"Мы пишем письмо"
методическая разработка (2 класс) по теме

Невская Алёна Вячеславовна

русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_luchshiy_urokkonspekt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение № 54

Разработка урока

 по развитию речи:

«Мы пишем письмо…»

во 2 Г классе

Выполнила:

Петухова А. В.,

учитель начальных классов

Тольятти, 2007

Отзыв о работе.

Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения  пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь…

Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. В ваших руках конспект урока по развитию речи во 2 классе, который подготовила и провела молодой специалист, учитель второй квалификационной категории Петухова А.В.. Данная форма организации учебного процесса направлена на то, чтобы дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека –

  1. умение передавать информацию,
  2. умение поддержать беседу,
  3. умение установить контакт,
  4. умение пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю,
  5. умение написать письмо, объявление,
  6. умение найти способ уйти от ссоры во время спора и т. д.

В сущности, основная идея данного урока – учить эффективному общению.

Содержание образования данного цикла занятий основывается на гуманно – личностной технологии Ш. А. Амонашвили, предполагает  активное использование современных информационных технологий.

В предложенном уроке, на протяжении всего занятия используется  проектор, на котором воспроизводятся  главные, основные моменты, необходимые для запоминания учащимися.

Благодаря использованию CD – диска «RELAX» с записью «Дождь» и проигрывателю становится возможным создание благоприятной, успокаивающей и  настраивающей на работу  атмосферы урока.

В ходе урока используется иллюстрация героя Дениски, созданная семьей Киселевых. В качестве домашнего задания  учащиеся пишут письмо другу, при поддержке родителей. Таким образом, мы наблюдаем совместную творческую деятельность основных участников образовательного процесса – ученики, учитель, родители.

Предложенный урок носит проблемный характер и предполагает использование игровых приемов:

  1. воображаемый друг,
  2. напиши письмо этому другу и т. д.

Результатом успешной работы учителя Петуховой А.В. являются не заученные определения учащихся 2Г класса, а умение творчески выполнить речевые задачи и с большим желанием придти на следующий урок.

Для Петуховой А.В. разрабатывать подобные уроки не  только увлекательное дело, требующее творчества как ученика, так и учителя, но и целенаправленная работа по самообразованию.

 Большое значение в развитии учащихся играет и то, что учитель Петухова А.В. умело использует нововведения в традиционные уроки: оригинальность в содержании материала, технологичность. Также при посещении уроков четко просматриваются определенные закономерности: уроки Петуховой А.В. подчинены авторскому замыслу, этапы и компоненты урока находятся в логическо-структурной зависимости, отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, возрастным и психологическим особенностям детского коллектива.

Общая отметка урока «отлично».

Зам.директора по УВР                         Смирнова С.А.

Конспект урока развития речи по теме:

«Мы пишем письмо…»

(Письмо другу. Яркое событие моей жизни.)

2 «Г» класс

Цель: познакомить детей с новой языковой единицей «письмо».

Задачи:

Образовательная: раскрыть детям новое языковое понятие «письмо»,  научить правильно выстраивать структуру письма.

Воспитательная: показать значение писем в жизни людей, научить выражать свои чувства через текст письма.

Развивающая: совершенствовать умение писать письма, мелкую моторику рук.

Наглядность: проектор, приложения (1- 6), индивидуальные карточки с планом урока.

На доске:

Тема урока: Мы пишем письмо.

Оборудование: проектор, магнитофон, диск «RELAX» с записью «Дождь».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 Начинается урок на фоне мелодии дождя (диск «RELAX» с записью «Дождь»).  Звук на магнитофоне делается тише.

- Здравствуйте, ребята!

Сейчас у нас урок развития речи. Посмотрите все ли у вас готово к уроку. На столе лежат рабочая тетрадь и канцелярские предметы.

Тема нашего урока: «Мы пишем письмо».

На проекторе появляется слайд № 1.

- Сегодня мы с вами узнаем:

  1. что такое письмо;
  2. зачем люди пишут письма;
  3. какие бывают письма;
  4. как называют того, кто пишет письма и того, кто их получает;
  5. как написать письмо.

