Методические основы проектной деятельности. Проект "Наследие России: народные промыслы"
методическая разработка (3 класс) по теме

 

Земля русская испокон веков славится мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. Именно  историческое наследие предоставляет уникальную возможность приобщиться к миру народного творчества, расширить свои знания о промыслах России, почувствовать гордость за самобытное наследие нашей страны, поскольку через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. Какие же народные промыслы прославляют Россию? Как они развивались? Живы ли народные промыслы в наше время? На эти и другие вопросы искали ответы ученики третьего класса, ставшие участниками проекта «Наследие России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Земля русская испокон веков славится мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. Именно  историческое наследие предоставляет уникальную возможность приобщиться к миру народного творчества, расширить свои знания о промыслах России, почувствовать гордость за самобытное наследие нашей страны, поскольку через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. Какие же народные промыслы прославляют Россию? Как они развивались? Живы ли народные промыслы в наше время? На эти и другие вопросы искали ответы ученики третьего класса, ставшие участниками проекта «Наследие России»

Вышеупомянутый проект включал в себя два этапа:

  1. В течение недели учащиеся собирали информацию о различных видах народных промыслов, обобщали и систематизировали материал. Результаты поисковой работы (индивидуальной и коллективной)  ребята представили в виде публичного выступления, подкрепленного презентацией.
  2. В заключении учащимся была предоставлена возможность своими руками выполнить индивидуальную творческую работу по изготовлению изделия, несущего в себе идею определенного народного промысла.

I. Поисковый этап

Цели:

  1. Познакомить учащихся с народными промыслами Росси: хохлома, городецкая роспись, Полховомайданский промысел;
  2. Сформировать целостность восприятия исторического и современного звучания народных промыслов;
  3. Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления;
  4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её истории.

ПЛАН УРОКА

  1. Беседа о народных промыслах и их основных видах. Выступление учащихся с результатами поисковой работы (индивидуальной и коллективной).
  2. Систематизация полученных знаний путём заполнения таблицы «Народные промыслы России».
  3. Подведение итогов занятия (викторина)

Ход урока

И дальше тропой неизбежной.

Сквозь годы и бедствий и смут,

Влечётся суровый, прилежный,

Веками завещанный труд.

В. Я. Брюсов, 1907 г.

Вступительное слово учителя

Народные промыслы – гордость России. Главной задачей сегодняшнего урока является знакомство с различными народными промыслами и их историей.

Готовиться к этому уроку вы начали заранее. Каждая группа изучала свой промысел: где он развит, когда возник, что производит, чем отличается от других.  Наш сегодняшний урок – это своеобразное путешествие во времени на ярмарку народных промыслов. Обратите внимание на таблицу, которая лежит перед вами. На данный момент она пуста. После  выступления каждой команды вам необходимо внести в неё соответствующую информацию. Будьте внимательны, поскольку время на выполнение этого задание будет ограничено.

Таблица 1

Название промысла

Основные центры

Время образования

Используемый материал

Художественная особенность

Итак, начинаем!

Флаг поднят. Ярмарка открыта

Народом площадь вся покрыта

Вся деревенская краса

Вот так и мечется в глаза.

Из лавок, хитрая приманка,

Высматривают кушаки,

И разноцветные платки.

Тут груды чашек и горшков,

Корчаг. Бочонков и кувшинов,

Там – лыки, вёдра и подносы.

Лотки, подойники и ложки.

1. Золотая хохлома

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Жил когда – то в нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет’ золотой ‘посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

Хохлома — это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.

Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.
Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.

Презентация (Приложение 1)

2. Городецкий промысел

Линий рисунка овалы иконные

В тот городок пришли,

Звонко летят городецкие кони

С донец прялок-в концы Земли

Название городецкий промысел пошло от имени города Городец – маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки – берегини, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб - явление, выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.

Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце стали делать донца- доски для прялок, для прядения нитей из волокон кудели. Эти донца украшались резьбой, а потом и росписью.

Роспись появилась здесь в 60-х годах  19 века и положила начало новому Городецкому стилю- росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достиг в 80-х годах 19 века.

Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий – токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева, яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.

