«Организация научно-исследовательской работы с младшими школьниками»
статья по теме

Самбялова Зоя Нимаевна

 

Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.

Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и при этом поддержать интерес и зажечь увлеченность детей. Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников. Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень.

 

Возникла мысль объединить усилия педагогов, учащихся, способных проявлять познавательный интерес, и создать в школе Научное общество учащихся (НОУ) в начальном звене. Для этого будем проводить научно-исследовательские конференции  «Первые шаги» на районном уровне  2 раза в год: весной и осенью.

В работе семинара указаны пути и методы работы над исследовательской работой младшими школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_issledovatelskoy_rabote.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орликская средняя общеобразовательная школа»

Районное методическое объединение учителей начальных классов

Семинар  

«Организация

научно-исследовательской работы

с младшими школьниками»

Автор Самбялова Зоя Нимаевна,

учитель первой квалификационной категории,

учитель начальных классов

с. Орлик

2009 год

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

Перед современной школой стоят сложные задачи по обновлению содержания и структуры образования. Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях.

Главная проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, учащихся и родителей. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

Актуальность проблемы вызвана еще и тем, что изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника.

В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. В исследованиях многих педагогов, психологов подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

(слайд)

Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.

Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и при этом поддержать интерес и зажечь увлеченность детей. Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников. Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются исследовательским методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Ну а выступления развивают речь детей, умение держаться на публике, отвечать на вопросы.

Особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).

           По моему мнению, исследовательская работа помогает первым реализовать свои возможности, еще больше сблизится с родителями, так как этот вид деятельности в начальной школе предполагает помощь родителей, а вторым повысить свою самооценку, при подготовке этих детей, конечно же, важна помощь учителя.

Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют обучать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Поэтому введение специальных и факультативных курсов, готовящих учащихся к реализации проекта, бессмысленно. Вместе с тем перед руководителем проекта ставятся задачи, связанные с освоением ребенком новых, надпредметных способов деятельности. При этом на данной ступени обучения происходит существенный рост самостоятельности учащихся в отношении тех или иных действий, касающихся проектного замысла и реализации своего проекта. Учебные исследования младших школьников не нуждаются ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении и должны быть достаточно просты в восприятии.

В этом году впервые заговорили в нашей школе об исследовательской работе с младшими школьниками. Узнав о проведении республиканского  конкурса  “Первые шаги”, было предложено администрацией нашей школы принять участие в этом конкурсе.  Учащиеся: 4а класс (Аюшеева Арюна)-научный руководитель Гармаева Дарима С., 4б класс (Биданов Бэлиг) )-научный руководитель Самбялова З. Н., 1б класс (Урбаев Баир) )-научный руководитель Дамбаева Н.Б.  приняли участие в республиканском конкурсе “Первые шаги” в г.Улан-Удэ.  Итог – награждение участников  дипломом за участие и призом самого югого участника конференций Урбаева Баира.

Возникла мысль объединить усилия педагогов, учащихся, способных проявлять познавательный интерес, и создать в школе Научное общество учащихся (НОУ) в начальном звене. Для этого будем проводить научно-исследовательские конференции  «Первые шаги» на районном уровне  2 раза в год: весной и осенью.

(слайд)

Кратко цели исследовательского общества можно сформулировать следующим образом: 

  1. Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
  2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;
  3. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, обладающей гуманистическим видением окружающего мира.

Исходя из поставленных целей можно сформулировать задачи:

  1. Формирование научных взглядов;
  2. Пропаганда знаний об окружающем мире;
  3. Знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
  4. Участие в проводимых в рамках деятельности района - олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах;

I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.); б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);

II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;

III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференции школы, районных мероприятиях.

В конце учебного года будут проходить итоговые научно-практические конференции и определяться победители в каждой предметной секции. В начальной школе эта конференция называется “Первые шаги в науку”.

