обобщение опыта работы
статья по теме

Волосенко Багдагул Уралбаевна

самоанализ педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_ped_deyat.doc442 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Старотогульская основная общеобразовательная школа имени Александра Аксенова»

педагогической деятельности

Волосенко Багдагул Уралбаевны учителя начальных классов

               Я, Волосенко Багдагул Уралбаевна, работаю учителем начальных классов в МКОУ «Старотогульская основная общеобразовательная школа имени Александра Аксёнова» с 1998 года, имею высшее педагогическое образование:  в 2003 году закончила факультет начальные классы Бийского государственного педагогического университета имени В. М. Шукшина по специальности преподавание в начальных классах с присвоением мне квалификации учитель начальных классов.

Последнюю аттестацию проходила в 2008 году на подтверждение второй квалификационной категории. Общий педагогический стаж 14 лет.

Программа развития школы «Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования».

Цели моей профессиональной деятельности плавно вытекают и согласуются с целями деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю:

  1. Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
  2. Повышать качество проведения занятий на основе внедрения новых технологий обучения и воспитания учащихся.
  3. Создание научной базы у учащихся 4 класса для успешного продолжения образования с учётом способностей, возможности и интересов учащихся.
  4. Научить ученика учиться, самостоятельно находить способы решения нестандартных задач, опираясь на жизненный опыт.

Работаю над темой по самообразованию «Развитие личности младшего школьника через решение математических задач  разного вида.

Мной пройдены курсы повышения квалификации в 2008 году по теме « Классный руководитель и воспитательная система класса», в 2011 году –«Модернизация начального общего образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».

      Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов. Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в государственном образовательном стандарте основного (среднего) образования по учебным предметам начальных классов «Школа России»:

  1. Литературное чтение Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
  2. Математика М. И. Моро.
  3. Русский язык Т. Г. Рамзаева.
  4. Окружающий мир А. А. Плешаков.
  5. Трудовое обучение  В.Д.Симоненко
  6. Музыка Е. Д. Критская.
  7. Изобразительное искусство Б. Н. Неменский.
  8. Физическая культура В. И. Лях.

В реализации программы развития образовательного учреждения особое фундаментальное место занимает  роль учителя начальных классов.

Начальное звено обучения и воспитания в школе – это основа для последующего продолжения образования школьника.

Поэтому так очевидна ответственность учителя начальных классов за плоды и результаты труда.

        На протяжении всей своей педагогической деятельности на должности учителя начальных классов работаю по традиционной системе обучения, сейчас «Школа России».

        Основными задачами в своей работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков, умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике, испытывая радость учебного труда. Стараюсь создать для каждого ученика ситуацию успеха, которая помогает поверить в свои силы и даёт силы в преодолении  трудностей. Целью своей педагогической деятельности считаю развитие личности ученика. Убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, поэтому стараюсь активизировать познавательную деятельность детей на каждом этапе урока. Повышаю интерес к учению через использование на уроках индивидуальной, групповой работы, дифференцированного подхода, игр, соревнований.

    Особое внимание уделяю применению личностно- ориентированного подхода в обучении, который позволяет достичь максимальных успехов в обучении и воспитании.

        

           Использую современные образовательные технологии:

  • дифференцированное обучение;
  • личностно-ориентированное;
  • развивающее обучение;
  • адаптивная методика.

Работу на уроке осуществляю в 3-х направлениях:

  • восприятие материала через образ-слово и образ-картинку;
  • осознанное «разгадывание» ассоциаций в изучаемой области;
  • создание учеником собственных ассоциаций в изучаемой области.

Учиться так детям легко и интересно.

        В своей работе я опираюсь на психологию восприятия учебного материала школьником, создание большого количества творческих работ детьми, развитие орфографической интуиции учащихся.

        При подготовке к урокам особое внимание уделяю выборам форм и методов обучения.

        Словесный метод – для формирования теоретических и практических знаний.

        Наглядный – для развития наблюдательности, привлечения внимания.

        Поисковый – для развития самостоятельности мышления, творчества.

