Проект «Организация научно-исследовательского клуба «Самоцветы» в начальной школе»
учебно-методический материал

Чуносова Елена Владимировна

Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции.

Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в то же время интересный и непредсказуемый. Маленький исследователь пытается с первых часов своей жизни изучить огромное и неизвестное пространство, постепенно познаёт его. Доказано, что именно детская любознательность лежит в основе исследовательского поведения. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Приобщение детей к учебно–исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причём индивидуально у каждого ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kluba.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект.


«Организация научно-исследовательского клуба «Самоцветы» в начальной школе»



Разработка учителя начальных классов МОУ «СОШ №33 им. П. А. Столыпина»

ЭМР Саратовской области

Чуносовой Елены Владимировны

















Научно-исследовательский клуб «Самоцветы»

Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции.

Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в то же время интересный и непредсказуемый. Маленький исследователь пытается с первых часов своей жизни изучить огромное и неизвестное пространство, постепенно познаёт его. Доказано, что именно детская любознательность лежит в основе исследовательского поведения. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Приобщение детей к учебно–исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причём индивидуально у каждого ребёнка.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой задачи. Творческая задача есть создание нечто нового, ранее не существовавшего. Это может быть как результат, так и процесс. Исследование - особый вид деятельности, порождаемый в результате поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность предполагает только лишь поиск в условиях неопределённой ситуации, то исследовательская деятельность включает в себя и анализ получаемых результатов, и оценку на их основе развития ситуации, и прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего её эволюционирования, а также моделирование своих будущих, предполагаемых действий. В дальнейшем всё это, будучи проверено на практике, выводит поисковую активность на новый уровень, и вновь вся схематически описанная последовательность повторится .

Это совпадает с основными путями научного познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него – к практике.

Цель научного познания - обновление знаний, поиск относительной истины.

Этими понятиями обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам познания. Любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемые в отечественной педагогике как потребность в умственных впечатлениях, характерны для каждого здорового ребенка. Постепенно они трансформируются в любознательность или умственную (интеллектуальную) активность. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что интеллектуально одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. Очень важно, чтобы любознательность переросла со временем в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.

Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Были определены задачи проекта:

Изучить теоретические основы исследовательской деятельности;

Подготовить методическую базу для педагогов начальной школы;

Организовать в системе работу по развитию исследовательских способностей и навыков младших школьников;

Ознакомить родителей с условиями формирования исследовательской культуры;

Апробировать организацию обучения на основе проектно-исследовательской формы учебной деятельности в начальной школе;

Определить эффективность организации образовательного процесса на основе проектно-исследовательской формы учебной деятельности;

Систематизировать и обобщить результаты работы.

Были изучены различные методики организации исследовательской деятельности младших школьников. Одной из основных задач работы методического объединения учителей начальной школы стала апробация ключевых идей, форм, методов организации исследовательской деятельности младших школьников.

Для решения данной задачи была создана организация научного общества учащихся;

Цель работы творческой группы: использование исследовательских методов обучения на уроках и во внеурочное время, а также организация исследовательской деятельности младших школьников.

Основной задачей работы группы стало формирование интеллектуально творческого потенциала личности младшего школьника.

Был утверждён перспективный план работы творческой группы:

составление списка литературы по теме;

обязательный обзор новинок методической литературы;

изучение психологических особенностей младших школьников;

определение тематики исследований исходя из интересов и увлечений учащихся;

проведение школьной учебно-практической конференции.

Определены задачи для учителей, работающих в творческой группе.

На первом этапе был составлен список печатных изданий, имеющихся в библиотеках города и в Интернете по проблеме проектной и исследовательской деятельности. Произведён обзор и анализ новинок периодической и научно-методической литературы. Изучена методика организации исследовательской деятельности, рассмотрены продуктивные методы обучения с точки зрения данного вопроса, которые включают в себя проблемное изложение материала, частично-поисковый и исследовательский методы. Проведён обмен мнениями по внедрению методов в учебную и внеурочную деятельность школьников. Разработано положение о научно-исследовательском клубе «Самоцветы»  (приложение 1)

Следующим этапом стала выработка методических рекомендаций для учащихся (приложение 2) по исследовательской работе и определение требований к оформлению материалов (приложение 3) Был объявлен конкурс среди учеников начальной школы на лучшую эмблему .

Первые шаги исследовательской работы дали свои результаты. В классах подготовлены несколько проектов, проведено ряд исследований.

