, по мнению Б.П.Есипова, является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание личности каждого ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника [7, с.167].

        Ю.К. Бабанский разработал систему мер по предупреждению неуспеваемости школьников, в основе которой лежат организация диагностики «реальных возможностей школьников», установление доминирующих причин этого явления и оптимальное использование имеющихся средств педагогического воздействия [2, с. 86].

        На наш взгляд, проблемы, приводящие к неуспеваемости школьника, могут возникнуть на любом этапе школьного обучения, поэтому важно осуществлять и вести систематическую работу с целью профилактики, предупреждения и преодоления проблемы школьной неуспеваемости. Лишь при помощи целостной системы совместной деятельности педагогов, психологов, родителей, самого ребенка, с опорой на помощь психологов, а при необходимости врачей-специалистов можно добиться успехов.

        Таким образом, причин школьной неуспеваемости очень много. Например:

  1. Биологическая неполноценность ребенка;
  2. Недостаточная подготовка ребенка в школе;
  3. Недостатки познавательной деятельности;
  4. Недостатки развития мотивационной сферы ребенка;
  5. Социальные факторы;
  6. Причины неуспеваемости, зависящие от учителя (слабое знание учителем предмета и методики его преподавания, незнание индивидуальных особенностей учеников и т.д.).

Предотвратить причины неуспеваемости легче, чем преодолевать. Поэтому успешное обучение ребенка в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Определение уровня мыслительной сферы и учебной мотивации младших школьников

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Предупреждение неуспеваемости детей  младшего школьного возраста» было проведено исследование.  В эксперименте приняло участие 4 учащихся 3-го класса начальной общеобразовательной школы №1, у которых наблюдались проблемы с успеваемостью. Экспериментальная работа проводилась в течение 2006-2007 учебного года и предусматривала 3 этапа.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня логического мышления, мотивации учения и уровня успеваемости.

Цель второго этапа – проведение дополнительной работы по повышению интеллекта и уровня логического мышления в целях предупреждения неуспеваемости учащихся 3-го класса.

Цель третьего этапа исследования – определить уровень изменения успеваемости учащихся 3-го класса после проведения дополнительной работы по повышению интеллекта и уровня логического мышления.

Цель констатирующего этапа эксперимента предполагала определение уровня логического мышления, мотивации учения и уровня успеваемости.

Для комплексной оценки и выявления уровня познавательной деятельности учащихся были выбраны следующие методики:

- методика исследования словесно-логического мышления;

- методика «Направленность на приобретение знаний»;

- методика «Направленность на отметку».

Методика 1. Изучение словесно-логического мышления

Цель: методика разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта (Р. Амтхауэр) с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности логических операций.

Оборудование: опросник, включающий 4 вербальных субтеста.

Описание методики: в методику входят задания из четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест включает 10 заданий.

1 субтест

        В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. Учащиеся должны продолжить начатые предложения. За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла.

1. У сапога всегда есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2. В теплых краях живет … медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

3. В году … 24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.

4. Зимний  месяц … сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5. В нашей стране не живет … соловей, аист, синица, страус, скворец.

6. Отец старше своего сына … часто, всегда, никогда, редко, иногда.

7. Время суток … год, месяц, неделя, день, понедельник.

8. У дерева всегда есть … листья, цветы, плоды, корень, тень.

9. Время года … август, осень, суббота, утро, каникулы.

10. Пассажирский транспорт … комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

Результаты: из 4-х учащихся с субтестом справился 1 ученик. Данный субтест позволяет также судить о небогатом словарном запасе учащихся. Особые затруднения вызвали задания №1, 5, 10. (На наш взгляд, детям были непонятны значения слов «пряжка»; дети совершенно не представляли какие птицы обитают в нашей стране, а также не знали предназчение средств техники, таких как: комбайн и тепловоз, которые они не видели.) Следует учесть и тот факт, что большинство детей очень редко выезжало из родного города (материальные трудности и т.п.).

2 субтест

        Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Перед ребятами листочки со словами, где они должны вычеркнуть лишние слова. За каждый правильный ответ  - по 3 балла.