        Индуктивный – для умения обобщать и анализировать.

        В своей работе стараюсь проводить разнообразные типы уроков: урок-экскурсия, урок-сказка, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-игра.

        Это повышает интерес детей к изучаемому материалу и способствует достижению поставленных целей.

        Для получения новых знаний необходимо время, которое нужно эффективно использовать на уроке и вне урока. Поэтому каждая минута на уроке должна быть учтена. Важно чётко и точно спланировать и организовать урок, продумать каждый его этап, формы организации учебной деятельности школьников и тогда время урока будет использоваться эффективно и с пользой. Для экономии времени применяю групповую форму работы, которую дети очень любят. Например, для проверки или взаимопроверка самостоятельной или домашней работы.

        Я учитываю образовательные потребности детей. Задолго до того, как ребёнок переступит порог нашей школы и будет назван первоклассником, я знакомлюсь со своими будущими учениками в стенах детского сада. Стало доброй традицией проведения подготовительной работы с дошкольниками, так как в последние годы уровень готовности детей к обучению в школе резко снизился. Причина в социально-экономической обстановке на селе, безработице.

        Дети, идущие в школу плохо ориентируются в окружающем мире, имеют слабое здоровье и ряд хронических заболеваний, задержку речевого и психического развития .

        Может ли учитель в таком классе учить всех одинаково, ориентируясь на среднего ученика? Да, конечно, же нет!

        Только дифференцированный подход – обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к обучающимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий приводит к росту качества знаний по предметам.

Название предмета

2009-2010 учебный год

2010-2011

учебный год

2011-2012 учебный год

Русский язык

 66%

 57%

 57%

Математика

 66%

 71%

 71%

Чтение

 100%

 100%

 100%

Окружающий мир

 100%

 100%

 100%

        

Я умею разнообразить учебные материалы в зависимости от конкретной учебной ситуации. Умею адаптировать материал учебника к психолого-педагогическим особенностям учащихся своего класса.

        Использую в учебном процессе современные достижения в преподаваемой области знаний.

        Результаты анкетирования показывают, что детям нравится учиться в нашей школе, они уважают и любят своего учителя. Чаще всего у ребят преобладает радостное и спокойное настроение.

     

        Степень удовлетворенности школьной жизнью учащихся

        

         Я считаю высоким уровень познавательного интереса у своих учеников. Для развития и поддержания интереса к изучаемым предметам использую дополнительный занимательный материал, дидактические и обучающие игры, элементы драматизации, сказочные персонажи, работу с ребусами и кроссвордами и т. д. Это оживляет материал урока, делает его более привлекательным и интересным, создаёт положительную мотивацию у учащихся.

        В своей работе я использую различные методы оценки деятельности учащихся:

  • индивидуальный подход в оценке знаний: выставление отметок и обоснование оценки смысл вижу в том, чтобы раскрыть позитивные стороны ответа, указать на отрицательные моменты и пути их исправления. Главное в индивидуальном подходе – поддержка с помощью оценочных суждений малейшего успеха ученика. Возможность дать любому ученику, даже самому отстающему, что он может хорошо учиться, что он способный.
  • Коллективное обсуждение работы на уроке этот метод способствует формированию у учащихся умений анализировать деятельность других, видеть правильные ответы, замечать недостатки, высказывать собственное мнение. В ходе этого метода дети получают большой опыт (обсуждение, решение задач, чтение, природ.).
  • Применение разноуровневых заданий на заданную оценку. Позволяет сформировать правильную самооценку у учащихся. Если ученик выбрал задание на «5» и не справился, он в следующий раз подумает, что ему выбрать.

Оценивание осуществляется на основе норм оценивания учащихся начальной школы.

        Взаимодействие с классом на занятиях и вне его нельзя осуществлять без знаний индивидуальных особенностей каждого школьника.

        Взаимодействие строго на полном взаимопонимании между учителем и учащимися, на взаимопомощи и взаимопереживании. Я стараюсь гуманизировать отношения между детьми в классе, воспитательные задачи способствуют формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, создаю ситуацию защищённости и эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребёнка. Это необходимо для создания партнёрских, доверительных отношений, которые в значительной степени влияют и на качество усвоения школьниками знаний.

