Программа по внеурочной деятельности "Моя родина".
рабочая программа (2 класс) на тему

Володина  Наталья Алексеевна

Программа многогодичная и состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков.

1 класс «Знатоки родного города» (Моя малая Родина – поселок Пироговский)

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с поселком.

На изучение данной программы рекомендуется 2 час в неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов.

2класс

Программа второго года обучения предполагает знакомство учащихся с городами Москвы и Московской области, их историей, промышленностью, экономикой. Ребята рассказывают о том, где они побывали в Москве и Московской области, как выглядят города и села для них. Учащиеся знакомятся с природой  области. Происходит знакомство с символикой Москвы и Московской области.

3 класс

Программа третьего года обучения предполагает начальное знакомство с историей России через изучение сказок, былин, эпосов. Происходит знакомство с героями

4 класс

Программа четвертого года обучения предполагает знакомство учащихся с историей России, с происхождением Русского государства с самого начала. Также учитель знакомит с символикой Российской Федерации.

Содержание программы рассчитано на занятия с учащимися 1 класса образовательной школы,  проявляющих интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. 

        Примерная учебная программа  рассчитана на 66 часов, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rodina.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями их ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Цель работы -  способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитанию любви к родному краю.

Задачи работы

Образовательные:

- расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ;

- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.

Развивающие:

- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала;

- развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности.

Воспитывающие:

- содействие гармоничному развитию личности школьника;

- совершенствование духовных и физических потребностей;

- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

- гуманное отношение к окружающей среде;

- воспитание патриотизма, любви к родному краю.

Предполагаемые результаты:

К концу первого года обучения учащиеся должны:

А)  знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка; дату основания поселка; основные улицы поселка; памятные и исторические места;

правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.

Б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.

        К концу четвертого года обучения учащиеся должны:

А) знать: символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.

Б) уметь: поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

Программа многогодичная и состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков.

1 класс «Знатоки родного города» (Моя малая Родина – поселок Пироговский)

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с поселком.

На изучение данной программы рекомендуется 2 час в неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов.

2класс

Программа второго года обучения предполагает знакомство учащихся с городами Москвы и Московской области, их историей, промышленностью, экономикой. Ребята рассказывают о том, где они побывали в Москве и Московской области, как выглядят города и села для них. Учащиеся знакомятся с природой  области. Происходит знакомство с символикой Москвы и Московской области.

3 класс

Программа третьего года обучения предполагает начальное знакомство с историей России через изучение сказок, былин, эпосов. Происходит знакомство с героями

4 класс

Программа четвертого года обучения предполагает знакомство учащихся с историей России, с происхождением Русского государства с самого начала. Также учитель знакомит с символикой Российской Федерации.

Содержание программы рассчитано на занятия с учащимися 1 класса образовательной школы,  проявляющих интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению.  

        Примерная учебная программа  рассчитана на 66 часов, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

        Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).

        Занимающиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

        Основной формой занятий  является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.

        Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.

        Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

                    Название темы

     Количество часов

                    1 четверть -16 часов

1.

 Знакомство с занятиями в клубе.

1

2.

Мой поселок.

7

3.

Я и моя школьная семья.

8

                     2 четверть – 16 часов

4.

Я и моя семья.

8

5.

Я гражданин России.

8

                     3 четверть -16 часов

6.

Уроки хорошего поведения.        

6

7.

Уроки доброты.

10

                   4 четверть -16 часов

8.

Уроки экологии.

5

9.

     Маленькие сказки большого леса.

6

10.

Уроки осторожности.

5

Всего

66

Календарно-тематический план

Название темы

Количество

часов

  Дата



Примечание

  1 четверть – 16 часов.

Знакомство с занятиями в клубе.

1

Мой поселок.

7

2.1.

История моего  поселка.

1

2.2.

Улицы  поселка. Дом в котором я живу.

1

2.3.

Памятники и памятные места поселка.

1

2.4.

Зеленый наряд поселка.

1

2.5.

Выставка рисунков. Конкурс листьев.

1

2.6.

Проект « Мой поселок».

2

3.

Я и моя школьная семья.

8

3.1.

Я и моя школьная семья.

2

3.2.

Проект «Мой класс»

2

3.3.

Подготовка к посвящению в первоклассники.

3

3.4.

Посвящение в первоклассники.

         2 четверть – 16 часов

1

      4.

Я и моя семья.

8

4.1.

 Я и моя семья. Конкурс рисунков.

1

4.2.

Кто я? Создание портфолио.