  1. тюльпан, лилия, горох, ромашка, фиалка.
  2. река, озеро, море, мост, пруд.
  3. кукла, прыгалки, песок, мяч, юла.
  4. стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
  5. тополь, береза, орешник, липа, осина.
  6. курица, петух, орел, гусь, индюк.
  7. окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
  8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  9. число, деление, сложение, вычитание, умножение.
  10.  веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Результаты его проведения позволяют судить о среднем уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений. Учащиеся легко и быстро нашли «лишние слова» по №3 (названия игрушек им хорошо известны), №4 (названия предметов мебели тоже знакомы), №6 (среди домашних птиц орел сразу оказался «лишним»), №7 (с геометрическими фигурами  знакомы с детского сада) , №8 (учащиеся быстро поняли, что фамилия Петров среди имен мальчиков «лишняя»).

Затруднения были по №1 (названия цветов) и №5(названия деревьев). С заданием плохо справились двое.

3 субтест

Третий субтест содержит в себе задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями. Аналогично первому столбцу дети должны найти связанные между собой по смыслу слова. За правильный ответ – по 3 балла.

1. Огурец

овощ

Гвоздика

Сорняк, роса, садик, цветок, земля

  1. Огород

морковь

Сад

Забор, грибы, яблони, колодец, скамейка

  1. Учитель

ученик

Врач

Очки, больница, палата, больной, лекарство

  1. Цветок

ваза

Птица

Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

  1. Перчатка

рука

Сапог

Чулки, подошва, кожа, нога, щетка

  1. Темный

светлый

Мокрый

Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

  1. Часы

время

Градусник

Стекло, больной, кровать, температура, врач

8. Машина

мотор

Лодка

Река, маяк, парус, волна, берег

9.Стол

скатерть

Пол

Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

  1. Стул

деревянный

Игла

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

При установлении отношений и логических связей между понятиями учащиеся испытали значительные затруднения. Многие просто выбрали понравившиеся им слова по смыслу, не вникая в логические связи между данными понятиями. Например: в задании №3 в аналогии «учитель-ученик» вместо правильного ответа «врач-больной» некоторые учащиеся выбрали «врач-больница», «врач-палата», «врач-лекарство». В задании №4 в аналогии «цветок-ваза» вместо правильного ответа «птица-гнездо» ответили «птица-клюв», «птица-чайка» и т.д. С данным субтестом хорошо справилась одна ученица. Она отличается среди своих сверстников внимательностью, начитанностью, аккуратностью и большим кругозором.

4 субтест

        Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения. Детям предложены начатые цепочки слов, которые они должны продолжить (например: добавить известные им названия рыб и т.д.). За правильный ответ – по 2 балла.

  1. Окунь, карась…
  2. Метла, лопата…
  3. Заяц, лиса…
  4. Огурец, помидор…
  5. Роза, ромашка…
  6. Шкаф, диван…
  7. Июнь, июль…
  8. День, ночь…
  9. Слон, муравей…
  10. Дерево, цветок…

Это задание учащимся очень понравилось, поэтому они выполняли его быстро и с удовольствием. На уроках русского  языка по теме «Имя существительное» они выполняли подобные задания. Некоторые затруднения вызвали лишь задания №9 и 10, т.к. учащиеся не очень четко поняли связь между такими разными словами как «слон» и «муравей», «дерево» и «цветок». Они обратили внимание лишь на разницу между этими словами, когда как надо было продолжить цепочку, назвав любого представителя фауны (животного и насекомого мира) или окружающей природы.  

Выводы:

С помощью этой методики мы определили общий интеллектуальный показатель детей в начале эксперимента (октябрь, 2006 г.).

Интеллектуальный показатель детей в начале эксперимента

Таблица 1

Фамилия, имя

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

Общий балл

1.Алексуткина Кристина

16

15

       9

       12

     52

2.Павлов Илья

4

       6

 

       6

         

        8

         

     24

         

3. Мерсиянов Владислав


8


      12


       9


        12


    41

4.Янин Матвей

       18

     21

        27

       18

    84

100-75 баллов – высокий уровень развития;

74-50 баллов – средний уровень развития;

49-25 баллов – низкий уровень развития.

      По результатам констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что у половины этих детей низкий интеллектуальный уровень. Самые высокие показатели у Янина Матвея (84 б.) .

Этот же показатель после проведения занятий по развитию мышления и интеллекта (апрель, 2007г.). Результаты обследования представлены в таблице 2. Интеллектуальный показатель детей в конце эксперимента

Таблица 2

Фамилия, имя

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

Общий балл

1.Алексуткина Кристина

18

24

27

20

89

2.Павлов Илья

10

15

18

16

59

3. Мерсиянов Владислав

16

18

24

18

76

4.Янин Матвей

20

30

27

20

97

 

После констатирующего эксперимента в течение учебного года с детьми была проведена работа по развитию мышления и интеллекта (тематические игры, конкурсы, викторины; разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов; внеклассное чтение; кружки по интересам т.д.).

