Рабочая программа кружка "Музыка Родины"
рабочая программа (1 класс) на тему

Клым Евгения Владимировна

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Музыка Родины" для 1-2 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_muzyka_rodiny.docx33.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                         средняя  общеобразовательная школа №2 г. Кимовска

Согласовано на методическом                  Утверждено педагогическим советом                  

объединении   нач. классов                        Протокол №

 Протокол №                                                   от

от

                 

                          Программа кружка

                 по внеурочной деятельности

                          «Музыка Родины»  

             Ступень обучения: начальное общее образование

                            Количество часов: 67

               Направленность: художественно-эстетическая

                    Учитель начальных классов Е.В.Клым

                                         

                                         

                                               2013 год

                         

Аннотация программы

  1. Возраст детей:7-8 лет.
  2. Сроки реализации программы: 2 года.
  3. Цель и задачи .Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музыке, помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности;

4. Ожидаемые результаты. Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата..

       5. Кадровое обеспечение программы. Клым Е.В.-учитель начальных классов

       6. Год разработки. 2013.

.

                 

                   

                           Пояснительная записка.

        

                                                                                            «Влияние музыки на детей благодатно, и  

                                                                                               чем  ранее они начнут испытывать его

                                                                                                на себе, тем лучше для них»

                                                                                                                  В.Г. Белинский

 

         

                                                                                                                                                                                                                                   Общая характеристика кружка

         Программа кружка «Музыка Родины» составлена в соответствии с главой III  п.19.3 ФГОС, на основе «Примерной программы внеурочной деятельности» А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова  М. Просвещение 2009 г. и  с учётом «Концепции духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России».  Программа основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально - хоровая работа , игра на народных инструментах.  Программа имеет художественно-эстетическое направление.

Основными целями художественно-эстетического направления являются:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
  • воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
  • освоение знаний о классическом современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
  • овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

       Школьники черпают эстетические впечатления из самых различных источников. Наиболее доступным из них является природа. Ее красота заключается в бесконечном разнообразии и гармонии красок, звуков, форм, в закономерной смене явлений, происходящих в окружающем мире. В вечном движении и обновлении природы обучающиеся учатся чувствовать и понимать прекрасное. Поэтому в программы художественно-эстетического направления включены модули, непосредственно связанные с природой, с природными объектами.

      Глубокие эстетические переживания могут возникать у детей и в связи с событиями общественной жизни. Приобретая социальный опыт, обучающиеся учатся оценивать поступки людей как прекрасные и безобразные, возвышенные и низменные, трагические и комические. Этим объясняется включение в программу модуля «Школьная пресса», овладение которым направлено на понимание мира людей и их взаимоотношений, формирование умений их оценивать.

      Важнейшим источником эстетического опыта школьников служит их собственная деятельность — учебная, трудовая, общественная, игровая, художественная. В учении школьник осваивает эстетические ценности своеобразным путем — с помощью науки переживает радость творческого познания. В труде наиболее полно раскрываются созидательные возможности ребенка, умение материализовать красоту в конкретных предметах и вещах.

        Богатейшим источником эстетических впечатлений является искусство, которое Л. С. Выготский назвал художественной концентрацией действительности, орудием «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа»[1]. Наиболее глубоко дети познают и переживают прекрасное в процессе художественной деятельности: литературной, музыкальной, сценической, непосредственно связанной с созданием образов искусства.

Общие задачи организации внеурочной деятельности:

-релаксация учащихся,  

-организация дополнительного образования детей по широкому спектру направлений,

-участие в школьном самоуправлении и общественной деятельности,

-организация клубной деятельности как формы свободной коммуникации.

Цель проведения кружка:

- помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности;

-создать условия для изучения родного края посредством привития интереса к народным традициям;

-развивать чувство прекрасного, основываясь на музыкальных произведениях;

-воспитывать уважение к истории. культуре, традициям своего народа.

Задачи проведения кружка:

-расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музыке;

-формировать музыкальные способности: чувство ритма, слух;

-развивать творческую активность, художественный вкус;

-формировать способности игры на народных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, бутылки, бубны);

-формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность,       дисциплинированность;

-развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра;

- ознакомить с основными выразительными средствами понятиями фольклора;

- прививать некоторые практические навыки исполнения фольклорных произведений.

                                             Место кружка в учебном плане

 Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов-67 (33 часа-1 класс, 34 часа-2класс)

.

                               Ценностные ориентиры содержания кружка.

               Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.

         Исполнительство на народных музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в школьных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

          Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как произвольная деятельность, внимание, самостоятельность, инициативность. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

                           Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

      Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения              программы кружка.

Предметные результаты:

-формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-       нравственном развитии;

-формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;

-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений в импровизации.

       К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Личностные результаты :

-формулирование эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя .

                                                     Основное содержание

                                                      1-ый год обучения

     Как зародилась музыка? Знакомство с легендой  о «Трёх китах».Знакомство со звуками окружающего мира и музыкальными звуками. Музыка из детства. Колыбельные песни, попевки.

      Музыка и окружающий нас мир. Песни времён года.

      Родные корни. Родной язык. Потешки.  Заклички. Частушки Тульского края. Русские народные инструменты. Ложки. трещотки. бубны. Оркестр. Русские обряды. Праздник «Широкая масленица». Хороводные песни, народные игры. Звучащий образ Родины. Песни  о Родине, России, . Гимн России,  г. Тулы.

                                                          2-ой год обучения

         Понятие о фольклоре. Народ- создатель фольклора. Жанры словесного фольклора

Многообразие музыкального фольклора: хороводные и плясовые песни. Игровые песни Русская частушка. Частушки Тульского края- коротушки, прибаски.