Традиционно большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию, воспитанию любви к малой родине, знакомству с историей своего края. Поэтому не случайно и тематика работ учащихся начальной школы будет носить зачастую краеведческий характер: “История моего села”, “История моего предка” ,“История одной улицы”. Формы представления  могут быть разными – книжки-раскладушки, тематические стенды, стенгазеты, макеты, компьютерные презентации. (слайд)

Дети под руководством учителей, вместе с родителями, большей частью самостоятельно с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации, многие уже освоили Интернет. Посещение архивов, библиотек, беседы с людьми, педагогами, научными сотрудниками, работниками учреждений, очевидцами тех или иных событий дает богатейший навык общения, расширяет эрудицию и кругозор. Опросы и анкетирования одноклассников, учащихся, родителей, педагогов и т.п. позволяет развиваться навыкам анализа, синтеза, обобщения, классификации, что впоследствии благоприятно отражается в учебной деятельности на различных уроках.

В качестве иллюстрации результатов работы по развитию исследовательской деятельности младших школьников предлагаю отрывок исследовательской работы учащихся нашей школы. (слайд)

К сожалению, недостаточность, недоступность для восприятия младшими школьниками материала, низкий уровень знаний азов современных информационно-коммуникативных средств, ограниченный доступ к Интернету ограничивает возможности как детей, так и учителей. Несмотря на все сложности, я считаю, что нужно находить выход из любых ситуаций и создавать условия для творческого и научного поиска. Дети с высокой познавательной активностью и внутренней установкой на исследовательскую деятельность учатся в любой школе, нужно вовремя заметить и поддержать эту заинтересованность.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Формирование ключевых компетентностей, а к ним относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать формирование основных исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе.

Участие в исследовательской конференции

В этом году мои ученики участвовали в районной исследовательской конференции.  

 Самое главное в этой работе для меня, чтобы ученику было интересно изучать данную тему, чтобы впоследствии он мог поделиться своими знаниями с одноклассниками. Прежде чем выступать на районной конференции, ребята всегда делают сообщения в классе, отвечают на вопросы одноклассников. Темы берем разные: «Эти интересные животные», «История названия улиц», « Кто такие Октябрята?», «История моей семьи»  и другие.

Работу ведем по следующему плану:

1.Беседа с детьми. Рассказываем детям, о том, какую работу необходимо провести, чтобы стать участником данной конференции. Как правильно выбрать  тему?

 2.Проводим родительское собрание. Знакомим родителей с данным видом работы. Говорим о необходимости помочь ребенку, если возникнет такая необходимость. Делаем акцент, что такой вид работы не только повышает самооценку ученика, но и углубляет знания, развивает познавательный интерес. Каждый родитель получает памятку. Конечно, помогают единицы, но и это уже какой - то результат. В конце года с лучшими работами ученики могут выступить на родительском собрании и обязательно отметить родителей, которые помогают своему ребенку.

3.Этапы создания исследовательской работы.

1) предварительный этап

-Постановка проблемы

- Составление плана работы

- Выбор методов

- Изучение литературы

2)Собственно исследовательский

- Сбор и обработка данных

- Проведение анкетирования,

3)Заключительная часть

- Анализ результатов

- Формулировка выводов

- Поиск дальнейшего развития работы

Как правильно выбрать тему?

Под темой принято понимать то главное, о чем в ней говориться. При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы ее глубоко проработать.

Области исследования:

  1. русский язык
  2. история, краеведение
  3. технология (труд)
  4. естествознание
  5. искусство

Требования к работе:

Работа не более 9 печатных листов.

 Вводная часть – 1лист. В этой части необходимо ответить на вопрос: Почему я выбрал эту тему?

Основная часть – 7 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из нескольких частей, в которых излагается собранный материал.

 Заключение – 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие планы по работе над данной темой.

Титульный лист и лист со списком литераторы обязательны, но в счет не входят. Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки и др.)

Во время выступления желательно использовать презентацию. Выступление длится 5 – 10 минут. Затем ученик, выступающий с исследовательской работой отвечает на вопросы жюри.

В заключении хочу еще раз остановиться на мотивации исследовательской деятельности. И так, что же мы имеем, используя такой метод работы?