Если по результатам констатирующего эксперимента только у одного ученика были высокие результаты (Янин Матвей), то в конце учебного года высокий уровень развития интеллекта показали 2 учащихся: Янин Матвей, Алексуткина Кристина. Следует отметить положительные сдвиги и у тех, кто осенью показал слабый результат: они достигли среднего уровня интеллектуального развития. Все это оказало благоприятное воздействие в целом на успеваемость в классе, учащиеся с удовольствием приходят на учебные занятия, активно участвуют не только на уроке, но и в общественных делах класса и школьных мероприятиях.

                       Методика 2. «Направленность на приобретение знаний»

В начале 2-ой четверти с целью выявления степени выраженности мотивации на приобретение знаний был проведен опрос учащихся 3-го класса. Опросник состоит из 12-ти утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один из предлагаемых. За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы:

а)- на вопросы 1-6, 8-11;

б)- на вопросы 7 и 12.

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

         Утверждения-вопросы:

  1. Получив плохую оценку, ты, придя домой:

а) Сразу садишься за уроки, повторяя то, что плохо ответил;

б) Садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что займешься повторением этой темы завтра.

        2) После получения хорошей отметки ты:

              а) Продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

              б) Не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не      спросят.

3) Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

       а) Да

       б) Нет

4) Что для тебя учеба:

        а) Познание нового;

        б) Обременительное занятие.

5)Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

        а) Да

        б) Нет

6) Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

        а) Да

        б) Нет

7) Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

         а) Да

         б) нет

8) Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

          а) Да

          б) Нет

9) Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

          а) Да

          б) Нет

10) Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, какие темы в нем:

           а) Да

           б) Нет

11) Что, по-твоему, лучше –  учиться или болеть:

            а) Учиться

            б) Болеть

12) Что для тебя важнее – отметки или знания:

            а) Отметки

            б) Знания

    Таблица степени выраженности мотивации учащихся на приобретение знаний по методике 2

Таблица 3

Фамилия,

имя

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

Общий

балл

Алексуткина Кристина

0

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

7

Павлов Илья

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

3

Мерсиянов Владислав

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

1

0

6

Янин Матвей

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

По результатам опросника выявилось, что у одного ученика ярко проявляется интерес к учебе, тяга к знаниям (Янин Матвей)

Неслучайно данная таблица исполнена в двух цветах: красном (сигнал тревоги) и зеленом (символ стабильности, спокойствия). Здесь наглядно видно, что у двоих учащихся средняя мотивация на приобретение знаний . А «сигнал тревоги» отчетливо виден у Павлова Ильи. Причина слабой мотивации к учебной деятельности у некоторых заключалась в том, что они плохо понимали тот или иной предмет, а у других – в особенностях слабого семейного воспитания, отсутствии контроля со стороны родителей.

С этими учащимися в течение учебного года была проведена целенаправленная работа по активизации учебной, познавательной и творческой деятельности. Благодаря дополнительным занятиям по предметам, где они испытывали трудности, мы устранили пробелы в их знаниях, добились устойчивых результатов. Помимо этого с родителями были проведены индивидуальные беседы, тематические родительские собрания. Общешкольные мероприятия, праздничные вечера с концертами, играми, конкурсами тоже привлекли внимание многих родителей к успеваемости своих детей.

                     

    Методика 3. «Направленность на отметку»

В конце 2006-2007 учебного года был проведен итоговый опрос.

Цель: 1) подвести итоги проделанной профилактической работы по предупреждению неуспеваемости и активизации учебной, познавательной и творческой деятельности;

           2) выявить уровень направленности учащихся на знания или отметку (формальное отношение к учебе).

Учащимся для опроса был задан ряд вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». По 1 баллу начисляется за ответы «да» на вопросы 1-9 и за ответы «нет» на вопросы 10-12. Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.

  1. Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?
  2. Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?
  3. Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?
  4. Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой оценки?
  5. Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?
  6. Если тебя долго не вызывают, это тебя злит?
  7. Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?
  8. После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно не спросят?
  9. Тревожит ли тебя ожидание опроса?
  10. Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?
  11. Хочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?
  12. После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно

       работать?