2

4.3.

Мои мама и папа.  Конкурс рисунков.

1

4.4.

Мои родственники.

1

4.5.

Профессии моих родственников.

1

4.6.

Проект « Я и моя семья»

2

5.

Я-маленький гражданин России.

8

5.1.

Я – маленький гражданин России

4

5.2

Какие народы живут в России?

2

5.3.

6.

Проект «Я-маленький гражданин России».

2

3 четверть -16 часов

7.

Уроки хорошего поведения.

6

7.1.

как вести себя нельзя, — дома..

2

7.2.

как вести себя нельзя, — в школе, на уроке, на перемене, в столовой…  

2

7.3.

как вести себя нельзя, — на улице…

2

8.

Уроки доброты.

10

8.1.

Как мириться, если с другом в ссоре…

1

8.2.

Как оберегать маленьких и беззащитных…

1

8.3.

Что такое — настоящая дружба..

1

8.4.

Как ценить красоту…

1

8.5.

Почему не надо бояться врачей и другие…

1

8.6.

Зажги звезду добра.

1

8.7.

Добро и зло вокруг нас…

1

8.8.

Практикум доброты и вежливости. Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений

1

8.9.

Проект «Уроки доброты».

2

4 четверть – 16 часов

 

9.

Маленькие сказки большого леса.

6

9.1.

  Вердолобик. Грязнуля. Гусеница.

1

9.2.

 Кем быть?    Обещание. Про грибы.

2

9.3.

 О пользе меда. Заяц и роса.

2

9.4.

Проект «Большой лес».

1

10.

Уроки осторожности.

5

10.1.

Электричество. Ожоги. Фейерверки.

1

10.2.

Купание.

1

10.3.

Острые предметы. Лекарства.

1

10.4.

Электроприборы.

1

10.5.

Улица. Приборы.

1

 

 

Содержание программы

Введение

Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Дерево как символ класса, представление себя на этом месте.

  1. Поселок в котором я живу.

Мой поселок.

История основания поселка. Место основания поселка. Название поселка. Образ города в литературе и изобразительном искусстве.

Улицы нашего поселка.

Центральные улицы города, их облик; название и расположение в разные периоды жизни города.

дом, в котором  я живу.

Характеристика отдельных наиболее интересных объектов микрорайона. Их прошлое и настоящее. Характеристика улиц микрорайона, история их наименования.

Практика: экскурсия на объекты, оформление альбома по итогам экскурсии прогулка по улицам микрорайона.  

Памятники и памятные места города.

Памятники истории и архитектуры, скульптурные памятники. Памятники культовой архитектуры.

Практика:  Экскурсия к памятникам, работа с открытками, фотографиями, буклетами.

2.5.Современная жизнь поселка.

Музеи, библиотеки, театры,  другие культурные, научные и религиозные центры города. Основные промышленные предприятия города. Транспорт.

Практика:    посещение ДК «Подмосковье», библиотеки, СДШИ, стадион…

2.6. Зеленый наряд поселка.

Парки, скверы. Породы деревьев и кустарников, озеленяющих город. Охраняемые растения,  экологическая обстановка  в поселке.

  1. Я и моя семья

1. Понятие «родина», «край»

2. Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье.  Место работы, учебы членов семьи.

3.Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка).

              Содержание работы членов семьи.

4. Как мы проводим выходные дни. Песни родителей, бабушек, дедушек.

5.  Мой лучший друг.

6. Практические занятия:   рисунки, устные  рассказы, прослушивание аудиозаписей

Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности.

Как учителя, мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), значения Московской области в истории и культуре России (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановимся на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”. Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.

Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции. В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

Все эти годы мы наблюдали, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Таким образом, курс краеведение реализует гражданско-патриотическое направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Я и родина моя"

Программа по внеурочной деятельности составлена на 4 года....

Рабочая программа кружка "Музыка Родины"

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Музыка Родины" для 1-2 классов....

Авторская программа "Моя малая Родина"

Авторская программа "Моя малая Родина"  используется на занятиях внеурочной деятельности. Рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9 лет....

Программа. Моя малая Родина

Программа внеурочной деятельности....

Авторская программа"Моя малая Родина"

Авторская программа"Моя малая Родина"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моя малая Родина"

Программа "Моя малая Родина"расчитана на 7-11 лет, дополнена возможностью реализации принципа разноуровневости, который позволяет получать дополнительное образование всем детям независимо от...

Рабочая программа кружка "Моя Родина"

Рабочая программа кружка "Моя Родина" для обучающихся начальных классов....