Каждому ученику учителем раздается план проведения занятия в печатном виде с тем, чтобы каждый ребенок смог без труда ориентироваться в пространстве урока. Приложение № 1.

- А дома, после этого урока, вы постараетесь написать письмо своему другу, в котором расскажете о ярком событии своей жизни.

- А сейчас закройте глаза.

Звучит мелодия дождя ( диск «RELAX» с записью «Дождь»).  Звук на магнитофоне делается несколько громче.

- Представьте, что вы находитесь дома, сидите в удобном и мягком кресле. За окном идет дождь. Капли его тихонько стучатся  к нам в окно. В руках у вас письмо от лучшего друга Дениски (главный герой рассказов В. Драгунскогого «Денискины рассказы»). Вы достаете из шкафа его фотографию и читаете письмо.

На доске появляется  иллюстрация с изображением Дениски, выполненная ученицей 2 «Г» класса Киселевой Татьяной. Приложение № 2.

Учитель просит прочитать письмо одного из учеников, ранее подготовленного к выразительному чтению. Приложение № 3.

Звучит мелодия дождя ( диск «RELAX» с записью «Дождь»).  Звук на магнитофоне делается несколько тише.

Здравствуй, дорогой друг!

Я получил твое письмо, в котором ты рассказывал, как вы с классом ходили в поход.  Очень рад тому, что у тебя такой дружный класс.

Хочу написать тебе о том, как мы с моими друзьями в последний раз играли в прятки. Тебе уже знакомы Мишка, Андрюшка, Костик и Алёнка. Однажды Мишка позвал нас себе в гости. У него мы играли во все игры, было весело и шумно. И под конец Алёнка предложила  поиграть в прятки. Мы согласились. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой все время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику или Алёнке, - а сами все время прятались и вообще водили малышей за нос. Мы играли в длинном коридоре. Когда начал водить Костик, он отвернулся к стене и стал громко считать. Я испугался того, что не успею спрятаться. И тут в самое нужное время я увидел раскрытую дверь и вскочил в нее. Это была какая – то комната, и в ней на самом видном месте, у стены, стояла кровать, высокая и широкая, так что я моментально нырнул под эту кровать.

Я отогнул немножко кончик одеяла, которое свешивалось со всех сторон до пола с тем, чтобы видеть, как Костик войдет и будет меня искать. Но в это время в комнату вошла Ефросинья Петровна, симпатичная старушка, но немножко похожая на Бабу Ягу.

У меня было чудесное настроение. И я все время поглядывал на бабулю. Тем временем она плотно захлопнула дверь и заперлась. Ото всех заперлась!

В комнате сразу стало как – то тихо и зловеще. Она села на кровать, и надо мной запели и заскрежетали пружины, и я  увидел ее ноги. Стало ясно: я попал скверную историю, теперь я в заточении, в ловушке.

Прошло два часа. Нужно что-то предпринять. Тут я не выдержал  и со злости как трахнул кулаком по корыту, на котором лежала моя голова! Раздался ужасный грохот! Старушка от испуга закричала  и ринулась к двери.

Ребята ворвались в комнату и начали меня искать. Я услышал папин голос и медленно вылез из – под кровати.

Вот такая история произошла со мной не так давно!

Заканчиваю свое письмо. Передавай привет ребятам из твоего класса. Пиши почаще. До свидания.

                                                                                            Денис.  

В письме использованы отрывки из произведения «Двадцать лет под кроватью» В. Драгунского.

2. Знакомство с новым материалом.

- Вот такое письмо нам написал Денис.

Как вы думаете, что такое письмо? (Ответы учащихся)

- Письмо – это послание кому – либо.

  Письмо – это эпистолярный жанр. «Эпистола» в переводе с греческого «послание». Письма играют в жизни людей очень большое значение

- Как вы думаете, зачем люди пишут письма? (Ответы учащихся)

- С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты  и разделяют радость.

На проекторе появляется слайд № 2.

- Ребята, а вы знаете, что письма бывают разными. Давайте выполним небольшое упражнение, в котором мы с вами это выясним.

Каждому ученику раздается по три письма:

  1. письмо – пожелание,
  2. письмо – поздравление,
  3. письмо – информация.