      Таблица уровня направленности учащихся на отметку по методике3    

                                                                                                                        Таблица 4

Фамилия,

имя

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

Общий

балл

Алексуткина Кристина

0

1

1

0

0

0

0

1

0

0

1

1

5

Павлов Илья

0

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

1

6

 Мерсиянов Владислав

0

1

1

1

1

0

0

0

1

0

1

0

6

Янин Матвей

0

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

0

4

Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы: чувство долга, желание получить похвалу учителя, боязнь наказания, привычка выполнять требования взрослых, познавательный интерес, честолюбие, стремление утвердиться в классе, желание порадовать родителей, желание получать лучшие оценки, желание получить награду.

Для кого-то из учащихся один из этих мотивов является главным, а остальные – сопутствующими. Учитель должен выделять главный мотив и действовать, опираясь, прежде всего на него.

После опроса выяснилось, перед контрольной работой все ученики волнуются, переживают (№3). Значит, они испытывают беспокойство оттого, что могут получить плохую отметку. Они переживают, когда их отметки несколько хуже, чем у других учеников (№2). Учащимся не нравится, когда их ответ остается без отметки (№11). Для них все-таки важнее отметка за выполненную работу или устный ответ.

«За учебу без отметок» проголосовал один ученик (№10). Видимо,         ему надоело получать плохие отметки, и он надеется стать наравне со всеми.

Результаты опроса показали, что третьеклассники пока еще не осознали тягу к знаниям, хорошие оценки для них играют немаловажную роль, т.к. придают стимул к успешной учебе. Получение хорошей оценки доказывает им, что они не хуже других, а иногда и лучше; помогает им самоутвердиться в среде сверстников, заслужить похвалу родителей и учителей.

Мы считаем, что успех и знания каждого учащегося должны оцениваться правильно и справедливо, т.к. неправильные оценки расхолаживают, демобилизуют детей. Правильная оценка исключает как занижение, так и завышение требований. Учитель должен требовать только то, чему ученики уже могли научиться. Встречаются в данном классе и такие ученики, которые стараются изо всех сил, но успехи у них невелики. В таких случаях мы какое-то время воздерживаемся от выставления им отрицательных оценок, хвалим за небольшие успехи на уроке, даем посильные для него индивидуальные задания. Все это побуждает в дальнейшем слабых учеников к большей трудоспособности, активности на уроке и повышению интереса к учебе.

                                     Выводы:

Сопоставление баллов по методике 2 «Направленность на приобретение знаний» и методике 3 «Направленность на отметку» показывает преобладание той или иной тенденции у конкретного ученика: на знание или на отметку.

Таблица сопоставления баллов по методике 2 и 3

Таблица 5

        

Фамилия, имя

Знание

Отметка

1.Алексуткина Кристина

7

5

2.Павлов Илья

3

6

3. Мерсиянов Владислав

6

6

4.Янин Матвей

12

4

        Результаты опросов по методикам 2 и 3 показали, что для учеников начальной школы тяга к знаниям и отметкам находится почти на равном уровне. В этом возрасте все младшеклассники стараются получать хорошие оценки, чтобы своими успехами радовать своих родителей и стремиться к утверждению в классе. Они еще полностью не осознали особой тяги к получению новых знаний: учитель для них имеет непререкаемый авторитет, и они привыкли выполнять требования взрослых.

Следует отметить, что в нашей школе нет прогульщиков, дети с удовольствием ходят в школу: учиться, общаться, играть со своими сверстниками. Школа оснащена современной техникой: телевизор, караоке, видео, компьютеры, Интернет. После учебных занятий проводятся различные развивающие дополнительные занятия («Хореография», «Этика», «Музыкальный театр» и т.д.)

Большую роль играет в развитии и становлении учащегося семья, семейное воспитание. Например: дети из неблагополучных семей ходят в школу «по инерции», т.к. в школе они встречаются со своими друзьями, общаются, питаются на льготных условиях. Знания для таких детей не играют ведущей роли, отметки для них лишь способ самоутвердиться в кругу одноклассников, доказательство того, что они не хуже других. Это можно наглядно увидеть по показателям Павлова Ильи: направленность на знания – 3 балла из 12-ти баллов, а направленность на отметки – 6 баллов из 12-ти баллов.

Таким образом, исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что меры по предупреждению неуспеваемости у учащихся 3-го класса достигли своих целей.