На школьную учебно-исследовательскую конференцию было представлено несколько исследовательских работ и проектов. Каждый участник получил при защите оценочный лист (приложение 4)

Приложение 1

Положение о школьном детском научном клубе «САМОЦВЕТЫ»

МОУ СОШ №33 г. Энгельса Саратовской области

 

I. Общие положения.

1.1. Школьный научный  клуб «Самоцветы» (далее – Клуб) – добровольное, некоммерческое, творческое объединение детей, систематически занимающихся научной деятельностью, действующее на основе самоуправления.

1.2. Клуб создан с целью:

 - выявление одаренных детей;

- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

- объединение учащихся одной параллели;

1.3. Задачами Клуба являются:

- целенаправленное и последовательное изучение истории родного края, памятников природы и культуры, флоры, фауны и экологической обстановки ЭМР и области;

- способствовать воспитанию навыков и умений у детей делиться своими знаниями с другими.

1.4. Клуб создан на базе МОУ СОШ № 33 г. Энгельса на основании решения собрания большинства членов клуба и приказа по МОУ СОШ № 33 г. Энгельса «Об организации клубной деятельности»

1.5. В своей деятельности Клуб руководствуется решениями общего собрания членов клуба и принятого им решения, нормативными актами в области интеллектуального, эколого-краеведческого, патриотического воспитания и настоящим Уставом Клуба.

1.6. Клуб имеет собственную символику (эмблему). Эмблемы приняты активом Клуба и являются общими для всех членов Клуба, использование других символов для идентификации принадлежности не допускается.

1.7. Клуб свободен в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности. Деятельность Клуба является гласной.

1.8. Руководитель Клуба избирается ежегодно из числа наиболее квалифицированных педагогов всеми членами Клуба на основе равного тайного голосования.

II. Членство в Клубе. Права и обязанности членов Клуба.

 

2.1. Членами Клуба могут быть учащиеся 1-4классов образовательного учреждения МОУ СОШ № 33 г. Энгельса.

2.2. Зачисление учащихся в Клуб происходит по их желанию и результатам собеседования руководителя Клуба с законными представителями обучающегося.

2.3. Члены Клуба имеют равные права и исполняют равные обязанности.

2.4. Член Клуба имеет право:

- решающего голоса на собраниях;

 - участвовать во всех акциях и мероприятиях, проводимых Клубом;

 - вносить предложения, касающиеся деятельности Клуба, принимать участие в их обсуждениях и реализации;

 - носить членский значок Клуба;

 - обжаловать свое исключение из Клуба на Общем собрании Клуба;

 - добровольно прекратить членство в Клубе.

2.5. Члены Клуба обязаны:

 - соблюдать Устав Клуба;

 - активно принимать участие в деятельности Клуба;

 - активно представлять интересы Клуба через участие в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях;

 - способствовать своей деятельностью повышению эффективности работы Клуба;

 - выполнять решения собрания членов клуба, руководителя Клуба и совета Клуба;

 - знать и добросовестно выполнять требования по технике безопасности;

 - уважать мнение других членов Клуба;

 - воздерживаться от деятельности, противоречащей целям и задачам Клуба, наносящей моральный или материальный ущерб кому-либо.

III. Управление Клубом.

3.1. Координацию работы всей структуры Клуба осуществляет руководитель Клуба. Он несет полную ответственность за реализацию педагогами – наставниками своих планов по обучению членов Клуба.

3.2. Руководитель Клуба должен иметь высшее образование и стаж педагогический работы по педагогической специальности не менее пяти лет.

3.3. Руководитель Клуба несёт полную ответственность за жизнь и здоровье членов Клуба во время мероприятий, проводимых Клубом.

3.4. Работой Клуба руководит учитель-тьютор из педагогов МОУ СОШ № 33 г. Энгельса.

Между членами Совета распределяются обязанности по руководству.

 Совет клуба отчитывается один раз в году на открытом заседании клуба о проделанной работе.

3.5. Совет Клуба составляет план проведения учебной работы на весь год, организует и контролирует ход его исполнения.

3.6. Совет Клуба составляет план мероприятий и акций на весь год, отвечает за участие Клуба в районных и областных мероприятиях.

 «Муравьи» - члены Клуба, принимающие участие в разовых акциях;

«Медведи» - родители и добровольные помощники Клуба.

3.8. Все отряды Клуба и их члены имеют равные права и обязанности.

3.9. Члены Клуба могут свободно переходить из одного отряда в другой в соответствии со своими интересами.

3.10. Отряды Клуба могут участвовать в акциях и мероприятиях, как по отдельности, так и сообща.

3.11. Для решения особо спорных вопросов может созываться Общее Собрание Клуба, на котором должны присутствовать не менее 2/3 всех членов Клуба.

3.12. Создание околоклубных отрядов не допускается.