        Времена года в народной песне. Весенние песни-веснянки. Летние песни. Покосные. Осенние песни.

       Использование предметов быта в роли музыкальных инструментов.

Тематическое планирование занятий кружка «Музыка Родины»

                                       в 1 классе.  (33 часа)  

№ занятия

                                          Тема занятия

Основные виды деятельности обучающихся

1.

2.

3.

4.

5.

6-7

8-10

11-13

14-17

16-18

19-21

22-26

27

28-30

31-32

33

Как зародилась музыка?

«Сказка о музыкальных капельках»

        

Легенда о «Трёх китах»

Знакомство со звуками окружающего мира и музыкальными звуками.

Музыкальные и немузыкальные звуки. Слушание.

Музыка из детства. Колыбельные песни, попевки. Разучивание.

Музыка и окружающий нас мир. Разучивание песен об осени.

Музыка и окружающий нас мир. Разучивание песен о маме.

Музыка и окружающий нас мир. Разучивание песен о зиме.

Родные корни. Родной язык. Потешки. Заклички.Частушки Тульского края. Разучивание, исполнение.

Русские народные инструменты. Ложки. трещотки. бубны. Учимся играть на народных инструментах. Оркестр.

Русские обряды. Подготовка к празднику «Широкая масленица». Разучивание закличек, хороводных песен, народных игр.

Фольклорный праздник  «Широкая масленица».

Звучащий образ Родины. Разучивание песен о Родине, России,

Звучащий образ Родины. Гимн г. Тулы. Разучивание.

Итоговое занятие-концерт.

Слушание звуков окружающего мира (улицы, природных явлений, работы различных слесарных инструментов и др.) Слушание звуков различных музыкальных инструментов.

Разучивание колыбельных песен «Спи, усни, малышка», «Ходит месяц, да по небу»

Слушание, разучивание и исполнение песен об осени, маме, зиме.

Слушание, разучивание, исполнение потешек, закличек, частушек Тульского края. Отработка интонации.

Знакомство с русскими народными инструментами. Игра на народных инструментах. Игра в оркестре. Коллективная работа.

Знакомство с русскими обрядами. Изучение традиций проведения праздника «Широкая масленица». Разучивание закличек, хороводных песен, народных игр. Разучивание простейших танцевальных движенийю.

Слушание , разучивание и исполнение песен о Родине, России, гимна России и г. Тулы.

Оформление сцены.

Подготовка ведущего концерта. Репетиции.

.

Тематическое планирование занятий кружка «Музыка Родины»

                                   во 2-ом классе.  (34 часа)  

№ занятия

                                      Тема занятия

Основные виды деятельности обучающихся

1

2-3

4

5

6-8

9-11

12-13

14-16

17

18

20-22

23-25

26-28

29-31

32-33

34

Понятие о фольклоре. Народ- создатель фольклора.

Жанры словесного фольклора: пословицы, поговорки, скороговорки, дразнилки.

Скоморошины, их происхождение.

Многообразие музыкального фольклора :хоровые и плясовые песни.

Хороводы круговые и некруговые. Связь текста с движениями.

Плясовые песни. Танцевальные движения как  элементы изобразительности.

Игровые песни.

Русская частушка. Частушки Тульского края-коротушки, прибаски

Фольклорный праздник «Лейся песня».

Времена года в народной песне.

Весенние песни-веснянки.

Летние песни. Покосные.

Осенние песни.

Использование предметов быта в роли музыкальных инструментов.

Подготовка к итоговому концерту-празднику.

Фольклорный концерт.

Беседа

Разучивание пословиц, поговорок о труде, дружбе, Родине.

Разучивание скоморошин «Ехал Фока через реку», «Ай, дуду»

Беседа, слушание, анализ.

Разучивание «На горе калина», «Во поле берёза стояла».Простейшие хороводные движения.

Разучивание плясовой песни Тульской области «Заиграй, гармошечка».

Разучивание игровой песни «Ходит Ваня на лужок», «Бояре»

Слушание, разучивание и исполнение частушек. Исполнение частушек без сопровождения «под язык»

Исполнение песен, изученных ранее. Подготовка к концерту.

Беседа, слушание.

Разучивание весенних песен «Весна-красна», «Летел грач-дергач»

Разучивание покосных песен «Ай, во поле липенька», «Веночек»

Разучивание осенних песен «Окликание дождя», «На горе, горе».

Разучивание песни «Вдоль по травке» с использованием бутылок, скалок, гребёнки.

Оформление сцены, подготовка костюмов, репетиции номеров концертной программы.

I. Оборудование и материалы

    1.Технические средства обучения:

       а) мультимедийный компьютер;

       б) мультимедийный проектор;

       в)  экран.

  2.Набор музыкальных дисков

  3.Народные музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубны, бутылки

  4. Русские народные костюмы

II. Интернет-ресурсы

III. Используемая литература:

   1 .В. Бахтин. От Былины до считалки. М. Просвещение !998 г.

   2. Ю.Круглов Русские обрядовые песни. М. 2000 г.

   3. Н. Кулаковская С маской ,бубном и гудком. М.2001 г.

   4. Т.Попова Основы русской народной музыки. М. 1998 г.

   5. А.Климов Основы русского народного танца. М. 1999 г.

   6. Календарь православных дат.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К истокам Родины

Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....

Рабочая программа по курсу "Я патриот Родины"

В данной программе представлена пояснительная записка, тематический план, календарно-тематическое планирование, итоговый тест по курсу...

Рабочая программа по курсу "Я патриот Родины"

В данной программе представлена пояснительаня записка, тематичсекий план, календарно-тематическое планирование, итоговый тест по курсу...

Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"

Факультативный курс по краеведению в начальной школе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

Рабочая программа "Моя Родина - Россия"

Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача – усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирования нравственных ка...