2.2. Пути и способы предупреждения неуспеваемости в младшем школьном возрасте

        

Проблема неуспеваемости всегда волновала учителей. Ведущие педагоги и психологи пытаются найти способы борьбы с неуспеваемостью. Для того чтобы эта борьба была эффективной, учителю необходимо знать причины неуспеваемости учеников. При этом осложнить сложившуюся ситуацию может то, что неуспеваемость вызвана не одной, а целым рядом причин. В этом случае решение одной проблемы не даст положительного результата в целом. Нужно использовать целый комплекс мер. Причем  важно также учитывать индивидуальные особенности каждого отстающего ученика, т.е. к какому типу отстающих относится каждый из них.

  1.  Определив тип отстающего ученика, выяснив до конца все причины, по которым произошло данное отставание, мы разработали специальную программу исправления неуспеваемости. Она включает в себя как дополнительные занятия с учениками в классе, так и самоподготовку неуспевающего по индивидуальному заданию. Причем самоподготовка включает в себя не только самостоятельную работу ученика, но и работу с помощью родителей и более сильных одноклассников.

        В ходе эксперимента мы систематически контролировали процесс выполнения программы. Практика показала, что наиболее результативным способом борьбы с неуспеваемостью является не исправление, а предотвращение ее. Если учитель знает причины, которые могут вызывать неуспеваемость в классе, это поможет ему устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравнимо проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях.                

Развивающая программа по предупреждению неуспеваемости младших школьников (из опыта работы)

Пояснительная записка        

        В процессе обучения в начальной школе происходит становление широкого круга новых познавательных способностей. В частности, интенсивно развивается ряд способностей, лежащих в основе продуктивной мыслительной деятельности. Так, углубляется понимание условий задачи: дети становятся способны выделить существенные и несущественные отношения приведённых в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи.                Развитие логического мышления у детей, начиная с младшего школьного возраста, в психолого-педагогических науках общепризнано. Логические упражнения, соответствующие возрасту детей, являются одним из средств формирования у них правильного математического мышления. Под руководством учителя дети практически знакомятся с законами и правилами логики, тем самым учатся строить правильные суждения, делать умозаключения.

        В процессе логических упражнений учащиеся учатся сравнивать объекты, мысленно расчленять целое, соединять в одно целое элементы математического объекта, но и «выполнять простейшие виды анализа и синтеза». При развитии мыслительных способностей у детей мы ставим перед собой следующие задачи:                                                

- научить ребёнка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям;                                                                

- научить логически, мыслить, чтобы создавать суждения, строить правильный ответ;

- научить критически мыслить, чтобы задавать вопросы и замечать заблуждения.                                                                        

        Особенность конечного мыслительного продукта – это разнообразие возможных ответов. Этот тип мышления тесно связан с творческими способностями.

        В течение 2006-2007 учебного года в рамках экспериментальной работы (второго этапа исследования) в целях профилактики неуспеваемости младших школьников мы регулярно обращались к творческим, нестандартным заданиям на разных этапах урока и во внеклассной работе (логические задачи, задания на смекалку и творческое воображение, развитие внимания).

Способы развития логического  мышления.

Беглость мышления

  1. Придумать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву «а»;

б) оканчивающиеся на букву «т»;

в) в которых третья  буква от начала «с».

         

          2. Перечислить объекты с заданным признаком:

а) красного (белого, зеленого и т.д.) цвета;

б) круглой формы.

Гибкость мышления 

3. Перечислить все возможные виды использования кирпича за 8 минут.

Если ответы детей будут примерно такими: строительство дома, амбара, гаража, школы, камина – это будет свидетельствовать о хорошей беглости мышления, но недостаточной его гибкости, так как все перечисленные способы использования принадлежат к одному классу. Если же ребенок скажет, что с помощью кирпича можно придерживать дверь, сделать груз для бумаги, заколоть гвоздь или сделать красную пудру, то он получит помимо высокого балла по беглости мышления, ещё и высокий балл по непосредственной гибкости мышления: этот испытуемый быстро переходит от одного класса к другому.        

4. Беглость ассоциаций - оперирование отношениями, понимание разнообразия объектов, относящихся определенным образом к данному объекту.

а) Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным слову «твердый».

б) Даётся четыре небольших числа. Спрашивается, каким образом их можно соотнести друг с другом, чтобы в итоге получить 8:  (например: 3+5=8;  2+3+4-1=8).        