IV. Содержание и формы деятельности.

4.1. Отряды Клуба в соответствии с образовательными программами могут организовываться на несколько лет, один учебный год или на более короткий период, как учебные объединения сменного состава.

4.2. В зависимости от цели и содержания работы педагог – наставник проводит занятия со всем составом учебной группы одновременно, по подгруппам или индивидуально.

4.3. Основными направлениями деятельности Клуба являются:

- историческое краеведение;

- биологическое краеведение;

- литературное краеведение;

- декоративно-прикладное творчество.

V. Учет и отчетность

5. 1. В Клубе ведется следующая документация:

- календарно-тематическое планирование эколого-краеведческих массовых мероприятий на учебный год;

- книга успехов членов клуба.

5.2. Календарно-тематическое планирование утверждает заместитель директора по воспитательной работе школы

VI. Финансирование Клуба.

6.1. Финансирование деятельности Клуба производится за счет средств бюджета, специальных и привлеченных средств, средств родителей.

6.2. Любая коммерческая деятельность в Клубе запрещена.

VII. Планирование работы Клуба.

7.1. Внеклассная  краеведческая работа в клубе планируется на учебный год.

7.2. Календарно-тематическое планирование утверждает заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.                                                                                                                                                                                                                                 

Настоящий Устав был принят на Общем Собрании Клуба 30 августа 2021 года путем открытого голосования.

Приложение 2.

Вопросы для подготовки к защите проекта в начальной школе:

  • Как называется ваш проект?
  • Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта.
  • Почему важно ответить на этот вопрос (решить проблему)?
  • Зачем вы делаете этот проект?
  • Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)?
  • Расскажите (расскажи), что у вас получилось ?
  • Каково назначение вашего(твоего) проектного изделия?
  • Что вам удалось выполнить сразу и почему?
  • Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Сможешь ли ты (сможете ли вы ) назвать причину?
  • Оцени качество выполнения и оформления проекта.
  • Что особенно понравилось в работе над проектом?
  • Расскажи о своей роли в проекте.
  • Доволен ли ты результатом своей работы?

Чему ты научился во время участия в данном проекте?

Приложение 3

Требования к оформлению работ

Требования к содержанию проекта

Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.

  1. Введение ( актуальность темы проекта)
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Заключение( выводы)
  5. Информационные источники.

3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).

Содержание исследовательской работы

1. Ведение Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме

2.Литературный обзор, теоретическая часть
а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.
б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.
в) Ссылки:
- прямая речь;
- слова автора проекта;
- в скобках указывается номер источника из списка литературы

3.Практическая часть
а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения
б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.

4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе

5. Благодарность Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь

6.Список литературы

Приложение 4

Лист оценки проектной работы.

Ф.И. ____________________________________________________

Тема ____________________________________________________

Класс___________________

Куратор__________________________________________________

Дата____________________

Оценка проекта

Защита проекта

Правильность оформления работы.

Умение логично и последовательно излагать материал

Актуальность проекта.

Умение отвечать на вопросы

Содержательность и логичность изложения

Умение изложить материал в определенное время - 7-10 минут

Соответствие содержания заявленной теме

Умение использовать наглядность (презентация, фото, модели, опыты…)

Исследовательский характер работы

 Умение вызвать интерес аудитории

Внешний вид и речь автора

Итог:

Отзывы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель научно-исследовательского клуба.

2б.- критерий раскрыт полностью

1б.- частично раскрыт

0б.- не раскрыт



Познавательные:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

ориентироваться в учебнике;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:

  1. Слушать собеседника и понимать речь других;
  2. Принимать участие в диалоге;
  3. Принимать участие в работе парами ;
  4. Оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Ресурсы: слайды для интерактивной доски, карточки для самостоятельной  работы, карточки для доски.

Этап урока

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент . Мотивация

Внимательно проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ли внимательно глядят?

Актуализация знаний

Слайд 1

-Послушайте стихотворение.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

-Какую букву мы пишем сегодня на минутке чистописания? (Аа).

АААааа АааА

Ам ар ап ай

-Откройте тетради, запишите дату. Тетради положим с наклоном, спинки прямые. Проверьте себя, ещё раз, как вы сидите.

-Ребята, вспомните, какое сейчас время года.

Послушайте стихи про весенние месяцы. Угадайте, о каком месяце идёт речь.

Солнце зиму одолело,

Стало ласковей, добрей.

Птичка песенку запела.

Все на улицу скорей!

Там звенит капелью утро.

Там весны весёлый старт.

Снега сахарную пудру

Топит в лужах тёплый …(март)

- По каким признакам догадались? Какие слова нам подсказывают из стихотворения?

