ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
статья на тему

Иванова Галина Александровна

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО - ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«МАМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО - ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«МАМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ»

Г.А. Иванова  учитель начальных классов МОУ «СОШ № 56 УИОП» г. Омска, педагог доп. образования МОУ ДОД «Дом детского творчества ОАО»,

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции и творческого потенциала.

Эффективность такого развития во многом зависит от того материала, на основе которого составлены задания и способа его подачи. Для этого необходимо широко использовать новые информационные технологии обучения. Одной из таких форм являются телекоммуникационные проекты.

Они предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, а также создают условия, для самостоятельного приобретения знаний, используя огромные возможности глобальной компьютерной сети Интернет. Также важной стороной внедрения метода проектов является то, что телекоммуникационные проекты, по своей сути, всегда межпредметные; решение проблемы, которая заложена в каком-либо проекте, всегда требует интегрированных знаний.

В методической литературе на сегодняшний день существует достаточно большое количество статей, посвящённых принципам организации телекоммуникационных проектов. Хочется подробнее остановиться на результатах участия школьников в таких проектах и на выводах, к которым пришли и ученики, и учителя, работая в проекте. Об этом можем  говорить, так как мы со своими учениками не раз принимали участие в разных телекоммуникационных проектах и сами являемся  авторами  учебно – творческого проекта «Мамино воскресенье» для учащихся 2 - 4  классов, который был реализован на образовательном портале «Школа» Омского государственного педагогического университета (http://school.ru/).

В проекте приняли участие более 1300 школьников, более 150 руководителей и координаторов команд. Участниками стали команды из ЯНАО, Томской области, районных центров и сёл Омской области и города Омска. Всего 129 команд из 73 образовательных учреждений (2 школы-интерната, 8 гимназий, 4 лицея, 3 учреждения дополнительного образования и 56 средних общеобразовательных школ).

Цель проекта: развивать у участников проекта социально значимые нравственные качества, творческие и коммуникативные способности, создавать условия для воспитания бережного и внимательного отношения к женщине-матери, отдавать должное женщинам, благодаря которым мы живём.

Задачи проекта:

  1. формировать навыки работы с дополнительной литературой;
  2. формировать навыки поисковой деятельности учащихся;
  3. развивать практические навыки работы на компьютере (MS Word, MS PowerPoint, MS Publicher) через создание буклетов,  презентаций;
  4. развивать умение работать в команде, согласовывать свои действия;
  5. развивать творческие способности учащихся.

Подробнее остановимся на этапах проекта.

 I этап «Давайте познакомимся!». Участникам проекта необходимо было, проявив творчество, представить свою команду (название, эмблема, девиз, информация о руководителях и участниках).

II этап «Исторический». На этом этапе участников ожидала большая поисковая работа. Им нужно было в разных источниках найти информацию о дате празднования Дня матери в разных странах, распределить названия стран в таблицу по временам года, отметить символы и традиции празднования Дня матери в разных странах. Проанализировав всю информацию, представить в таблице сходства и различия в праздновании Дня матери и Международного женского дня – 8 марта.

III этап «Творческий». В процессе работы над заданиями этого этапа участникам предстояло, разгадывая кроссворд, определить цветок – символ Дня матери; по предложенным схемам оригами изготовить цветы – символы праздника и выполнить творческое задание - оформить этими цветами открытку для мамы, составить поздравительный текст. Также была предложена участникам пьеса «Сказочка для мамы», которую они могли разыграть для своих мам.

IV этап «Кулинарный».  На этом самом вкусном этапе участникам предстояло найти в дополнительной литературе название и особенности рецепта традиционного торта на День матери; а затем, проявив всё своё творчество, приготовить собственный торт для мамы и дать ему оригинальное название. Также на этом этапе всем участникам был предложен материал по правилам сервировки праздничного стола, схемы оригами для складывания салфеток. Всем участникам необходимо было прислать фотографию, на которой должны быть обязательно - приготовленный торт, сервированный чайный стол.

V этап «Подведение итогов». По результатам проекта определились победители (14 команд), которые получили дипломы и диски с лучшими работами, призёры (21 команда), награждённые грамотами и участники. Все желающие до сих пор имеют возможность посмотреть лучшие работы и воспользоваться ими при необходимости.

Во время проекта было организовано общение в форуме, что позволяло нам помогать командам: направлять их, корректировать их деятельность, давать консультации.

По завершении проекта всем участникам было предложено оставить своё сообщение в форуме «Рефлексия проекта». Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуть и нам, и участникам, все получили новый опыт работы, а мы прочитали приятные отзывы, содержащие как слова благодарности, так и конкретные предложения и замечания. Важным показателем для нас была оценка участниками социальной значимости полученного результата.

В ходе выполнения заданий проекта команды:

  1. Познакомились с историей празднования Дня Матери, его традициями;
  2. Познакомились с азбукой оригами и по предложенным схемам оригами  выполнили поделки (цветы, салфетки), оформили открытку;
  3. Сочиняли текст праздничного поздравления для мам;
  4. Используя предложенный литературный материал, смогли разыграть небольшое представление – поздравление для мам;
  5. Нашли рецепт специального торта, приготовили свой торт, сервировали чайный стол.

По завершению проекта были составлены:

  1. Галерея выполненных открыток;
  2. Сборник поздравлений для мамы;
  3. Кулинарная книга с фотографиями.

Можно считать, что предполагаемых результатов мы добились. Команды узнали историю и традиции достаточно нового для России праздника, смогли устроить праздник для своих мам, совершенствовали навыки работы сообща, искали и обрабатывали материал, познакомились с искусством оригами, что полностью отвечает целям и задачам проекта.

Успех телекоммуникационного проекта во многом зависит от работы, выполненной и учителями, и учащимися. В ходе работы мы столкнулись и с техническими проблемами, во многом от нас не зависящими, и с коммуникативными. Неумение правильно понять задание, невнимательность не дали возможности некоторым командам набрать большее количество баллов, стать победителями. Часть работы оказалась напрасной, не была оценена, что вызывало обиды и недовольство. Потребовалась дополнительная разъяснительная работа. Мы думаем, что взаимопонимание было найдено. Об этом свидетельствуют высказывания на форуме.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, прогрессивности его методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века.

Библиографический список:

  1. Добрина Ю.А., Мечева О.П., Шагалеева Д.Д. Организация и проведение телекоммуникационных проектов на базе образовательного учреждения. Методические рекомендации. Нижневартовск, 2010. – 23 с.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю.Пахомова. – М.: АРКТИ, 2008. – 112 с.  
  3. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С.Полат // Школьные технологии. – 2006. № 6. С. 43 – 49.
  4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе

Новые технологии  для новой школы...

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе

В презентации описывается опыт внедрения ФГОС в начальной школе за 3 года...

Телекоммуникационный проект«Работа с данными» при изучении начального курса математики»

Обучение учащихся 4 классов работать с данными на уроках математики....

Разработка телекоммуникационного проекта "8 марта - Женский день"

В разработке представлен телекоммуникационный проект ко дню 8 марта для учащихся начальной школы....