5. Бег ассоциаций

Первый участник называет любое число. Второй участник добавляет любое другое слово. Третий участник придумывает предложение, включающее указанные два слова, т.е. ищет возможные соотношения между этими словами. Предложение должно иметь смысл. Затем он придумывает другое слово, а следующий участник пытается связать второе и третье слово в предложение и т.д.

6. Беглость выражения – быстрое образование фраз или предложений

Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждое из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения. (Например: «Вася спешно ел пирог» и т.д.).

               7.  Способность к созданию разнообразных предсказаний

   Предлагается 1 или 2 линии, к которым надо добавить другие линии, чтобы получились объекты. Чем больше линий добавляет участник, тем больше очков он получает (заранее это условие не оговаривается).

                 8.Способность к установлению причинно-следственных  связей

 Детям предлагается начало фразы. Нужно продолжить эту фразу словами «из-за того что…», «потому что…».

Сегодня я очень рада, потому что…

        9.Способность понимания элементов

   Угадать предмет или животное по его признакам.

Дети задумывают предметы в отсутствии водящего, и затем по очереди перечисляют его признаки: цвет, форму, возможное место его обитания или его использование и т.д. По этим признакам водящий угадывает задуманный объект. (Например: «длинная шея», «рога», «копыта», «пятнистая шкура», «длинные ноги» - это жираф).

10. Установление отношений. Слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.     

Школа

Обучение

Больница

Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

Песня

Глухой

Картина

Хромой, слепой, художник, рисунок, больной

Нож

Сталь

Стол

Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Рыба

Сеть

Муха

Решето, комар, комната, жужжать, паутина

Птица

Гнездо

Человек

Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Хлеб

Пекарь

Дом

Вагон, город, жилище, строитель, дверь

Пальто

Пуговица

Ботинок

Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

Коса

Трава

Бритва

Сено, борода, острая, сталь, инструмент

Нога

Сапог

Рука

Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

Вода

Жажда

Пища

Пить, голод, хлеб, рот, еда

11. Исключение четвертого лишнего. Выделение существенных признаков. Предлагаются группы слов, три из которых объединены существенным признаком, а четвертое слово оказывается лишним, не подходящим по смыслу.

Например: грузовик, электричка, автобус, трамвай. «Грузовик» - лишнее слово, так как это не пассажирский транспорт и т.д.

12. Последовательные картинки.

Предлагаются в беспорядке определенное количество изображений, которые имеют логическую последовательность. Изображения могут быть взяты из детских комиксов. Задача испытуемого – определить имеющуюся логическую последовательность.

13.  Переструктирование слова.

Из букв данного слова составить как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове. Например, из слова «перелесок» получаются слова: песок, лес, сок, кресло, склеп и т.д.

   14. Задания на обобщения.

а) Назвать одним словом предметы:

Например: Вилка, ложка, нож – это… (столовые приборы).

                   Дождь, снег, мороз – это … (природные явления).

                   Рука, нога, голова – это … (части тела).

           б) Конкретизировать обобщающее понятие:

                  Фрукты – это… (яблоко, груша, виноград, апельсин).

        Транспорт – это… (автобус, самолет, поезд, трактор).

       

 15. Продолжить ряд цифр.

Задается ряд с определенной последовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.

Например: 1,2,3,4…   1,3,5,7…    20,16,20,15…    1,2,4,7…

16. Задания на смекалку:

  1. Масса петуха, стоящего на двух ногах, 4 кг. Какова будет масса петуха, если он встает на одну ногу?
  2. Два мальчика играли в шашки 2 ч. Сколько часов играл каждый мальчик?
  3. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
  4. У семи братьев по одной сестрице, сколько всего детей в семье?

17. Задания на развитие внимания:

  1. Петя и Митя имеют фамилии Белов и Чернов, какую фамилию имеет каждый из ребят. Если Петя на 2 года старше Белова?
  2. Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш?
  3. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего яблок?
  4. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили, сколько стало углов у стола?

18. Задания на развитие логики:

  1. Как расставить 6 стульев у четырех стен, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула?
  2. Папа с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река. У берега плот. Он выдерживает на воде только одного папу или двух мальчиков. Как переправится на другой берег папе с сыновьями?
  3. У доски стоят три мальчика: Дима, Витя и Сережа. Витя посередине. Как сделать так, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его?
  4. Имеются 3 детали. Две из них одинаковой массы, а третья – легче. Как с помощью чашечных весов без гирь одним взвешиванием найти более легкую деталь?