В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, чаепитий, свиданий, застолий. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких  мастеров есть и чудо-кони, и сказочные птицы.

Когда спрос на прялки и донца упал, Городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, панно, блюда, тарелки.

В настоящее время выпуском художественных изделий с городецкой росписью в Городецком районе Горьковской области занимается фабрика художественных изделий « Городецкая  роспись».

Презентация (Приложение 1)

3. Полховомайданский промысел

Полхов-майданская малиновая

Чудо-роза анилиновая!

На грибочках невысоких,

На матрёшках краснощеких!

У этого промысла очень долгая и необычная история. На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду. Несколько позже стали выжигать украшения на деревянных изделиях, а еще позднее, в начале двадцатого века, на полховомайданских работах появились анилиновые краски. Майдан, как называют его сами жители, вскоре становится известен своими яркими, пестро раскрашенными деревянными игрушками. Форма полховмайданских игрушек обусловлена их токарным происхождением. Но главное в этих работах - конечно же роспись, имеющая свою гармонию и привлекательность. Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки - так называемое “белье”, а женщины расписывали готовые изделия. Полховомайдановская роспись - особенная. Каждая из деталей головного убора, сарафанного убранства матрешки выписывается отдельно. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - “наводка” (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет. В основном местные игрушки, или, как их называют, “майданские тарарушки”, отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями. На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая “роза”, которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями. Удивительные, ярко раскрашенные игрушки - “тарарушки”, изготавливаемые мастерами Полхово-Майдана, будь то матрешка, или копилка-грибок, или разнообразная деревянная посуда, - заслуженно пользуются широкой популярностью.

Презентация (Приложение 1)

4. Дымковская игрушка

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни иль водоноски

Дымковская игрушка, вятская игрушка, кировская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века.Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Презентация (Приложение1)

ВИКТОРИНА

  1. Какова главная мысль высказывания:
  1. «Что ни ремесло, то и промысел»,
  2. «Не без ума, так и не без промысла»,
  3.  «Только воровство не промысел».

  1. «Подбери пару»

Учащимся было необходимо подобрать к названию народного промысла определенное изделие.

  1. По описанию определить название народного промысла. Свой ответ обосновать
  1. Свистульки, барышни и кони и роспись яркая в глаза (Дымковская игрушка)
  2. Чашка, сверкающая золотом, киноварью кажется тяжелой и массивной, но ели взять ее в руку – ощутишь легкость дерева (Хохлома)
  3. Сине-белое чудо России,

Синь небес и снегов белизна (Гжель)

II. Творческий этап

Вот мы и познакомились с народными промыслами России. Сейчас вам представится уникальная возможность выступить в роли участников народной ярмарки. Но для этого необходимо самим создать изделие и выполнить роспись в соответствии с  художественной направленностью одного из народных промыслов России.

Древний промысел не забыт –

Украшать жилище и быт.

До сих пор у каждой избы

Чудеса российской резьбы.

До сих пор плетут пояски,

В деревнях в ходу туески,

Кружевные над домом венцы,

Точат ложки, шкатулки, ларцы.

И как прежде рисуют по ним

Жаром лета, лучом золотым,

Синью неба, волшебным огнём,

Грёзой сказки, причудливым сном.

Оживают под кистью порой

Диво дивное долгой зимой,

Вспышки ярких, далёких зарниц,

Золотистые крылья жар-птиц.

И мечтаем зимою не раз

Мы под ложки пуститься в пляс,

Чтоб зажёгся огонь в тиши,

В синих сумерках нашей души.

Второй этап проекта «Наследие России» предполагал выполнение индивидуальных творческих работ по изготовлению изделия, несущего в себе идею определенного народного промысла. Результатом выполнения  данного этапа стала организация  ярмарки - выставки работ учащихся. (Приложение 2)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс

Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования...

ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательско...

Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"

Материал может быть использован для  организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности....

"Наша Родина - Россия. Народные промыслы Подмосковья"

Интерактивное задание для 3-4 классов "Разговоры о важном" (региональный компонент) по теме "Наша Родина - Россия. Народные промыслы Подмосковья"...