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. (апрель)

-Как догадались? Здесь какие были подсказки?

Ароматными цветами

Вишни зацвели! Встречай –

Вновь пришел любимый нами

Благодатный, теплый…( Май)

Запишите в тетрадь названия весенних месяцев. Постарайтесь запомнить, как они пишутся.

-Когда мы говорили о признаках весны , я вынесла на доску все что вы назвали. Прочитайте их ещё раз.

-Как можно назвать такие записи? (предложения)

Пишут в тетрадях

Отгадывают

Дети три раза читают, затем пишут слова по памяти.

Читают визуальный ряд на Д.

Высказывают своё мнение.

Самоопределение к деятельности

-Посмотрите на доску. Прочитайте про себя 2 раза. Внимательно.

Слайд 2

Кошка спит на крыльце.

Наступила весна.

В пенале лежат ручки.

Светит весеннее солнышко.

Бегут ручьи.

На деревьях набухли почки.

- Сравните записи справа и слева. Что общего? Чем они отличаются? Аргументируйте свои ответы. (Когда это бывает?)

Вывод: во втором столбике все предложения на одну тему. Связаны по смыслу)

- Как называются предложения, которые связаны по смыслу? (не знаем)

-А хотите узнать?

«Открытие»

нового знания

Физкультминутка

Закрепление

Самостоятельная работа

Слайд 3

Задание из электр. приложения по русскому яз

-Для этого откройте учебник на с. 10 . Прочитайте тему.

- Прочитайте вопросы. (открыть на Д.)

-Что мы уже знаем? (что такое предложение)

- Что знаем о предложении? (предложение выражает какую-либо законченную мысль)

-Вспомните, что мы читали на доске о весне.

-Какой вывод мы сделали о второй записи? (Все предложения объединены одной темой).

-Кто догадался, как можно назвать предложения, которые объединены одной темой? (текст)

- А можем мы придумать к этому тексту название?

-С чем может быть связано название? (с темой, гл. мыслью)

-Попробуйте его озаглавить..

-Ребята, какие выводы мы можем сделать о тексте? 1 предложение-это уже текст?

Текст

  • 2 и более предложений
  • Предложения в тексте связаны по смыслу
  • Текст можно озаглавить

-Давайте прочитаем на с. 10 внизу сведения о языке. Внимательно 2 раза.

- Из чего состоит текст?

-Что можно сказать о предложениях?

- Что можно делать с текстом?

-Кто готов рассказать о том, что такое текст?

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

-Поднимите руку, кто уже запомнил, что такое текст.

-Не все ещё запомнили.

-Для того, чтоб лучше это понять потренируемся применять наши новые знания.

Посмотрите упр. 3 в учебнике на с. 11.

-Кто прочитает задание?

- Ответьте на вопрос

-Какое предложение вы составили?

- А что надо сделать, чтобы получился текст? (придумать ещё 1 предложение)

- В парах придумайте ещё 1 предложение, чтоб получился текст.

-Запишите его в тетрадь(проверка в парах). Оцените:

на 1 линеечке – написано с большой буквы.

на 2 – в конце предлож. стоит точка.

на 3 – записано без ошибок.

-Теперь посмотрите на доску. Какое задание нужно выполнить?

-Составьте из слов 3 предложения.

- Как вы думаете, получился у нас текст или это просто набор предложений? Почему?

- Теперь вы поработаете самостоятельно.

У вас на парте карточки. Вам нужно закрасить кружок там, где, по вашему мнению, записан текст. И придумайте к выбранной записи название.

- Приступайте.

-Теперь проверим с доски. Оцените себя , поставьте рядом плюс у кого правильно определен текст и кто придумал название.

Открывают учебники, читают. Отвечают на вопросы.

Предполагают выводы

Отвечают на вопросы.

Читают и отвечают на вопросы

Записывают. Оценивают соседа.

Итог

-На какие вопросы мы должны ответить? (внимание на доску)

-Чем отличается текст от группы предложений?

Из чего состоит текст? А предложение?

Продолжите фразу: Я похвали бы себя за….

Молодцы, ребята. Вы старались весь урок и смогли ответить на заданные нам вопросы.

Встали. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация научно-исследовательской работы с младшими школьниками»

Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и п...

Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...

Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"

Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...

«Методические рекомендации по организации научно – исследовательской деятельности учащихся»

«Методические рекомендации по организации научно – исследовательской деятельности учащихся»...

Организация научно-исследовательской деятельности в начальной школе

Статья направлена на аспекты основных вопросов, как лучше построить научно-исследовательскую деятельность с учащимися младших классов. Создана в виде презентации....

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...