научно-исследовательская деятельность в начальной школе
статья по теме

Бастрыгина Виктория Игоревна

 

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ

В современной педагогике используются два очень близких по содержанию понятия – «проектное обучение» и «исследовательское обучение».

В образовательном обиходе они часто соединяются в «проектно-исследовательское» и даже иногда отождествляются. Однако специалисты в области исследовательского поведения детей рекомендуют различать их. Это разные виды деятельности, что не исключает возможность их сочетания в структуре учения.

Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи. Человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Разрабатывая проект чего-либо, человек представляет это что-то (объект, процесс, структуру и т. п.), по крайней мере, мысленно. Иначе говоря, проектировщик знает, что он собирается получить в результате проектирования. Работа над проектом – дело творческое, однако зависящее от многих внешних обстоятельств, зачастую никак не связанных с задачами исследования, и оно всегда направлено на создание какого-либо нового продукта (школьная газета, рукописный журнал, театрализованный спектакль, учебное пособие, сценарии компьютерных игр, проект гоночного автомобиля, макет здания и т. д.).  

Исследование же основывается на любознательности и не предполагает достижения определенного результата. В отличие от проекта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины». Результатом исследований являются новые знания. Однако следует различать научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность.  Основным отличием  учебно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате этой деятельности  учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

Иногда в итоге исследования удается решить какую-либо практическую проблему, однако это, скорее, можно назвать «побочным эффектом». Исследователь чаще всего не знает, как можно на практике использовать добытые им сведения.

Заметим, что исследование, в отличие от проектирования, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины, «того, что есть», наблюдение за объектом, по возможности, без вмешательства в его внутреннюю жизнь.

Итак, в упрощенной форме отличие исследовательской и проектной деятельности можно сформулировать следующим образом: в исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создается то, чего нет. Метод проектов можно назвать одним из путей реализации исследовательского обучения.

В методическом плане важно понимать, что метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы и т. д. В отличие от этого исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически не стесняемой какими-либо внешними установками.

В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения.

Литература :

Аудиокнига  « Современные технологии обучения в начальной школе» Издательство «УЧИТЕЛЬ»

Проектная деятельность в начальной школе Н. В. Засоркина, С. В. Данкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-исследовательская деятельность в начальной школе

подборка материалов по органицации научно-исследовательской дейтельности в начальной школе...

Организация научно-исследовательской деятельности в начальной школе

Статья направлена на аспекты основных вопросов, как лучше построить научно-исследовательскую деятельность с учащимися младших классов. Создана в виде презентации....

Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Статья посвящена  организации проектной деятельности в начальной школе. Рассматриваются особенности позиции педагога в организации этой деятельности как руководителя, организатора и участника. Со...

Формирование толерантности средствами научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ "Гимназия№5",г.Северобайкальск

Формирование толерантности  средствами научно - исследовательской  деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ Гимназия №5 г. Северобайкальск) «Какое наслаждение вопроша...

Проект «Организация научно-исследовательского клуба «Самоцветы» в начальной школе»

Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции.Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в то же время...