                                               Выводы:

Использование на уроках русского языка и чтения, математики различных задач на развитие логики, мышления и внимания, заданий на смекалку и творческое воображение показало свою эффективность. Учащиеся стали более внимательны, наблюдательны, сообразительны. Им очень понравились следующие задания: угадывание предмета или животного по его признакам; исключение «четвертого лишнего»; восстановление последовательности картинок; составление новых слов из заданного слова; задания на смекалку. Все активно участвовали на уроках, отвечали даже отстающие ученики. Подобные занятия заметно активизируют учебную, познавательную деятельность, помогают учителю найти подход к каждому ученику. Задания заранее напечатаны на листочках в виде карточек, поэтому учащимся не составляет большого труда найти правильный ответ и подчеркнуть его, или наоборот вычеркнуть лишнее.

При выставлении отметки за правильный ответ мы не ограничивались просто выставлением того или иного балла, но и комментировали его, давая содержательную оценку ответов учащихся:  «Настя, ты быстрее и лучше всех справилась с заданием»; «Замечательно, Артем, у тебя лучший вариант решения задачи».

Необходимо учитывать прилежание и внимание школьников и отмечать эти качества при оценке ответов: «Сережа, твой ответ неполный, но за старание и активность в течение урока я ставлю тебе «4»».  Этим мы не только оцениваем знания ученика, но и воздействуем на его дальнейшее поведение, внимание, отношение к делу. Важно, что каждый ученик получил положительный личный опыт, испытав радость от правильно решенных задач и ответов. Благодаря ежедневной кропотливой работе по предупреждению неуспеваемости в классе возникла положительная установка на дальнейшее обучение и  интеллектуальное развитие.        

                                       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Неуспеваемость –  сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В психолого-педагогической литературе неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

В нашей работе сделана попытка рассмотреть причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Помимо этого выдвигается понятие «отставание», которым характеризуется как неуспеваемость в виде процесса, так и отдельные частичные и разновременные невыполнения требований. Отставание предстает как невыполнение требований  учебного процесса.

        Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса предупреждения трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работа с родителями.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные виды отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом и образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

В заключение нашей работы мы делаем следующие выводы: предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни, но при создании определенных условий – вполне решаемым проблемам. Проведенный нами эксперимент  показал, что целенаправленная работа по активизации учебной, познавательной и творческой деятельности учащихся помогла устранить имеющиеся пробелы и добиться устойчивых результатов. Дополнительные занятия с отстающими учениками, использование различных логических задач на уроке математики, заданий на развитие логики, внимания и творческого воображения на уроках русского языка и чтения способствовали активизации учебной деятельности многих учеников. Кроме этого с родителями были проведены индивидуальные беседы, тематические родительские собрания. Школьные мероприятия, совместные соревнования, праздничные вечера привлекли внимание родителей к проблеме успеваемости своих детей.

Таким образом, поставленная цель достигнута, т.е. разработаны и апробированы различные методики по преодолению неуспеваемости младших школьников. В процессе исследования были решены следующие задачи: изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература в аспекте исследуемой проблемы; выявлены причины неуспеваемости младших школьников; определены пути предупреждения причин неуспеваемости; экспериментально проверена эффективность обучения по разработанной методике. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: если своевременно выявить причины неуспеваемости младших школьников и разработать эффективные пути их предупреждения, то можно достичь положительных результатов.  

           

   

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года  до зрелости. – М.: Учдетгиз, 1957. – 347 с.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
  3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1997. – 574 с.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 220 с.
  5. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М.: Знание, 1989. – 79 с.
  6. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Питер, 2004. – 588 с.
  7. Есипов Б.П., Данилов М.А. Дидактика / Под общ. Ред. Б.П. Есипова. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. – 518 с.
  8.  Занков Л.В. Избранные педагогические труды. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 418 с.
  9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.
  10.  Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1980. – 304 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей....

Родительское собрание на тему: "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Познакомить с понятием школьной неуспеваемости. Рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении. Воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку. Дать рекомендации по о...

Причины неуспеваемости младших школьников.

Неуспеваемость- отставание в учении. при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространённому мнению...

Причины неуспеваемости младших школьников

Все причины социально-педагогического характера и биопсихические, в конечном счёте, сводятся к психологическим причинам...

Психологические причины неуспеваемости младших школьников

В таблице представлены основные трудности в учебной деятельности младших школьников и их возможные психологические причины....

Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...