        Результатом такого сотрудничества является 100 % активность детей в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, а в учебной деятельности нет пропусков занятий без уважительных причин.

         Логическим продолжением моих уроков является проведения внеклассной работы по предмету. Развитие творческих способностей детей с отличающимися возможностями и склонностями происходит не только в учебно-познавательной деятельности.

        Одним из видов работы является подготовка и участие детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. В последние годы наметилась тенденция роста количества детей, участвующих в конкурсах и олимпиадах:

  1. Ежегодно мои дети участвуют в международном конкурсе-игре «Медвежонок» по русскому языку и в математическом конкурсе «Кенгуру» . Школа и дети награждены сертификатами за активное участие в конкурсах.
  1. ) Принимают активное участие во всех общешкольных мероприятиях.

     3)Проведена неделя SOS вредные привычки, где дети рисовали плакаты и          рисунки на тему здорового образа жизни.

     4) Бочкарёв Герман – победитель районных спортивных соревнований по лыжам и бегу.

     5) Провожу много бесед, классных часов на тему доброго отношения к окружающим, уважительного отношения к старшим (« Азбука вежливости», « Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть», «Я чувствую себя счастливым, когда…»)

     6) Стараюсь создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за место в котором родился и живёшь ( « Уроки мужества», «день памяти А. Аксёнова», месячник военно – патриотического воспитания, классные часы на тему ВОВ).

    7) Провожу выставку лучших работ детей ( рисунки, поделки, сочинения и т.п.)

        

            Результаты деятельности в роли классного руководителя:

  • социальные качества учащихся;
  • удовлетворённость школьной жизнью учащихся;
  • динамика эмоционального отношения родителей к школе.

Социальные качества учащихся

Я являюсь классным руководителем 3 класса. Для того, чтобы правильно организовать воспитательный процесс в классе я использую методы педагогической  диагностики.

Объектом изучения являются отношения в классе, познавательная среда, самооценка, социометрический статус, нравственная направленность личности, здоровье, климат в семье. Я использую такие методы диагностики, как наблюдение, беседа, тест, анкета, сочинение, игра, рисунок.

Личностный подход в работе с ребятами, создание ситуации успеха для всех и для каждого в классе, постоянная забота о состоянии межличностных отношений в коллективе, создание благоприятного психологического климата, дают возможность строить отношения детей на взаимном доверии, уважении и открытости.

         Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу и дневник ученика.

        Формы работы использую самые разнообразные: родительские собрания, беседы и консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии, спортивные соревнования, турпоходы, рейды с родительским комитетом по проверке режима дня школьников и бытовых условий жизни, содействие родителей в материально-техническом оснащении учебного кабинета.

        Наиболее активных родителей родительский комитет поощряет грамотами и благодарственными письмами.

        Большая часть родителей считает, что пока ребёнок в школе, они спокойны за него. Отношение родителей к школе позитивное.

       

       

        Динамика эмоционального отношения родителей к школе

         

        В коллективе нашей школы между учителями сложились хорошие отношения. Особенно тесный контакт у меня с коллегами начальных классов. Мы очень часто общаемся, обмениваемся опытом работы, помогаем друг другу в проведении открытых уроков, методических объединений, праздников, делимся своими наработками.  

        Главное в работе учителя не количество применяемых методических приёмов и методик, а его постоянная неуспокоенность, стремление преподавать нешаблонно и искать новые пути повышения качества обучения и воспитания школьников.

        В нашу жизнь вошли компьютеры, видео, интернет – это замечательно. Но дети стали больше сидеть у монитора, чем читать книги. В сельской и школьной библиотеке детской литературы очень мало. Книга в магазинах для сельского жителя дорогая, поэтому родители покупают её очень редко.

        Хочу добиться в своей педагогической деятельности высокого уровня начитанности и качества чтения детей, расширить их читательский кругозор.

        Для своей профессиональной деятельности мне необходимо в совершенстве овладеть ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....