ПИСЬМО – ПОЖЕЛАНИЕ

Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

                                                                                             М. Горький.

ПИСЬМО – ПОЗДРАВЛЕНИЕ

С днем рождения, дорогие мои близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Любите нашу Родину, растите веселыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

                                                                  Любящий вас дедушка Коля.

ПИСЬМО – ИНФОРМАЦИЯ

Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки. Целую. Ваша дочь Оля. Приложение № 4.

 - Прочитайте письма.

- О чем первое письмо? (Ответы учащихся)

- Это письмо – пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. В каждом письме запечатлевается образ человека, который его пишет. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.

- О чем второе письмо? (Ответы учащихся)

- Это письмо – поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с днем рождения и желает им здоровья, дружбы между собой.

- О чем третье письмо? (Ответы учащихся)

- Это письмо – информация. В нем Оля сообщает родителям о том, что ей в санатории живется хорошо, но она скучает и просит маму и папу поскорее  приехать и привезти ей кроссовки. Особенностью этого письма является то, что оно не только содержит информацию, но и отражает настроение, переживание девочки.

- Мы можем сделать вывод: письма бывают разные.

  1. письмо – пожелание,
  2. письмо – поздравление,
  3. письмо – информация

На проекторе появляется слайд № 3.

- Как вы думаете, что содержит в себе письмо Дениса: поздравление, пожелание или информацию. (Ответы учащихся)

- Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.

На проекторе появляется слайд № 4.

- Получателя письма называют адресатом. «Адресат» - от немецкого слова «адрес». Между тем, кто пишет письмо, то есть отправителем (адресантом), и получателем соблюдается выработанный веками порядок.

На проекторе появляется слайд № 5.

- Письма стараются писать разборчиво, четко, на аккуратном листочке бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки.

- С левого края, сверху и снизу листа оставляй небольшие поля (1 – 2 см).

- В тексте письма обязательно выделяй обращение к адресату и подпись отправителя.

- В письме может быть много абзацных выделений (красных строк).

- В начале или в конце письма указывается дата его написания.

Каждому ребенку раздается памятка с правилами написания письма. Приложение № 5.

- Письмо – это текст. Письмо имеет три части:

  1. начало,
  2. основная часть,
  3. концовка.

- Вместе с тем письмо как текст обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присущи особые (диалоговые) формы общения.

На проекторе появляется слайд № 6.

- Обращение можно начать со  слов «Дорогой друг!».

- Начальная фраза о состоянии переписки -

- Основное содержание письма – «Получил твоё письмо, спешу ответить»…, «У меня много новостей»…

- Вопросы к адресату – «Как ты живешь? Как твое здоровье?»

  - Благодарность – «Спасибо за»…

- Просьбы, приветы – «Прошу писать почаще…Передавай привет».

- Прощание «До свидания».

- Подпись.

Каждому ребенку раздается памятка со схемой написания письма. Приложение № 6.

- Чтобы правильно написать письмо, надо следовать правилам написания письма и иметь желание поделиться хорошими мыслями с человеком, которому будет адресовано письмо.

- Подумайте и назовите свои слова приветствия, просьбы, прощания. (Ответы учащихся)

- Если бы вам предложили написать письмо, о чем бы вы написали? (Ответы учащихся)

3. Подведение итогов.

- На этом урок развития речи заканчивается.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- С какой целью люди переписываются друг с другом?

- Кого называют адресатом и адресантом?

- Какие правила написания письма вы уже знали, а с какими познакомились только  на уроке?

- Понравился ли вам урок?

- У вас на столах лежат марки белого цвета. Вы знаете для чего нужны марки?  (Ответы учащихся)

- Марки нужны для того, что приклеивать их на конверт. С помощью марок письма отправляются по  назначенному адресу.

- Если вам понравился урок, то закрасьте марки яркими цветами. Если вам не понравился урок, то воспользуйтесь темными красками.

- Кто выполнил это задание, приклейте марки к доске.

4. Домашнее задание.

- Написать письмо другу. Постарайтесь описать  в нем яркое событие в своей жизни. При написании письма пользуйтесь памятками, которые вы получили в течение урока.    

На проекторе появляются слайды № 7, 8.