А это следующее:

1)Повышается интерес к предмету

2)Появляется желание углубить свои знания

3)Расширяется кругозор

4) Появляется удовлетворенность от работы

5) Появляется возможность получить награду на конкурсе

6) Повышается самооценка ученика

7)Возможен совместный труд учителя, ученика, родителя

(слайды)

Основные части  в оформлении готового учебного исследования:

  1. титульный лист (страница №1, не нумеруется)
  2. содержание  (страница №2)
  3. введение, раскрывающее актуальность темы, цели, задачи, методы исследования, изученность вопроса  - страница №3

                                  основная часть:

  1. теория вопроса –  не более 1\4 объема (3- 4 страницы)
  2. исследование и выводы – не менее 1\2 объема работы (10 страниц)

  1. заключение с приведением областей применения -1 страница
  2. список терминов
  3. список литературы   1страница
  4. приложение 1\4 объема работы (3-5 страниц)
  5. тезисы к публикации (краткое изложение работы на 1 странице)

Основные термины в исследовании

  1. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблему, область исследования (общее, целое)
  2. Предмет исследования – конкретный вопрос в общей области. Именно предмет определяет тему исследования  и должен совпадать с ней
  3. Гипотеза -  предположение, которое опровергается или подтвердиться исследованием
  4. Цель – главное, чего вы хотите  достичь, желаемый результат
  5. Задачи – конкретные исследовательские действия, которые должны быть выполнены, чтобы прийти цели (то, что мы хотели получить), к результату (что получили)
  6. Методика исследования – способы и приемы получения результатов
  7. Научная новизна – ценность новых полученных знаний для науки
  8. Библиографический обзор - обзор основных источников информации
  9. Ссылки и сноски – указания на источники информации
  10. Выводы - краткое изложение результатов
  11. Практическая значимость – возможности использования в жизни

Примеры видов представления учебных исследований и проектов

  1. Сообщение — это выступление информативного,   иллюстрирующего или аналитического характера, как     правило, по одной проблеме.
  2. Доклад — это развернутое, аргументированное, под робное рассмотрение какой-либо проблемы. Доклад чик не просто излагает информацию, а проводит ее доказательный анализ, дает собственную оценку, под тверждает или опровергает мнения других авторов или источников.
  3. Стендовый доклад. Данная форма доклада принята в современной между народной практике как наиболее удачная, обеспечива ющая легкость и концентрированность восприятия со держания на конференциях и других мероприятиях. Стандартный стенд рассчитан на 2 ватманских листа. Соотношение текстового и иллюстративного материала составляет 50 на 50%
  4. Литературный обзор — это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из раз личных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.
  5. Рецензия - критический разбор и оценку нового худо жественного произведения (книги, спектакля, концер та, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их пуб ликацией, защитой и т.д.
  6. Научная статья  является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозна чена проблема, отмечены известные попытки ее ре шения.
  7. Научный отчет — документ, содержащий подробное опи сание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-иссле довательской или опытно-экспериментальной работы.
  8. Назначение научного отчета — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за опреде ленный промежуток времени.

        Одна из наиболее удобных, популярных и показательных форм представления проекта или учебного исследования – РЕФЕРАТ

Термин «реферат» имеет латинские корни и означает «сообщаю, докладываю». Словари дают более точное его определение: «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания нескольких  источников информации по теме,  содержания  научной проблемы, результатов научного исследования»  

Стандарты оформления:

  1. Объем школьного реферата 20 страниц печатного текста + 5 СТРАНИЦ приложения
  2. Размер шрифта 12, «Timens New Roman» обычный, интервал между строк 1,5
  3. Размер полей: верхнее и нижнее по 20 мм, левое  25 мм, правое 15 мм (или  30 и 10) .
  4. При изменении полей нужно помнить, что попарная сумма не должна быть > 40 мм
  5. Текст форматируется по ширине.
  6. Сноски печатаются на той же странице, под чертой, более мелким шрифтом.
  7. В тексте должны быть обязательно ссылки на все источники  и литературу.  Пример [3]
  8. Страницы нумеруются с титульного листа, на котором знак не ставится, номер страницы указывают внизу в центре.
  9. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.
  10. Расстояние между названием и текстом должно быть в три интервала.
  11. Рисунки, таблицы, схемы  имеют отдельную сквозную нумерацию.
  12. Логичнее рисунки и схемы поместить в приложении. Каждое приложение нумеруется  прописными буквами русского алфавита.

 

Оформление литературы по алфавиту:

Отдельная книга

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. - 334с.
  2. Дубровин А.Т., История инков. – М.: Просвещение, 2007. – 387с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...