Приложение № 1

План урока:

  1. Что такое письмо?
  2. Зачем люди пишут письма?
  3. Какие бывают письма?
  4. Как называют того, кто пишет письма и того, кто их получает?
  5. Как написать письмо?

Приложение № 2

Приложение № 3

Здравствуй, дорогой друг!

Я получил твое письмо, в котором ты рассказывал, как вы с классом ходили в поход.  Очень рад тому, что у тебя такой дружный класс.

Хочу написать тебе о том, как мы с моими друзьями в последний раз играли в прятки. Тебе уже знакомы Мишка, Андрюшка, Костик и Алёнка. Однажды Мишка позвал нас себе в гости. У него мы играли во все игры, было весело и шумно. И под конец Алёнка предложила  поиграть в прятки. Мы согласились. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой все время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику или Алёнке, - а сами все время прятались и вообще водили малышей за нос. Мы играли в длинном коридоре. Когда начал водить Костик, он отвернулся к стене и стал громко считать. Я испугался того, что не успею спрятаться. И тут в самое нужное время я увидел раскрытую дверь и вскочил в нее. Это была какая – то комната, и в ней на самом видном месте, у стены, стояла кровать, высокая и широкая, так что я моментально нырнул под эту кровать.

Я отогнул немножко кончик одеяла, которое свешивалось со всех сторон до пола с тем, чтобы видеть, как Костик войдет и будет меня искать. Но в это время в комнату вошла Ефросинья Петровна, симпатичная старушка, но немножко похожая на Бабу Ягу.

У меня было чудесное настроение. И я все время поглядывал на бабулю. Тем временем она плотно захлопнула дверь и заперлась. Ото всех заперлась!

В комнате сразу стало как – то тихо и зловеще. Она села на кровать, и надо мной запели и заскрежетали пружины, и я  увидел ее ноги. Стало ясно: я попал скверную историю, теперь я в заточении, в ловушке.

Прошло два часа. Нужно что-то предпринять. Тут я не выдержал  и со злости как трахнул кулаком по корыту, на котором лежала моя голова! Раздался ужасный грохот! Старушка от испуга закричала  и ринулась к двери.

Ребята ворвались в комнату и начали меня искать. Я услышал папин голос и медленно вылез из – под кровати.

Вот такая история произошла со мной не так давно!

Заканчиваю свое письмо. Передавай привет ребятам из твоего класса. Пиши почаще. До свидания.

                                                                                            Денис.  

Приложение № 4

ПИСЬМО – ПОЖЕЛАНИЕ

Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

                                                                                             М. Горький.

ПИСЬМО – ПОЗДРАВЛЕНИЕ

С днем рождения, дорогие мои близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Любите нашу Родину, растите веселыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

                                                                  Любящий вас дедушка Коля.

ПИСЬМО – ИНФОРМАЦИЯ

Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки. Целую. Ваша дочь Оля.

Приложение № 5

Правила написания письма

  1. Письма стараются писать разборчиво, четко, на аккуратном листочке бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки.
  2. С левого края, сверху и снизу листа оставляй небольшие поля (1 – 2 см).
  3. В тексте письма обязательно выделяй обращение к адресату и подпись отправителя.
  4. В письме может быть много абзацных выделений (красных строк).
  5. В начале или в конце письма указывается дата его написания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пишем письма друзьям

Эта презентация расчитана для 3 классов....

Пишем письмо Деду Морозу

Каждый из Вас, наверняка, в детстве писал письма Дедушке Морозу. Как научить детей правильно это делать? Как превратить обычный урок русского языка в творческую лабораторию? Попробуйте вместе с нами -...

Проект "Пишем письмо Деду Морозу"

Проектное задание с презентацией...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи «Пишем письма»

Занятие разработано для учащихся 3 классаЦели:-  познакомить учащихся с видами писем, со структурой письма, его историей возникновения,   научить правильно оформлять письма;-  разв...

конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"

конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...

Открытое мероприятие. «Пишем письмо. Письмо на бумаге. Электронное письмо.» в рамках V окружного фестиваля КНИГА СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ.

Письмо - это сокровенное собщение, которое всегда, без исключения, дойдет до адресата... Главное правильно его написать и оформить....